Основные положения ораторского искусства Цицерона. Трактат «Оратор». Тема VIII. Основы мастерства публичного выступления О каком качестве публичного выступления говорит цицерон

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты - „Об ораторе", „Брут, или О знаменитых ораторах", „Оратор" - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличения реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом. В трактате „Об ораторе" он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая все доводы за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. „В самом деле, - пишет он, - ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний - памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром".

Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего - глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня. Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств.

Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики Сульпиций и Котт и менее значительные лица.

Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. В этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской речи: „Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращать к кротости и жалости? Но достичь этого красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться".

Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика). Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее Цицерон старается синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства.

В первой части работы „Об ораторе" Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. „Если же речь идет о том, что по-настоящему превосходно, - пишет Цицерон, - то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования". Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой.

И в других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву как к части ораторского образования и воспитания. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.

Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора.

Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. Однако Антоний, герой диалога, говоря о видах красноречия, указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не дает на них четкие ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с ним соглашаться или не соглашаться.

Вот как, по Цицерону, происходит формирование оратора: „Итак, можно сказать: человеку даровитому, который заслуживает поддержки и помощи, мы передадим только то, чему научил нас опыт, дабы он под нашим руководством достиг всего, чего мы сами достигли без руководителя; а лучше этого обучить мы не в состоянии". Основное - дар слова, который необходимо развивать постоянно.

Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах доказательств и их применении.

Автор рассуждает о страстях, возбуждаемых речью. Раздел о возбуждении страстей изложен им подробно, ибо практически большая часть речей ораторов, и в частности его самого, строилась с учетом воздействия на психику слушателей, но теоретически идеи воздействия не были обобщены. Цицерон показывает превосходство психологического подхода к красноречию.

Он пишет о юморе и остроумии, которые плохо укладываются в риторическую схему. Классификация юмора, не всегда последовательная, иллюстрируется примерами из римской ораторской практики и попутными практическими комментариями Цицерона. Он, таким образом, пытается уложить теорию юмора в рамки классической риторики, хотя сам убежден, что юмор - свойство природное и ему научить нельзя.

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь „ от мысли к звучащему публичному слову". Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. „Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слово произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как в одышке /.../, существуют, с одной стороны, такие недостатки, которые все стараются избегать, например, голос слабый, женственный или как бы немузыкальный, неблагозвучный и глухой. С другой стороны, есть такой недостаток, которого иные сознательно добиваются: так, некоторым нравится грубое мужицкое произношение, ибо им кажется, что оно вернее придает их речи оттенок старины". В понятие чистоты языка входила нормативность речи („Ясно, что для этого нужно говорить чистым латинским языком..."), то есть использование нормативного произношения и нормативных морфологических форм и конструкций. Но этого мало. Цицерон замечает: „Ведь никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то что за оратора, и за человека-то не считают". Далее Цицерон суммирует требования, которые предъявляют к речи оратора, считая, что если его речь удовлетворяет им, то он приближается к идеальному оратору, действующему в нужном направлении на аудиторию: „Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, развернуто, обстоятельно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, - одним словом, красиво. А тот, кто так владеет речью, как требует важность предметов и лиц, тот немалой заслуживает похвалы за то, что можно назвать уместностью и соответствием с предметом".

Интересно философское рассуждение Цицерона о нравственности и красноречии: „Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и она служит ему материалом. Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека; и хотя все проявления нравственной силы однородны и равноценны, но одни виды ее превосходят другие по красоте и блеску. Таково и красноречие: опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такою силой, что напор его движет слушателей в любую сторону. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять ее с честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие". Здесь Цицерон, пожалуй, впервые ставит так широко вопрос об образе оратора. Слово, искусство красноречия связано с личностью говорящего, через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт, а также воля, которая действует на слушателей через речь. Красноречие - это высшее проявление нравственной силы человека. Следовательно, чем нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае красноречие - благо, которое использует оратор для людей. Сила ораторской речи, по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадет в руки безумцам, которые могут направить его во зло. Философский подход к слову как благу и аду, как орудию честных и нечестных людей дает возможность взглянуть на теоретические изыскания Цицерона под углом гуманистического направления риторического искусства, его высшего назначения в качестве выразителя общегуманитарных идей. Не случайно Цицерон силу слова связывает с мудростью, отмечая, что эту науку мыслить и говорить, эту силу слова древние называли мудростью. „Ведь в старину-то наука, - замечает он, - как видно, одинаково учила и красному слову, и правому делу; и не особые учителя, но одни и те же наставники учили людей и жить, и говорить".

Цицерон неоднократно подчеркивает, что речь должна быть как можно более увлекательной, производить как можно большее впечатление на слушателей и подкрепляться как можно большим количеством доводов, ибо доводы - материал действительно громадный и важный.

Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи состоит прежде всего как бы из некой общей ее свежести и сочности: ее нежность, ее ученость, ее благородство, ее пленительность, ее изящество, ее чувствительность или страстность, если нужно - все это относится не к отдельным ее частям, а ко всей ее совокупности. А вот цветы слов и мыслей, как бы усиливающие речь, должны не рассыпаться по ней равномерно, а располагаться с разбором так, как на каком-нибудь наряде располагаются украшения и блестки. Общий тон речи следует избирать такой, какой в наибольшей степени удерживает внимание слушателей и какой не только их услаждает, но услаждает без пресыщения.

Цицерон - против слащавости и вялости ораторской речи, - за то, чтобы она была и динамична, и красива, и приятна, но ее приятность должна быть строгой.

Он выделяет слова простые, употребляемые обычно, среди которых тоже должен производиться отбор, и решающим при этом должно быть слуховое впечатление (избегать затасканных и приевшихся слов, пользоваться яркими, в которых есть полнота и звучность), выделяет малоупотребительные и новообразованные слова, а также слова в переносном смысле.

Автор в трактате „Об ораторе" основывался на некоторых теоретических исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.

Трактаты „Брут" и „Оратор", написанные в 46 г. до н. э., он обращает к Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения. Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге „Об ораторе". Обосновывает он это направление и с точки зрения исторической (в „Бруте"), и с точки зрения теоретической (в „Ораторе"). В диалоге „Брут, или О знаменитых ораторах" Цицерон перечисляет почти всех знаменитых ораторов - свыше двухсот - в хронологическом порядке с краткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны в предыдущем трактате.

В своей истории красноречия он рисует продуманную картину исторического прогресса и постепенного восхождения красноречия от ничтожества к совершенству. Красноречие для Цицерона - по-прежнему не самоцель, а лишь форма политической деятельности, и судьба красноречия неразрывно связана с судьбой государства. Развитие римского красноречия, считает Цицерон, определяется прежде всего внутренними причинами -широтой и глубиной усвоения греческой культуры и развитием культуры римской. На примерах критического разбора речей греческих и римских ораторов он еще раз утверждает идеи, которые высказаны им в трактате „Об ораторе".

„Оратор" - завершающее произведение риторической трилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенного оратора, однако делает оговорку: „Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был".

В этом трактате больше всего Цицерон говорит о словесном выражении и о ритме, что диктуется его стремлением доказать аттицистам - а именно по этим вопросам шел спор - свою правоту: он стремился отстоять свое право на величественный и пышный слог, отведя упреки в азианстве и обличив недостаточность и слабость проповедуемой аттицистами простоты. Он выдвигает в качестве аргумента эллинистическое учение о трех стилях красноречия: высоком, среднем и простом. Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя.

Цицерон видит красоту речи в ее свежести, сочности, нежности, учености, благородстве, пленительности, изяществе, страстности, причем „цветы слов и мыслей" должны распределяться в речи „с разбором". Словесные нагромождения, речь, расцвеченная чрезмерно яркими красками, не доставляет длительного удовольствия, пресыщает слушателей, раздражает их. По этим взглядам Цицерона нельзя было причислить ну к аттицистам, ни к азианцам. Он создал свой собственный стиль и требовал разумного употребления „цветов красноречия. Он продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и критически переосмыслил взгляды на ораторское искусство теоретиков и практиков красноречия, путем тщательного анализа сопоставил различные точки зрения, создал свою теорию.

Политический деятель, философ и оратор Марк Туллий Цицерон жил в Древнем Риме. Римлянин не происходил из знатного рода, но ораторским талантом сумел достичь небывалых высот в политической карьере. Марк Туллий до последнего оставался сторонником республиканского строя, за что поплатился жизнью. До нашего времени дошли некоторые литературные, философские и ораторские труды деятеля. Современники Цицерона считали, что у философа эталонный стиль повествования.

Творчество Марка Туллия оказало влияние на формирование древнеримской культуры. Трактаты, речи Цицерона восхищали историков разных времен. Исследователи делают важные выводы, основываясь на произведениях философа.

Детство и юность

Рождение Марка Туллия Цицерона пришлось на 3 января 106 года до н.э. Будущий философ редко вспоминал день рождения, так как считал неправильным праздником. По мнению , роды прошли легко, после чего мальчика передали кормилице, которой привиделось, что Цицерон станет «благом для римлян».


Марк Туллий родился в усадьбе деда, расположенной рядом с рекой Фибрен, в непосредственной близости от Арпина. Позже молодой человек переехал в город, где получил начальное образование. Критики того времени считали Цицерона недостойным и постоянно упоминали о «деревенском рождении».

Родственники Марка Туллия входили в круг уважаемых людей. К примеру, муж тети Гай Акулеон тесно общался с оратором Луцием Лицинием Крассом. Цицерон вдохновлялся дядей, считая деятеля человеком тонкого ума. Акулеон разбирался в гражданском праве.


В детском возрасте Цицерон вместе с двоюродным братом приезжал в Рим для общения с Крассом. Резиденция отца Марка Туллия была в городе. Дом располагался в квартале Карины. Современники философа утверждали, что Цицерон обучался легко и ненасытно. Подростком выучил греческий язык, постигал науки у учителей из Греции.

Литература и философия

Ораторское искусство - отдушина для Цицерона, поэтому неудивительно, что оратор регулярно писал сочинения на связанные темы. Философ повествовал о теоретических и практических вопросах выступления на публике. Известны истории трактаты Цицерона по теме «Об ораторе», «Оратор», «О построении речи», «Бруте», «О нахождении материала».


Риторическое образование в те годы не устраивало Марка Туллия, поэтому оратор пытался достучаться до молодых умов творчеством. Цицерон установил высокую планку, которую невозможно было достичь, но благодаря этому начинающие ораторы приближались к этим представлениям.

Цицерон считал, что оратору необходим широкий кругозор: необходимо ориентироваться в риторике, философии, истории и гражданском праве. Для оратора важно быть образованным и искренним, обладать чувством такта. Молодым людям философ дал немало советов. К примеру, в речи использование риторических фигур допустимо, но перегружать ими высказывания не следует. Последовательность – одна из основ ораторского искусства.


Неологизмы могут быть использованы в речи, но при этом новые слова должны быть понятны слушателям. Избегать изобразительно-выразительных средств не следует, но метафоры нужно подбирать естественные и живые. Практиковать рассуждения можно при помощи философских тем. Цицерон советовал заниматься правильностью и четкостью произношения. Речи пожилых римлянок нравились оратору.

Политические и судебные речи должны обладать определенной структурой, отличной от повседневных выступлений. Пафос и шутки не помогут в восприятии изложения мыслей, но в некоторых ситуациях сделают речь живой. Оратору необходимо тонко чувствовать эти грани. По мнению Марка Туллия, эмоции лучше оставлять на заключительную часть выступления. Так можно добиться максимального эффекта.


Во время речей Цицерон замечал пользу литературы как для писателя, так для читателей. Нередко создатели литературных произведений рассказывают обывателям в биографиях и поэмах о доблести и героизме известных правителей, великих людей. Оратор советовал всем гражданам, обладающим поэтическим или писательским даром, активно развивать талант, так как природа не способна подарить максимальный уровень владения словом.

Когда речь заходила о поэзии, Цицерон становился консерватором. Оратору нравились традиционные варианты стихосложения, а поэты-модернисты подвергались критике. Философ считал, что современная поэзия - цель, а не инструмент для прославления родины, воспитания патриотов. По душе Марку Туллию были эпическая поэзия и трагедия.


Интересно, что Цицерон считал историю не наукой, а видом ораторского искусства. Философ пытался сподвигнуть соотечественников на изложение исторических событий, произошедших недавно. По мнению Марка Туллия, анализ древних времен не нужен. Перечисление произошедших событий не интересует обывателей, так как увлекательнее читать, что подтолкнуло деятелей на совершение тех или иных действий.

Политические взгляды

Цицерон в политике предстал теоретиком и практиком. Специалисты утверждают, что Марк Туллий внес вклад в теорию государства и права. Некоторые отмечают двуличность в суждениях на бумаге и на словах у Цицерона. Несмотря на это, советский ученый С. Л. Утченко выразил иное мнение – в трактатах философ предлагает познакомиться со взглядами на политическую теорию, которые находят применение в публичной деятельности. Марк Туллий искренне считал, что государственные деятели должны в обязательном порядке изучать философию.


Публичные выступления стали привычными для Цицерона уже в 25-летнем возрасте. Первую речь оратор произнес в честь диктатора Суллы. Несмотря на всю опасность суждений, римские власти не стали подвергать гонениям Марка Туллия. Вскоре философ переезжает в Афины для изучения любимых наук. Только после смерти диктатора Цицерон вернулся на родину. Философа приглашают в качестве защитника на судебных разбирательствах.

В основе политических суждений Цицерона лежат греческие мысли. Но при этом Марку Туллию было ближе римское государство, философ старался делать акцент на устройстве и специфике. Существование Римской республики и ее отличие от греческих полисов стали главной темой исследования и рассуждений оратора. В книге «О государстве» Цицерон заявлял, что государство принадлежит народу. При этом между людьми должно быть согласие как в интересах, так и в вопросах права.


По мнению философа, Римской республике требуется лидер. На правителя будет возложена обязанность решения проблем и противоречий народа. Цицерону не нравилась система власти, внедренная Октавианом Августом. Оратор относил себя к республиканцам, взгляды которых противоречили принцепсу. Тезис о надклассовом лидере до сих пор вызывает жаркие споры в среде историков и исследователей. Доподлинно неизвестно, к какому решению по этому вопросу пришел Цицерон, так как до современности книги философа дошли фрагментарно.

Политический деятель в течение продолжительного времени искал идеальные законы, которые помогли бы сохранить государство. Цицерон считал, что страна развивается двумя путями - гибнет или процветает. Для последнего и нужна идеальная законодательная база. При этом Марк Туллий скептически относился к судьбе.


Из-под пера Цицерона выходит трактат «О законах». В издании философ полно раскрывает теорию естественного права. Закон одинаков и для людей, и для богов. Этим оратор пытался сказать, что за действия отвечает высший разум, заложенный природой, тогда как человеческие законы, создаваемые посредством общения, – это отличный от природных предмет.

Цицерон считал, что право – сложная наука, которую не смогли постичь даже судебные ораторы. Для улучшения ситуации необходимо использовать философские методы и теории в изучении и классификации принципов гражданского права. Тогда законы станут искусством.


По мнению Цицерона, в мире отсутствует справедливость. Политический деятель считал, что на смертном одре каждому воздастся за прожитое время и поступки. Марк Туллий не рекомендовал в точности следовать закону, потому что это приводит к яркой несправедливости. Это сподвигло оратора к требованию справедливого отношения с рабами, которые ничем не отличаются от наемных трудяг.

Цицерон выказывал отношение к политическому строю на словах и на деле. После смерти Марк Туллий издает диалог «О дружбе» и трактат «Об обязанностях», в которых делится мыслями и случившимся после падения республиканского строя в Риме. Эти произведения разобрали на цитаты уже после смерти Цицерона, так как в них кроется сама жизнь.

Личная жизнь

Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.


В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.

Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор - старший ребенок в семье. Брат - Квинт.

Смерть

После смерти Цезаря за постоянные нападки на Цицерона помещают в проскрипционные списки. Таким образом, философ становится врагом государства. Имущество конфисковали. Кроме того, за убийство или выдачу правительству Цицерона объявили награду.


Оратору о случившемся удалось узнать в момент общения с Квинтом. Сначала Цицерон вместе с братом отправился в Астуру, а потом хотел остановиться в Македонии. Братья не успели запастись вещами для такого путешествия. В итоге Квинт решил задержаться и собрать чемоданы, а Цицерон должен был ехать дальше.

Догнать политического деятеля Квинт не сумел, так как был убит. Цицерон поспешил скрыться на судне. Позже Марк Туллий сошел на землю и стал метаться, ища спасения. В итоге возвращается в Формию, на личную виллу. Неожиданно в окнах появились вороны, которые стащили с лица философа плащ. Рабы попытались помочь мужчине и донесли на носилках до моря.


Подоспели убийцы – центурион Геренний и военный трибун Попиллий. Работник рассказал, куда понесли Цицерона. Увидев это, оратор приказал рабам остановиться. Марк Туллий смотрел на убийц в излюбленной позе, а потом позволил умертвить себя. Философа зарезали, отрубили голову и руки за написание речей против Антония.

Библиография

  • «О нахождении»
  • «Об ораторе»
  • «Построение речи»
  • «О наилучшем роде ораторов»
  • «О государстве»
  • «Брут»
  • «Оратор»
  • «Топика»
  • «О дружбе»
  • «Об обязанностях»

Цитаты

  • Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.
  • О времена, о нравы!
  • Лицо - зеркало души.
  • Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
  • Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею.

Каждый, вступивший на поприще общественной деятельности, по мнению Цицерона, должен в совершенстве владеть красноречием, которое обладает исключительной силой воздействия, так необходимой в деле управления государством.

А уж его мнение, однозначно, заслуживает внимания, ибо сам Цицерон сказал более ста уникальных речей, из которых до нас дошло 57.

Его перу принадлежат такие трактаты об ораторском искусстве, как «Республика », «Законы », «О дружбе ». Огромно его эпистолярное творчество (сочинение писем), также представляющее образец риторического стиля.

По мысли Цицерона, – государственный деятель, который средствами публичного слова организует общественную жизнь, обеспечивает регулярное правосудие, поддерживает высокий уровень общественной нравственности и единства общества и «всему государству в целом приносит счастье и благополучие». Поэтому

«оратором, достойным такого многозначительного названия, будет тот, кто любой представившийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изложить толково, стройно, красиво, памятливо и в достойном исполнении».

Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве/Пер. с лат. Ф.А. Петровского, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова/Под ред. М.Л. Гаспарова. – М: Научно издательский центр «Ладомир», 1994.

Таким образом, профессия оратора требует глубокой и всесторонней подготовки не только в смысле овладения техникой речи, но и в содержательном плане, поскольку «никто не может говорить хорошо о том, чего он не знает».

Ораторская профессия предъявляет к претенденту следующие требования:

Способности к связной, плавной, свободной речи, смелости,

Чувство ответственности, находчивость и память,

Природный ум – «оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев. Вот почему в роде человеческом никто не попадается так редко, как совершенный оратор» (Там же. С. 190).

Но качества эти могут быть развиты воспитанием и обучением у всякого, кто обладает ими в той или иной мере, при должном «рвении и восторженной любви к делу».

Главным действующим лицом в речи является сам оратор. Из трех данных необходимых оратору: талант, навык и знания, первенство принадлежит образованности. Без знаний не может быть истинное . Только содержательная речь дает обилие выражений и вызывает восторг слушателей.

В своих «Трех трактатах об ораторском искусстве» Цицерон выдвигает такие обязанности оратора:

1. Найти, что сказать (inventio)

2. Расположить найденное (divisio).

3. Облечь его в слова (elocutio).

4. Утвердить в памяти (memoria).

5. Произнести (actio).

Составление плана - необходимое условие для подготовки речи - считает Цицерон.

План речи включает:

1. Расположение слушателей (exordium);

2. Изложение сущности дела (narratio);

3. Установление спорного вопроса (narratio);

4. Подкрепление своего положения (confirmatio) аргументами;

5. Опровержение мнения противника (confutatio);

6. Придание блеска своим словам (peroratio).

Выдвигая учение о трех стилях, Цицерон предлагает пользоваться:

Простым (аттическим) стилем, чтобы убеждать. Простой стиль предназначен для вещей обыкновенных; этот стиль точен и скромен, без украшений. Простым стилем Цицерон, по его словам, говорил за Секста Росция.

Умеренный стиль – царство уместности, о ней должно заботиться не только в мыслях, но и в словах, им нужно владеть, чтобы услаждать слушателей, употребляя такое средство выразительности, как и аллегории.

Пышным стилем пользуются, когда стремятся волновать души и внушать желаемое настроение. Это стремление оратора к , именно в нём он почувствует величие и мощь красноречия. Однако не сразу надо говорить пышно: начало речи должно быть сдержанно, но богато острыми мыслями, повествование - обыденно, когда же внимание публики завоевано, оратор прибегает к пышности, используя всю мощь красноречия, властвуя над душами людей.

«Действительно, - заключает Цицерон, - простой оратор, если он говорит опытно и тонко, будет казаться мудрым, умеренный - приятным, а этот, богатейший, если у него ничего больше нет, (т.е. глубокого содержания) вряд ли даже покажется здоровым. Кто не может говорить спокойно, мягко, раздельно, определенно, четко, остроумно, когда именно такой разработки требует речь в целом или в какой-нибудь отдельной части, - тот, обращая свое пламя к неподготовленному слуху, покажется бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых».

Цицерон считает, что в речи за Цецину стиль его (цицероновой) речи был простым, за Помпея - умеренным, а за Рабирия - возвышенным. Однако оратор предлагает смешивать стили, что он и сам делал в защитительных речах.

Кроме того, особое значение для оратора имеет выбор слов. Слова должны быть благозвучными, почерпнутыми из обыденной речи, а не только изысканные, как у поэтов... Речь воспринимается на слух, поэтому смысл слов должен доходить немедленно, то есть быть понятным в самый миг произнесения. Не следует употреблять слишком старых и редких слов, избегая излишней поэтичности, как и чрезмерной повседневности.

Вот почему, рассуждает Цицерон, оратором можно назвать всякого, кто умеет обращаться с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальным будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, чтобы убедить, доставить наслаждение, подчинить себе слушателя.

Цицерон стал реформатором латинского языка, придав ему необычайную точность и гибкость. Уже современники Цицерона метко выразили силу его речей:

«Небо послало Цицерона, чтобы показать в нем пример того, до каких вершин может подняться могущество слова».

Русская риторика. Хрестоматия / Авт. сост. Л.К. Граудина. - М.: Просвещение: «Учеб. литература», 1996.

На этом пока все.!

Цицерон родился в античном городе Арпинум, располагавшемся на холме в 100 км от Рима. Отец его принадлежал к сословию всадников и имел неплохие связи в Риме. О его матери, Хельвии, известно мало.

Согласно греческому историку Плутарху, выдающиеся способности юного Цицерона приводят его, вместе с другими учениками – Сервием Сульпицием Руфом и Титом Помпонием – к изучению права под наставлением Квинта Муциса Сцеволы.

Дальнейшая жизнь

В 90-88 г.г. до н.э., во время Союзнической войны, Цицерон служит у римских полководцев Гнея Помпея Страбона и Луция Корнелия Суллы, хотя военная жизнь ему вовсе не по нраву. В 80 г. до н.э. он берётся за своё первое судебное дело, успешную защиту Секста Росция, обвиняемого в отцеубийстве – поступок весьма смелый, учитывая, что преступление было тяжким, а те, кого в убийстве обвинил Цицерон, пользовались особым расположением диктатора Суллы.

В 79 г. до н.э., вероятно, опасаясь гнева Суллы, Цицерон оставляет Рим и путешествует по Греции, Малой Азии и острову Родос. В Афинах он встречает Аттика, к тому времени уже бывшего почётным гражданином, который представляет его ряду влиятельных афинян.

Цицерон постоянно ищет менее изнурительные способы произнесения речей, а потому обращается за помощью к ритору Аполлонию Молону Родосскому, обучившему его менее напряжённой форме ораторского искусства.

В 75 г. до н.э. Цицерон избирается квестором западной Сицилии, где проявляет себя человеком правдивым и честным по отношению к местному населению. Он успешно проводит дело по обвинению Гая Верреса, продажного правителя Сицилии.

Его речи “in Verrem” («против Верреса»), произнесённые в 70 г. до н.э., привлекают к нему внимание античного мира.

Цицерон благополучно преодолевает римский “cursus honorum”, «путь чести» – последовательный ряд служб, который необходимо было пройти успешному политическому деятелю, – будучи поочерёдно квестором, эдилом, претором и, в конце концов, в возрасте 43 лет, будучи избранным консулом.

Консулом он становится в 63 г. до н.э. – в то самое время, когда он раскрывает заговор, нацеленный на убийство его самого, а также на свержение Республики с помощью чужеземного войска под предводительством Луция Сергия Катилины.

Цицерон добивается “Senatus Consultum Ultimum” – объявления о введении военного положения, и изгоняет Катилину из города четырьмя страстными речами («Катилинариями»), которые по сей день являются лучшими образцами его риторического стиля.

Катилина бежал и начал призывы к государственному перевороту, однако Цицерон принуждает его и его сторонников к публичному признанию своей вины перед Сенатом. Заговорщиков казнили без всякого суда, и это долгие годы будет терзать Цицерона.

В 60 г. до н.э., Цицерон отвергает предложение Юлия Цезаря войти в состав Первого триумвирата, в котором на тот момент состояли Юлий Цезарь, Помпей и Марк Лициний Красс, поскольку оратор был твёрдо убеждён, что Триумвират подорвёт устои Республики.

В 58 г. до н.э. Публий Клодий Пульхр, народный трибун, издаёт закон, грозивший изгнанием любому, убившему римского жителя без суда. А потому Цицерона ссылают в греческую Трессалонику.

Благодаря вмешательству новоизбранного трибуна Тита Анния Милона, Цицерона возвращают из изгнания. В 57 г. до н.э. он возвращается в Италию, высаживаясь на берег Брундизии под радостные крики толпы.

Заниматься политической деятельностью Цицерону больше не позволяется, а потому он принимается за философию. Между 55 и 51 г.г. до н.э. он пишет трактаты «Об ораторском искусстве», «О государстве» и «О законах».

После смерти Красса Триумвират пал, и в 49 г. до н.э. Цезарь со своим войском переходит реку Рубикон, вторгается в Италию. Здесь начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Цицерон, хотя и неохотно, поддерживает Помпея. Как на беду, в 48 г. до н.э. войско Цезаря одерживает победу, и тот становится первым римским императором. Цицерону он дарует помилование, однако к политической жизни не подпускает и близко. В мартовские иды 44 г. до н.э., в результате заговора группы сенаторов, Цезарь был убит. И вновь разразилась борьба за власть, ключевыми фигурами в которой стали Марк Антоний, Марк Лепид и Октавиан. Цицерон произносит речи, «филиппики», получившие своё название от имени греческого оратора Демосфена, призывавшие жителей Афин к восстанию против Филиппа Македонского и побуждавшего Сенат к поддержке Октавиана в его борьбе простив Марка Антония.

Однако Марк Антоний, Лепидий и Октавиан приходят к соглашению разделить власть между собой, из чего следует, что каждый из них выдаст имена своих вероятных врагов. Цицерон пытается бежать в Италию – но, увы, слишком поздно. Оратора поймали и убили.

Основные труды

«Трактат об ораторском искусстве», оконченный Цицероном в 55 г. до н.э., является многословным трудом, написанным в форме диалога, в котором автор ставит риторику превыше закона и философии. Автор оспаривает тот факт, что идеальный оратор должен обладать знаниями этих наук, а также владеть красноречием.

Личная жизнь и наследие

В 79 г. до н.э., приблизительно в возрасте 27 лет, Цицерон соединяет свою судьбу с Терентией. Брак, заключённый ради выгоды, продержится в мире и согласии 30 лет, однако окончится разводом.

В 46 г. до н.э., Цицерон берёт себе в жёны свою юную подзащитную Публилию. Однако видя равнодушие, проявляемое Публилией к смерти его дочери, Туллии, к которой та сильно ревновала мужа, Цицерон разрывает брак.

Цицерон был убит в 43 г. до н.э., по приказу Марка Антония, при попытке бегства в Италию.

Этому римскому оратору принадлежат слова: «Жизнь, отпущенная нам по природе, коротка, но память о хорошо прожитой жизни вечна».

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

В красноречии было известно два направления: азианское (цветистый язык, афоризмы, пристрастие построению концов периода и его частей) и аттическое (сжатый, простой язык). Цицерон выработал свой собственный средний стиль, в котором сочетались особенности обоих направлений.

Основные положения ораторского искусства Ц. (по нашему учебнику) слишком кратко, но больше ничего вычленить не смогла. Ц. во многом пользуется тем, о чем пишет в «Ораторе», сами увидите:

1. Изложить суть дела так, чтобы публика и трибунал поверили в её истинность.

2. Сам Ц. отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», в большинстве своем исходившее из желания оратора отвлечь внимание от невыгодных фактов.

3. Ц. часто меняет тон рассказа – то он говорит патетически, то просто, то серьезно. То насмешливо.

4. Использует амплификацию – прием преувеличения.

(Вкратце об «Ораторе» по нашему учебнику: В трактате «Оратор» Ц. излагает свое мнение ил применении различных стилей в зависимости от содержания речи с целью убедить слушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периодов (шта??)

Дамы! Как выяснилось, работ, посвященных ораторскому искусству, у Цицерона было как минимум две. Это трактат «Оратор» и трактат «Об ораторе». У нас в вопросе указан только «Оратор», хороший и полный пересказ которого я нашла в сети. Скидываю вам. Реально, читается не так уж и легко, но, поверьте, это легче оригинального цицероновского «Оратора», цветистого и многословного.

Трактат «Оратор» должен, по мысли Цицерона, ответить на вопрос, который Брут часто задавал Цицерону: каков высший идеал и как бы высший образ красноречия? Идеи, изложенные в этом произведении, были затронуты в трактате «О лучшем роде ораторов», который также был написан в последние годы жизни Цицерона. Вопрос об идеальном ораторе возник в связи со спором об образце для подражания.

Когда говорят о высоком, среднем и простом виде, или роде, то имеют в виду не различные виды или роды красноречия, который на самом деле один, а ораторов, которые в зависимости от степени их таланта стоят ближе или дальше от идеала. Оратором будет всякий, умело обращающийся с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальный оратор тот, кто в своей речи и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое - его долг, второе - залог его популярности, третье - необходимое условие успеха.

Ораторская теория Цицерона, изложенная в «Ораторе», явилась суммированием богатого практического опыта предшествующих Цицерону ораторов и его собственного и одновременно оправданием своей теории и практики, поскольку на его авторитет покушались. В трактате «Оратор» в сжатой форме Цицерон повторяет основные положения своей теории, но главное внимание уделяет здесь словесному выражению речи, теории трех стилей и теории ритма.

Цицерон был великим стилистом. Даже самые рьяные его критики, в новое время порицавшие его как незадачливого политика и отрицавшие его как оратора, признавали за ним славу мастера стиля. Неоаттицисты, современники Цицерона, покушаясь на его авторитет стилиста, лишали его единственной опоры, которая у него еще оставалась после всех его политических и жизненных неудач. Поэтому он защищает свой идеал оратора и отстаивает свою теорию в «Ораторе» с особой убежденностью и страстью. Исходя из некоторой нестройности трактата, кое-кто из исследователей склонен считать, что он написан в спешке: Цицерон как бы спешил оправдаться перед современниками и защитить себя в обстановке для него весьма неблагоприятной.

Как и в трактате «Об ораторе», Цицерон останавливается здесь на необходимости широкого образования для оратора: без знания истории, права и особенно философии нет идеального оратора («тот, кто не знает того, что было до его рождения, всегда останется ребенком»). Он сожалеет, что мнение о необходимости эрудиции все еще не является общепринятым среди его современников. Он рассуждает об отличии красноречия от философии, софистики, истории и поэзии, размышляет о том, к лицу ли государственному деятелю полемизировать о красноречии, но главное внимание уделяет характеристике стиля и ритма, исходя из убеждения, что современный оратор должен владеть всеми тремя родами красноречия и всеми стилями речи. Вот как он характеризует свою задачу в этом трактате: нарисовать образ совершенного оратора, который не «изобретатель», не «располагатель», не «произноситель», хотя все это в нем есть, - нет, его название - ρήτωρ (ритор). Всякий может притязать на частичное обладание любым искусством оратора, но его главная сила - речь, т. е. словесное выражение, принадлежит ему одному.

Характеризуя три рода речи, он не случайно особенно подробно останавливается на простом - именно этот род предпочитали новоявленные аттики. И, оказывается, что этот простой род далеко не прост. Правда, простой род не требует ритма, зато заставляет более внимательно следить за правильностью, чистотой и уместностью выражения. У него не будет пышности, сладостной и обильной, но он вполне может пользоваться украшениями, правда, сдержанней и реже, чем другие роды речи. Не противопоказан ему и юмор, тактичный и уместный. «Он будет таким мастером шутки и насмешки, - говорит Цицерон, - какого я никогда не видел среди новых аттиков, хотя это бесспорно и в высшей степени свойственно аттичности».

Гораздо короче характеризует Цицерон умеренный и высокий род красноречия, утверждая, что именно красноречивый оратор - это «такой оратор, который умеет говорить о низком просто, о высоком - важно и о среднем - умеренно». Соглашаясь с Брутом, что такого еще не бывало, он, тем не менее, ссылается на собственную практику, которая должна навести собеседника на мысль, что именно он более всех походит на такого оратора: «Вся моя речь за Цецину была посвящена словам интердикта: мы разъясняли скрытый смысл определениями, ссылаясь на гражданское право, уточняли двусмысленные выражения. По поводу Манилиева закона мне нужно было восхвалять Помпея: средства для восхваления дала нам умеренная речь. Дело Рабирия давало мне полное право коснуться величия римского народа: поэтому здесь мы дали полную волю разливаться нашему пламени. Но иногда это нужно смешивать и разнообразить. Какого рода красноречия нельзя найти в семи книгах моих обвинений? В речи за Габита? За Корнелия? Во многих наших защитительных речах я подобрал бы и примеры, если бы не полагал, что они достаточно известны или что желающие могут сами их подобрать». «Ни в одном роде нет такого ораторского достоинства, которого бы не было в наших речах, пусть не в совершенном виде, - скромно замечает Цицерон, - но хотя бы в виде попытки или наброска. Если мы не достигаем цели, то, по крайней мере, мы видим, к какой цели следует стремиться». И хотя он тут же оговаривается, что он далек от восхищения собой и что даже Демосфен кое в чем далек от совершенства, тем не менее моделью идеального оратора, образ которого складывается в «Ораторе», безусловно, является он сам.

Огромное значение придавал Цицерон принципу уместности (πρέπον, decorum, такт) - говорить в соответствии и согласии с предметом обсуждения: «самое трудное в речи, как и в жизни, - это понять, что в каком случае уместно. Греки это называют πρέπον, мы же назовем, если угодно, уместностью... Оратор к тому же должен заботиться об уместности не только в мыслях, но и в словах. Ведь не всякое положение, не всякий сан, не всякий авторитет, не всякий возраст и подавно не всякое место, время и публика допускают держаться одного для всех случаев рода мыслей и выражений... Сколь неуместно было бы, говоря о водостоках перед одним только судьей, употреблять пышные слова и общие места, а о величии римского народа рассуждать низко и просто!». Установив это, оратор будет говорить так, «чтобы сочное не оказалось сухим, великое - мелким и наоборот, и речь его будет соответствовать и приличествовать предметам».

Вот короткие и точные указания относительно того, что уместно в каждой части речи: «Начало - сдержанное, пока еще не воспламененное высокими словами, но богатое острыми мыслями, направленными во вред противной стороне или в защиту своей. Повествование - правдоподобное, изложенное ясно, речью не исторической, а близкой к обыденной. Далее, если дело простое, то и связь доводов будет простая как в утверждениях, так и в опровержениях: и она будет выдержана так, чтобы речь была на той же высоте, что и предмет речи. Если же дело случится такое, что в нем можно развернуть всю мощь красноречия, тогда оратор разольется шире, тогда и будет он властвовать и править душами, настраивая их, как ему угодно, т. е. как того потребуют сущность дела и обстоятельства». «Царственное могущество речи» состоит в том, чтобы волновать и возмущать души. По Цицерону для этого есть два средства: этос и пафос. Первое, служащее для изображения характеров, нравов, всякого жизненного состояния, предназначено вызывать сочувствие, сострадание, второе направлено на то, чтобы вызывать более сильные чувства, способствующие победе оратора.

Цицерон особенно ценил способность оратора к пафосу, веря в его безграничные возможности: «Я - оратор посредственный (если не хуже), - говорит он, на самом деле думая, конечно, обратное, - но всегда действовавший мощным натиском, не раз сбивал противника со всех позиций. Гортензий, защищая близкого человека, не смог отвечать перед нами. Катилина, человек небывалой наглости, онемел перед нашим обвинением в сенате. Курион Старший принялся было отвечать нам по частному делу большой важности, но вдруг сел на место, заявляя, что его опоили, лишив памяти. А что сказать о возбуждении сострадания? В этом у меня еще больше опыта, потому что если даже нас, защитников, выступало несколько, то все оставляли за мной заключение, и мне приходилось полагаться не на дарование, а на душевное сочувствие, чтобы создать впечатление превосходства».

Много места в трактате уделяется теории периодической и ритмической речи. В истории античного ораторского искусства создание периодической и ритмической речи принадлежит Исократу. Римляне переняли ритм у греков; им отличались, главным образом, сторонники азианского направления в риторике. Цицерон довел это качество речи до совершенства. Музыкальность, ритмичность фраз - одно из самых замечательных свойств цицероновской речи, которое современному человеку трудно оценить, но к которому были очень чувствительны древние. Цицерон рассказывает, как негодовал зритель в театре, интуитивно ощущая нарушение ритма: «целый театр поднимал крик, если в стихе окажется хоть один слог дольше или короче, чем следует, хотя толпа зрителей и не знает стоп, не владеет ритмами и не понимает, что, почему и в чем оскорбило ее слух; однако сама природа вложила в наши уши чуткость к долготам и краткостям звуков, так же, как и к высоким и низким тонам». Ритмичность речи облегчала путь к сердцу слушателя и тем самым способствовала достижению главной задачи оратора - убеждению. Цицерон обстоятельно объясняет, что составляет понятие «ритм» (греческому соответствует латинский эквивалент numerus). Он создается не только комбинацией слогов - долгих и кратких, но и выбором слов, порядком их расположения, симметрией выражения и объемом фраз.

Особенное значение Цицерон придавал выбору слов: «Две есть вещи, ласкающие слух: звук и ритм. Сейчас я скажу о звуке, тотчас затем о ритме. Слова должны отбираться как можно более благозвучные, но почерпнутые все же из обычной речи, а не только изысканно звучащие, как у поэтов... Поэтому будем предпочитать добротность наших слов блеску греческих». При выборе слов учитывался главный момент: речь воспринималась на слух, и поэтому слова должны выбираться такие, смысл которых доходит немедленно, которые могут быть понятны в самый миг произнесения. Поэтому Цицерон пользовался правильными и известными всем словами и оборотами, привычными и естественными, избегая в их выборе излишней поэтичности и чрезмерной повседневности. Он почти не употреблял архаизмов и редких слов, постоянно помня о том, что для достижения главной задачи оратора - убеждения он должен быть понятен всем.

Важное значение для ритма имеет не только выбор слов, но и их сочетание. Здесь нужно следить прежде всего за тем, «чтобы наиболее складно и притом благозвучно сочетались окончания одних с началом следующих; или за тем, чтобы самая форма и созвучия слов создавали своеобразную цельность». Однако делать это надо так, чтобы усилия не были заметны. Не должна выступать наружу чрезмерность заботы об этом. После совета избегать зияния и жестких звучаний Цицерон подробно останавливается на употреблении архаизмов в современной речи, соглашаясь на их допущение при условии, что они не режут слух. «Есть два средства придать речи красоту: приятность слов и приятность ритмов, слова как бы представляют собой какой-то материал, а ритм - его отделку. Но, как и во всем остальном, здесь более древние изобретения были вызваны необходимостью, более поздние - стремлением к удовольствию».

Цицерон считал, что размер не обязательно выдерживать во всем периоде, ритмическим должен быть преимущественно конец фразы - клаузула (clausula), вся фраза также должна быть стройна: «Закономерность следует соблюдать не только в сочетаниях слов, но и в завершениях, ибо в этом состоит указанное нами второе требование слуха. Завершения получаются или как бы непроизвольно - самим расположением слов, или с помощью таких слов, которые сами по себе образуют созвучия. Имеют ли они сходные падежные окончания, или соотносят равные отрезки, или противополагают противоположности - такие сочетания уже по собственной природе ритмичны, даже если к ним ничего не прибавлено намеренно. В стремлениях к такому созвучию, говорят, первым был Горгий...». Иллюстрирует Цицерон такое созвучие, сознавая себя классиком, примером из своей речи за Милона: «Стало быть, судьи, есть такой закон, не нами писанный, а с нами рожденный: его мы не слыхали, не читали, не учили, а от самой природы получили, почерпнули, усвоили: он в нас не от учения, а от рождения; мы им не воспитаны, а пропптаны».

Цицерон произносит целые тирады в защиту ритма речи, проникнутые полемическим пафосом, направленным против аттици-стов. Он порицает тех, кто вместо того, чтобы говорить складно и законченно, говорит отрывистыми и обрубленными фразами, считая, что они просто обладают «нечеловечески грубым слухом». Он рассказывает историю ораторского ритма, начиная с Исократа, причину его возникновения, сущность ритма, отмечает стихийное стремление к ритму любой прозаической речи. Замечает, что ритм прозаической речи должен отличаться от стихотворного, хотя ораторская проза и пользуется теми же размерами, что и поэзия. Азианисты, например, в концовках (клаузулах) любили использовать дихорей - двойной хорей. Цицерон не рекомендует кончать фразу несколькими короткими слогами. Его любимые концовки - кретик в сочетании с другим кретиком, или кретик со спондеем, или трохеем, или пеон с хореем (знаменитое éssë vïdëâtür).

Таким образом, оратор, по мнению Цицерона, должен использовать все богатейшие возможности, которые предоставляет ему язык.

Он заканчивает трактат похвалой ритму, полемически заостренной против аттицистов: «Говорить таким образом (т. е. ритмично) хотел бы всякий и всякий говорил бы, если б мог; а кто говорил иначе, тот просто не умел этого достичь. Оттого и явились эти аттики с их неожиданным именем...». «Чтобы показать, что они действительно презирают тот род красноречия, который мне любезен, пусть или они сами что-нибудь напишут в духе Исократа, или Эсхина, или Демосфена... Короче сказать, я думаю, что дело обстоит вот так: говорить стройно и складно, но без мыслей - есть недостаток разума, а говорить с мыслями, но без порядка и меры слов - есть недостаток красноречия... Истинно же красноречивый человек должен вызвать не только одобрение, но, если угодно, восторги, крики, рукоплескания».

Цицерон требовал гармонии и сравнивал аттицистов с теми, кто пытался разъять щит Фидия. Он не был пионером ритмической речи в римском красноречии, но наиболее полная и широкая разработка теории ритма и периодической речи принадлежит ему. Он верил, что обращение к слуху аудитории было одним из самых верных залогов его ораторского успеха, - и, по-видимому, не без основания. Своей ораторской теорией, которая явилась плодом его таланта, образования и богатой практики, он, как никто в римском красноречии, продемонстрировал глубокое проникновение в сущность красноречия. Он вдохнул новую жизнь в старую схоластическую доктрину, углубив и расширив ее. А его ораторская деятельность доказала умение творчески применять эту теорию на практике.

Цицерон был не только блестящим теоретиком ораторского искусства, но и гениальным оратором-практиком. Глубиной разработки теории ораторского искусства, широким и детальным охватом всех касающихся его частностей он в значительной степени обязан своей активной практической деятельности оратора.

Поделиться