Презентация омофоны. Омофоны. Подбирать задания для мотивации и актуализации

Слайд 1

Энциклопедия слова-термина Омоним Выполнила: Глебова Арина, ученица 9 «Б» класса МОУСОШ №3 г. Петровска Руководитель: Фокина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Лексическое значение Омо́нимы - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.).
Коса у девушки на голове
Коса - орудие для косьбы

Слайд 3

Откуда к нам пришло это слово? Омо́ним от греч. ὁμός - одинаковый и ονομα - имя. Термин введён Аристотелем.

Слайд 4

Омонимы бывают: 1.Омонимы полные (абсолютные) 2.Омонимы частичные 3.Омонимы грамматические, или омоформы

Слайд 5

Омонимы полные (абсолютные) Омонимы, у которых совпадает вся сис- тема форм. Например, наряд (одежда) - наряд (распоряжение), горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент).
Горн (кузнечный)
Горн (духовой инструмент)

Слайд 6

Омонимы частичные Омонимы, у которых совпадают не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок - ласк).

Слайд 7

Омонимы грамматические, или омоформы Слова, совпадающие лишь в отдельных Формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах (к трём - мы трём).

Слайд 8

Омоморфемы Наряду с омонимами, то есть омонимичными словами, существуют и омоморфемы, то есть омонимичные морфемы, иначе говоря, части слов (приставки, суффиксы, корни, окончания) совпадающие, но имеющие разные значения.

Слайд 9

Омонимы, омофоны и омографы Наиболее распространены следующие определения: * Омонимы - слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению. * Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. * Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению. Но встречаются и другие определения: * Омонимы - слова, совпадающие по звучанию или по написанию, но различные по значению. (В этом случае омофоны и омографы считаются частными случаями омонимов, и их называют, соответственно, «фонетическими омонимами» и «графическими омонимами».) * Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению. (То есть написание не важно.) * Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по значению. (То есть звучание не важно.)

Слайд 10

Примеры * Коса - у девушки на голове, коса - орудие для косьбы, коса - географическое название (Куршская коса). * Ключ - музыкальный знак, ключ - от двери, ключ - природный источник воды, ключ - гаечный ключ, ключ - регистрационный номер, вводимый для установки платного программного обеспечения. * Бабочка - насекомое, галстук - бабочка, нож - бабочка. * Лук - растение, лук - оружие. * Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т д), ручка - человеческая рука, дверная ручка. * Кисть - связка верёвок, кисть - руки, кисть - ягод (кисть рябины), кисть - кисточка (для рисования). * Рысь - бег, рысь - животное. * Тройка - лошадей, тройка - отметка. * Мир - вселенная, мир - отсутствие войны, вражды. * Вестовой - подающий весть, сигнал о чём-нибудь, вестовой - в армии: рядовой для посылок по делам службы. * Балка - часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои), балка - длинный овраг; балка и балка - лексические омонимы. * Киви - фрукт, киви - птица.

Слайд 2

Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? В.Лифшиц О КАКОМ ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ ПОЙДЁТ РЕЧЬ?

Слайд 3

5 примет омонимов:

1. Омонимы - это слова одной и той же части речи; 2. Омонимы одинаково звучат; 3. Омонимы одинаково пишутся; 4. Омонимы имеют разные лексические значения; 5. Омонимы не имеют в значении никакого сходства;

Слайд 4

Используя омонимы, ответьте, какие омонимичные слова употребляют для названия

1) Садовое растение и оружие для метания стрел 2) Кошелёк для денег и мелких бумаг и работник бумажной промышленности 3) Географический сборник карт и шёлковая, гладкая, блестящая ткань 4) Супружество и недоброкачественное изделие, дефект 5) Взятые взаймы деньги и обязанность (ЛУК) (БУМАЖНИК) (АТЛАС) (БРАК) (ДОЛГ)

Слайд 5

На загадку дай отгадку

Я все то, что есть на свете, Все народы на планете. Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины мир

Слайд 6

Я – жилище для зверька, Для сверчка и паучка. Есть еще и тезка мой: Редкостный зверек пушной. норка

Слайд 7

Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке, А называются … иголки

Слайд 8

Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. очки

Слайд 9

Древнее название города, а его омоним – название атмосферных осадков град Меня ищут как причину, оправдывающую какое- нибудь действие, а мой омоним – служебная часть речи предлог Верхняя ветвистая часть дерева и денежная единица некоторых европейских стран крона

Слайд 10

Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот и морское млекопитающее с ценным мехом котик Продукты, идущие в пищу животным, и задняя часть судна корма

Слайд 11

У ОМОНИМа имёнТри – такой уж важный он!

Слайд 12

Раз, конечно, «омофоны»,Два, без спора, «омоформы»,Три – «омографы» (их лишь Удареньем различишь)… Разобраться просто с ними:«Одинаковое имя»!

Слайд 13

Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Вена-вена, блок-Блок, даль-Даль, надежда-Надежда. Носорог - нос о рог, крынку – к рынку, окошке – о кошке.

Слайд 14

Омофоны: луг и лук –Одинаковый лишь звук;Труд и трут, рот и род,Туш и тушь, плот и плод –Написание разнится –Звук – один, различны лица!

Слайд 15

ЮНАЯ РЫБАЧКА

Вместо озера - пруд. Вместо удочки - прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома!..

Слайд 17

ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ

Мы расскажем, как Тарас Отличился как-то раз: Собирал грибы в лесу, А поймал за хвост лису!..

Слайд 18

РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Промой под краном клюкву Раза три – И с сахарным песочком Разотри…

Слайд 19

ПОСЛЕ УЖИНА

Как понравились Вам раки? - Я не разглядел Во мраке…

Слайд 20

Омоформы- слова разных частей речи, которые одинаково пишутся и произносятся.

Слайд 21

Бойко пышет жаром ПЕЧЬ-Пироги пора нам ПЕЧЬ.Вьюга сникла, ветер СТИХ,До конца дописан СТИХ –В этом нет секрета:Омоформыэто! Только форму измени,Разбегутся прочь они:Пироги пеКУ в пеЧИ;Ветер ТИХ; СТИХИ учи, -Оморофм потерян след,Их в помине даже нет!Подивись со мною самЭтим "ОМО"-чудесам!

Слайд 22

ДЯДЮШКИН И ЕГО СОН

Мы с Толиком Сидим за столиком, А сто сторожат – Нас сторожат.

Слайд 23

ДОБРОЕ СЛОВО

Я встретил грибника за бором, Потом - Полкана за забором, А после - мальчика у дачи. И всем им пожелал удачи!

Слайд 24

ПРО ЦАРЯ ГОРОХА

На троне сидит Царь Горох, а к нему за казной Из банка приехал автобус - большой, заказной. Финальная сцена, похоже, выходит нема: Горох - на бобах, ведь казны у Гороха - нема...

Слайд 25

Омографы - одинаково пишущиеся слова, которые произносятся по-разному. Мука-мука, кружки-кружки, замок-замок. Пугало пугало сорок сорок.

Слайд 26

ДЕД НЕ ДРЕМЛЕТ...

Глядит, как смотрит внучка, А с ней и два внучка За тем, как лает Жучка На черного жучка...

Слайд 27

ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ

Стрепня любая - нелегка. Готовка - сложная наука. Но если есть у вас мука, То сделать блинчики - не мука...


Урок по теме

«СЛОВА-ОМОНИМЫ»

Группа № 5


Тема: Слова-омонимы

Цель деятельности учителя:

создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.

Этапы урока

Приёмы

Организационный момент

Актуализация знаний. Формулировка проблемы

Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.

Введение в тему

Определение темы и целей урока.

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление

Открытие нового знания.

Работа в группах. Защита рисунков.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Подведение итогов

Прием «Инсерт»

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Рефлексия

Закончи предложение


Планируемые результаты:

  • Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
  • Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
  • Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.


Актуализация знаний

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

А у меня дома овсянка.

Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

И я люблю!- сказала Оля.

Она желтая, красивая такая!

И вкусная, особенно с молоком!

Как это вкусная? Как это с молоком?

Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

Да ты про что говоришь?

Как это про что? Про овсянку!

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

А потом ко мне мою овсянку кушать!


Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Вы знаете, как называются такие слова?

Можно ли эти слова назвать многозначными?

Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.


Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО

ОТЛИЧИЕ

Многозначные Омонимы

Пишутся

одинаково

имеют абсолютно

общее в ЛЗ разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию)


Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .


Найдите омонимы. Нарисуйте их

Наш Ванюша во бору

Отрываясь от Земли

Накосил косой траву.

На большой ракете,

А своей косой Танюша

Взяли горсточку земли

Полюбилася Андрюше.

На память о планете.


Найдите омонимы.

  • горький лук – лук охотника;
  • кисть рябины – кисть для рисования:

Какая пара лишняя? Почему?


Найдите омонимы (Ключ)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

весёлые загадки

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.



весёлые загадки

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.



весёлые загадки

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.





Прием «Инсерт»

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.


Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Сегодня я узнал…

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня я научился…

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

- Для меня стало новым…

- Для меня было трудно…


Рефлексия

При подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Подбирать дидактические материалы

Формулировать цели урока в условиях ФГОС

Составлять задания к тексту

Разграничивать виды УУД к этапам урока

Разрабатывать структуру урока

Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.

Подбирать задания для мотивации и актуализации

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах.

ЗАДАЧИ:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  • формировать умения работы со словарями;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ПРОЕКТОР
  • КОМПЬЮТЕР
  • ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Лингвистическая сказка.

Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства…(Презентация , слайд №1)

В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.

Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.

И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».

Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.

Вопросы:

Какие лексические термины встретились нам в сказке? (Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры)

Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы-одинаковые имена)

Учащиеся записывают в справочные тетради определение омонимов – слова одинаковые по

написанию, но абсолютно разные по лексическому значению. (Презентация, слайд №2)

Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2)

2. Работа в группах с толковыми словарями

(Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3») (Презентация, слайд №3)

ВЫВОД: У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается

цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.

3. Задание №1. Найди омонимы

(Презентация, слайд №4)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.

Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов» (слайд №5)

4. Задание №2. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

(слайды №6,7)

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот . Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь . Топить корабль. Печку нужно топить . Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы) ( слайд №8)

5. Задание №3. Определите вид омонимии, составьте предложения. (слайд №9)

Лес - лез, коса - коса, спешу - спишу, заставить - заставить, слезать - слизать, стекло - стекло,

Мука - мука.

6. Отгадай омоним! Весёлые загадки. (слайд №10,11,12)

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (коса)

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Загадка 3

Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)

7. Итог урока.

Продолжите предложение: «Омонимы- это…»

8. Домашнее задание (одно по выбору): (слайд №13)

Найти в толковом словаре омонимы, составить предложения;

Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.


Омофоны - слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме («плод» и «плот», «порог» и «порок», «столб» и «столп»). Омофоны могут возникать, в частности, благодаря способности разных фонем совпадать при произношении в одном варианте.фонем (Большая советская энциклопедия)












Я прочитаю вам письмо одного неграмотного мальчика: Дорогая мама! Живу хорошо. Вначале я скучал, потом обижал всех знакомых ребят, и мне стало весело. Однажды бабушка дала мне какой-то плот, и я его съел. Утром мы с Мишкой помогли бабушке: вымыли пол и дверь изъели.














Выводы В устной речи омофоны порождают неясность в выражении мысли или двусмысленность. В устной речи омофоны порождают неясность в выражении мысли или двусмысленность. Надо учиться высказывать свои мысли так, чтобы собеседник однозначно понял, о чем идет речь. Надо учиться высказывать свои мысли так, чтобы собеседник однозначно понял, о чем идет речь. В письме обязательно надо знать и применять орфографические правила, иначе получается текст без смысла или искажение смысла. В письме обязательно надо знать и применять орфографические правила, иначе получается текст без смысла или искажение смысла.


Источники информации: Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Книга для учащихся средней школы – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1982; В.А. Крутецкая, Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников, С-П., 2007; Третье издание «Большая советская энциклопедия», М., 1978; Реформатский А.А., Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967; Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., Современный русский язык, М.:Айрис-Пресс, 2002

Поделиться