Структурный анализ личности. Трансактный анализ как эффективная терапевтическая методика в наркологии Одним из представителей теории трансактного анализа является

Трансакционный анализ

Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ , трансактный анализ , транзактный анализ ; сокр. ТА ) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, - как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию , теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития ТА стал психоанализ , однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность ТА состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем ТА является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго -состояний , чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:

  1. Все люди «нормальные» (англ. OK ); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
  2. Люди обладают способностью мыслить (исключение - лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).
  3. Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго -состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь - от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне - переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
  • Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
  • Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, - мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой - мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, - мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакции

Трансакция - это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

  1. Параллельные (англ. reciprocal/complementary ) - это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников.
  2. Пересекающиеся (англ. crossed ) - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
  3. Скрытые (англ. duplex/covert ) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев . Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий - это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй - психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить.

Контрсценарий - некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий - его Родителем. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

При невозможности действовать согласно сценарию, человек может сформировать антисценарий - «сценарий наоборот». Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить, тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. Как видно в данном примере, поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий - его судьбу.

Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребёнка. У Эрика Берна в одной из книг описан способ сделать это: говорить ребёнку: «Будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребёнку понять, что ребёнок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали Здравствуйте?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Области применения

Трансакционный анализ используется в психотерапии , психологическом консультировании , бизнес-консультировании , образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.

Литература

Использованная литература

  • Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. - М.: Академический Проект, 2006. - 320 с. - (Концепции). - ISBN 5-8291-0741-4 .
  • Стюарт, Ян; Джойнс, Вэнн . Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
  • Летова, И. Современный транзактный анализ.

См. также

Ссылки

  • Эрик Берн - создатель трансакционного анализа (англ.)
  • Ассоциация трансакционного анализа США (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Трансакционный анализ" в других словарях:

    анализ трансакционный - (анализ трансактный, анализ взаимодействия) Психоаналитически ориентированное направление психологии, разработанное в 50 е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Метод исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленный… … Большая психологическая энциклопедия

    Энциклопедия социологии

    анализ Трансакционный - анализ взаимоотношений людей, в том числе их дело­вых отношений, с точки зрения взаимодействия психологических состояний (Э. Берн) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ - англ. analysis, transactional; нем. Transaktionsanalyse. Направление, в психологии, разработанное в 50 е гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго состояний); 2) собственно А. т.… … Толковый словарь по социологии

Какие слова обычно говорят родители своим детям? За что отчитывают? А ведь они неосознанно своими словами программируют жизнь своего ребёнка и чаще всего осложняют её. Если ребёнок постоянно слышит — "Не бегай — упадешь! ", "Не открывай окно — простудишься! " — то, повзрослев, он будет испытывать трудности с принятием самостоятельных решений. Если же ему повторяют в детстве — "Не будь ребенком! " — он станет гиперответственным взрослым, подавляя свои "детские " желания и потребности.

Можно ли что-то изменить, став взрослым? Да, говорят сторонники транзактного анализа, каждый человек имеет полное право сделать собственный выбор, свободный от родительских программ и пойти своим путем. А также, предоставить возможность выбора своего пути детям.

Родители редко устраняются от выбора жизненного сценария для своего ребенка. Эрик Берн , американский психиатр, создатель транзактного анализа, в одной из книг пишет, как можно сделать это: говорить ребенку "будь счастлив ". Такая фраза, повторяемая родителем, дает ему понять, что он сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив .

Транзактный анализ (ТА) — это психологическая модель, описывающая поведение человека — как индивидуально, так и в составе групп, основанная на том, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. ТА используется в психотерапии, бизнес-консультировании, психологическом консультировании, образовании и может применяться как на работе, так и дома — везде, где люди имеют дело с людьми. ТА изложен простым языком, а его основополагающие принципы доступны для всеобщего понимания.

Согласно транзактному анализу один и тот же человек, находясь в определённой ситуации, может проявлять себя, исходя из одного из трёх эго-состояний , четко отличимых одно от другого.

Эго-состояние Взрослого ориентировано на восприятие текущей реальности, на получение объективной информации и не зависит от возраста личности. Оно является организованным, хорошо приспособленным и действует, оценивая свои возможности, изучая реальность и спокойно рассчитывая.

Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые от родителей. Внешне это выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим, а внутренне, — как старые родительские назидания, которые продолжают на него влиять.

Эго-состояние Ребенка содержит запись ранних детских переживаний и реакций в отношении себя и других. Эти побуждения возникают у ребенка естественным образом как "старое " поведение детства.

То есть, если человек с текущей реальностью, накоплением фактов и их объективной оценкой, он находится в эго-состоянии Взрослого, если действует и думает также, как это делали его родители, он в эго-состоянии Родителя. Если же ведёт себя подобно тому, как делал это в детстве, — в Эго-состоянии Ребенка.

Под трансакцией понимают единицу общения, которая состоит из стимула и реакции . Например, стимул — "Здравствуйте ", реакция — "Здравствуйте. Рада вас видеть ". Всё наше общение, это обмен трансакциями, во время которых наши Эго-состояния взаимодействуют с Эго-состояниями нашего партнёра.

Трансакции бывают параллельные (стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого), пересекающиеся (направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов) и скрытые (трансакции, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое).

Скрытые трансакции являются основой для развития психологических игр. Эрик Берн хорошо описал теорию игр в своей книге "Игры, в которые играют люди ". Анализ игр — это один из методов, используемых транзактными аналитиками.

Эрик Берн считал, что каждый человек может измениться, если у него есть ресурсы, информация и поддержка. А так как человек обладает природной энергией, побуждающей к развитию, ресурсы есть всегда и надежда на излечение есть даже в самых тяжёлых случаях.

Каждый человек может менять ситуации и поведение, которые его не устраивают. Нужно лишь пересмотреть свой жизненный сценарий и решить, как жить дальше. Определите свою собственную судьбу, примите ответственность за свои поступки и чувства. Результатом будет достижение гармонии через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева , где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.

У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.

В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий , неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм , наркомания , курение , переедание, трудоголизм).

Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.

Транзактный анализ

Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция — единица общения (взаимодействия).
Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).
Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).

Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же Я-состоянию собеседника.
Например:
Взрослый — Взрослый
— Сколько время? (стимул)
— Три часа. (реакция)

Родитель — Родитель
— Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)
— И не говори… (реакция)

Дитя — Дитя
— Давай прогуляем школу…
— А нас не накажут?

Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.

Но, транзакции могут пересекаться, что приводит к напряженности в межличностном общении и к конфликтам. (см. контрперенос и перенос)
Например: муж жене
— В-В где моя рубашка? (стимул)
— Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)
или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький (реакция)

Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и конфликтов , как дома, так и на работе.

Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.

Транзакции человека в жизни

Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.

Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.

Структурирование времени

Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.

Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.

Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у компьютера и телевизора.

Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения , в том числе, учеба.

Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры , которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.

Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.

Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное общение и взаимодействие.

Удачливый человек — человек со структурированным временем .

Сценарный анализ

На основе детско-родительских отношений , воспитания и транзакций (родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он неосознанно следует всю свою жизнь.

Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).

Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.

Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе, автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека.

Итак, трансактный анализ Берна направлен:
На познание и понимание себя, своей личности;
На научение бесконфликтному общению, рациональному взаимодействию и возможности иметь близкие честные отношения;
На Разрушение трагического жизненного сценария, и написания нового, по своему свободному выбору.

Трансактный анализ представляет собой совокупность методик, анализирующих и психокорректирующих человеческую судьбу и жизнь. Подобная методика активно используется в наркологии с целью лечения тяжелых зависимостей вроде алкоголизма или наркомании.

Трансактный анализ Э. Берна в наркологии

Трансактный анализ – метод терапии, состоящий из трех основ:

  • Структурный анализ – анализ личности и ее Эго-состояний;
  • Трансактный анализ – оценка межличностных взаимодействий, общения;
  • Сценарный анализ – это оценка жизненного сценария, которого человек подсознательно придерживается в течение жизни.

Создатель методики — Эрик Берн, анализ же основывается на теории личности, которая, в зависимости от определенной обстановки может пребывать в трех различных состояниях: родитель, ребенок и взрослый. На протяжении жизни человек попеременно пребывает в одном из таких эго-состояний.

Понятия

Трансактный метод анализа Эрика Берна часто называют оценкой общения, поскольку подобная методика анализирует человека на основе его взаимодействия с другими людьми.

Основными понятиями трансактного анализа выступают:

  • Нет психически нездоровых людей, все мы – нормальные, поэтому каждый имеет право на уважение к собственной личности и своему мнению. Каждая личность имеет определенную важность и вес в обществе;
  • Каждый человек строит свою жизненную историю сам, поэтому он в состоянии поменять ее сценарий, не опираясь на ранее принятые решения;
  • Каждый человек способен мыслить, если только нет каких-либо приобретенных либо врожденных мутаций, нарушений и увечий, а также за исключением состояния бессознательности.

Цель

Основатель методики Эрих Берн, заявлял что целью подобного анализа является освобождение пациента от зависимостей, обретенных им когда-то и заставляющих пациента снова возвращаться к ним. Человека необходимо научить взаимодействовать с другими членами общества так, чтобы он получал некоторую выгоду психологического характера.

Подобная психотерапевтическая методика помогает пациенту освободиться от жизненных сценариев, кем-то или чем-то навязанных когда-то.

Конечная цель анализа трансакций — формирование всесторонне гармоничной личности, которая сбалансирована в отношении всех Я-состояний (Взрослый, Родитель, Ребенок). Причем эго-состояние «Взрослый» должно стать автономным.

Общая суть

В целом подобный анализ направлен на глубокое понимание собственной личности, на познание рационального взаимодействия с окружающими, а, главное, на разрушение и изменение неприемлемого жизненного сценария, связанного с каким-либо пагубным пристрастием вроде наркозависимости либо алкоголизма.

Использование в терапии трансактного анализа позволяет выявить и устранить препятствия, мешающие полноценной и трезвой жизни. Сущность заключается в том, что человек формирует новые поведенческие модели и пересматривает свой жизненный сценарий. Пациент лучше понимает свой внутренний мир и себя, что побуждает его найти определенный выход из сложившихся трудностей и предпринять попытки для их разрешения.
На видео суть и цели трансактного анализа:

Основные положения и техника

Каждое состояние эго является отражением определенного достижения, причем довольно часто эти эго-состояния сочетаются, влияя друг на друга. Спиртное либо наркотики оказывают на эго-состояния и сознание пациента специфическое влияние. С увеличением опьянения происходит изгнание эго-состояний. Поначалу сознание ликвидирует Родителя, который придерживается моральных запретов и критического осуждения.

Затем ликвидируется Взрослый, т. е. память и рациональность. Подобные процессы обуславливаются померкнувшим сознанием, при котором Ребенок делает, что хочет. Когда алкоголик, пребывая в состоянии «Ребенка», лишен и «Взрослого», и «Родителя», то он может сделать, что ему захочется, например, сексуальное удовлетворение или запретные действия, которые он неспособен совершить, пока не изгонит «Взрослого» и «Родителя».

Психиатр использует техники анализа транзакций для улучшения жизни пациента. Анализ проводится путем диалога между пациентом и зависимым. По сути, трансактная методика разрабатывалась для групповой работы, поэтому специалисты рекомендуют практиковать подобную терапию в группах анонимных алкоголиков или наркоманов.

Трансактный анализ является контрактной терапией, при которой дается какое-то обещание и в дальнейшем ожидается его выполнение. или наркозависимость здесь рассматривается в качестве неприемлемого жизненного сценария, ведущего к разрушению который пациент должен изменить.

Личностные роли по Берну

Базовые упражнения

Техники и упражнения трансактного анализа весьма разнообразны и многочисленны, но все они сводятся к изучению человеческих эго-состояний, осознания и дальнейшей закладки жизненного плана. Любой человек может пребывать в состоянии взрослого, ребенка или родителя, поэтому очень важно научить пациента понимать себя в каждом из этих эго-состояний, которые являются определенной частью личности.

  • Для выполнения первого упражнения врач просит пациента привести пример на каждое эго-состояние за последние 24 часа, при этом пациент должен описать чувства и мысли, присутствующие при каждом из этих состояний. Пациенту нужно вспомнить, как он себя вел, будучи в «Ребенке», «Родителе» и «Взрослом».
  • Второе упражнение заключается в возвращении в каждое из описанных пациентом состояний.
  • Третье базовое упражнение требует от пациента вспомнить последний день, когда именно он пребывал в состоянии «позитивного ребенка». Пациент должен четко представить и описать свое поведение в этот момент. Затем воспоминания должны коснуться «негативного ребенка», где он также описывает свое поведение, эмоции, мысли.
  • Четвертое упражнение заключается в воспроизведении и описании поведения «негативного и позитивного родителя», когда за прошедший день он находился в подобном состоянии, кого конкретно из своих родителей он копировал в эти моменты и пр.
  • 5 упражнение заключается в построении эгограммы, что необходимо для определения рейтинга каждого состояния.
  • В шестом упражнении психотерапевт выясняет, есть ли у пациента желание поменять что-либо в собственной эгограмме, уточняет, что именно нужно поменять.

Упражнений довольно-таки много, описать их все в рамках данной статьи невозможно, хотя общий принцип работы вполне понятен. Минимальное количество занятий, которые должен пройти пациент, не меньше 10, а то и больше. Зависит от группы и ситуации, а также психоаналитика.

Тема 6. Трансактный анализ Э.Берна

1. Модель эго-состояний

2. Транзакции

4.Игры и анализ игр.

Транзактный анализ (от лат. transactio - сделка и греч. analysis - разложение, расчленение) - психотерапевтическая методика группового и личностного роста, предложенная американским психологом и психиатром Эриком Берном. Этот метод психотерапии основан на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериориза-ций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида, «Ребенок» - подчиненную позицию, «Взрослый» - умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.

Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории транзактного анализа: модель эго-состояний, транзакции, поглаживания, структурирование времени, жизненный сценарий и игры.

1. Модель эго-состояний

Практика терапии психосоматических заболеваний в транзактном анализе базируется на последовательном теоретическом подходе, основой которого является убеждение, что ранние решения, которые человек принимает в детстве о том, какие у него должны быть сценарные паттерны поведения, мыслей и чувств, могут быть изменены. В транзактном анализе говорят: «Для того чтобы лучше себя чувствовать, необязательно болеть».

Основная цель этого психотерапевтического метода - актуализация «Взрослого» в человеке, реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, непродуктивных стереотипов поведения, формирование новой системы ценностей. В процессе терапии должен учитываться актуальный психологический конфликт и влияние социальных факторов.

Данный вид психотерапии основан на контрактном методе, при котором пациент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на выход из сценария и достижение автономии, получение пациентом новых Родительских посланий, создание интегрированного Взрослого.

Кроме того, транзактный анализ позволяет проанализировать игры людей, страдающих психосоматическими расстройствами, и преимущества (выигрыши), вытекающие из них. Выигрыш всех игр направлен в той или иной степени на укрепление самозащиты, получение привилегий, уклонение от близких отношений и уход от ответственности.

Основой транзактного анализа является модель эго-состояний («модель РВД»). Эго-состояние - это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три различных эго-состояния:

Р - эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур

В - эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь»

Д - эго-состояние Ребенка (Дитяти): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту.

Модель эго-состояний позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами.

2. Транзакции

Транзакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, ответ - реакцией. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций. Транзакции бывают параллельные (дополняющие), пересекающиеся и скрытые. Примеры схем транзакций приведены на рис. 3.

Пересекающаяся транзакция В-В, Р-Д: С - стимул, Р - реакция

Пересекающаяся транзакция Р-Д, В-В: С - стимул, Р - реакция

Двойная скрытая транзакция:

социальный уровень В-В, В-В;

психологический уровень Р-Д, Д-Р:

С с, С п - социальный и психологический

стимулы; Р с, Р п - социальная и

психологическая реакции

Угловая скрытая транзакция:

С с, С п - социальный

и психологический стимулы;

Р - реакция

Рис. 3. Схемы транзакций

3. Структурирование времени. При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить свое время. Эрик Берн дал следующие определения этим шести видам структурирования времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все эти способы способствуют удовлетворению структурного голода человека. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения - четыре основные и два пограничных случая:

На оном полюсе пограничный случай - замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически - вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями.

Ритуалы - привычные, повторяющиеся действия, не не сущие смысловой нагрузки:

неформальный характер (приветствия, благодарности)

официальный (дипломатический этикет)

Цель этого типа общения - возможность провести время совместно, но не сближаясь.

Времяпрепровождения - полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Оно всегда социально запрограммировано: говорить можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы.

Цель этого типа общения - структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства.

Совместная деятельность - взаимодействие между людьми на работе, целью является эффективное выполнение поставленной задачи.

Игры - наиболее сложный тип общения, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Особенность игр - скрытая мотивация их участников.

Близость - второй пограничный случай. Двустороннюю близостью можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды.

Поглаживание определяется как единица транзакции. Можно классифицировать поглаживания следующим образом: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные.

Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве до того, как научились говорить. Позднее лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни, но тем не менее в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве. Наряду с моделью эго-состОяний концепция сценария жизни является краеугольным камнем транзактного анализа. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их.

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом: «я - ОК» или «я - не ОК»; «ты - ОК» или «ты - не ОК».

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:

1.Я-ОК, ты-ОК;

2. Я - не ОК, ты - ОК;

3. Я - ОК, ты - не ОК;

4. Я - не ОК, ты - не ОК.

Игнорирование в транзактном анализе - это бессознательное игнорирование информации, связанной с решением какой-то проблемы.

Мировосприятие и искажение. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, и твое восприятие мира будет отличаться от моего. Мировосприятие определяют как структуру ассоциативных ответов, интегрирующую различные эго-состояния при реагировании на определенные стимулы. Мировосприятие предоставляет человеку целостный перцептуальный, концептуальный, эмоциональный и двигательный набор, который используется для определения себя, других людей и окружающего мира.

Для облегчения понимания этого формального определения мировосприятие предлагают рассматривать как «фильтр на реальность».

Симбиоз имеет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. Люди, принимающие участие в таких взаимодействиях, не используют все имеющиеся у них эго-состояния. Обычно один из них исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а другой занимает противоположную позицию, оставаясь в Ребенке и блокируя два других эго-состояния. При вхождении в симбиоз его участники чувствуют себя более комфортно. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достигается за определенную плату: находящиеся в симбиозе блокируют многие свои способности и возможности, присущие им как взрослым.

Чувство рэкета определяется как обычная эмоция, зафиксированная и поощряемая в детстве, переживаемая в самых различных стрессовых ситуациях и не способствующая взрослому решению проблем. Рэкет представляет собой набор сценарных поведений, используемых вне нашего осознания как средство манипулирования окружением и включающее в себя переживания (ощущение) человеком чувства рэкета.

Игры и анализ игр. Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.

1. Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.

2. Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.

3. Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства.

4. Игроки во время игр обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.

5. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.

Поделиться