Конспект урока с презентацией на тему "М. Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру" как юмористическое нравоучение". М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Роды и жанры литературы Произведен

Ломоносов писал не только научные труды, но и стихотворные произведения. Значительное место в его творчестве занимают оды различного содержания, а также другие стихи, в которых повествуется как о возвышенных, так и об обы­денных предметах.

Так, в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…», написанном в 1761 году, автор рассуждает о сложной научной проблеме, прибегая к форме притчи.

Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

Притча как короткий символический рас­сказ, в котором скрыт глубокий философский смысл, зародилась в древности и существовала у многих народов. На Востоке очень популярны притчи о Хаджи-Насреддине, в которых герой выступает то как философ и мудрец, то выгля­дит довольно глупо.

Ломоносов в своей импровизированной сти­хотворной притче вводит персонажей, которые в реальной жизни никогда бы не могли встре­титься и беседовать, так как жили в разные ис­торические эпохи, разделенные несколькими сотнями лет.

Один из них - Николай Коперник, польский астроном, который жил на рубеже XV-XVI ве­ков и научно обосновал гелиоцентрическую тео­рию мироздания, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца.

Другой персонаж стихотворения Ломоносова - Клавдий Птолемей, греческий ученый, живший во II веке нашей эры, который полагал, что Солнце движется вокруг Земли. Его взгляды очень долго господствовали в астрономии, и ка­толическая церковь сурово преследовала тех, кто пытался их опровергнуть.

Вводя в стихотворение образ повара, который и решает спор двух великих ученых, Ломоносов снижает возвышенный тон произведения.

«Случились вместе два Астронома в пиру…» - небольшое сатирическое произведение. Согласно правилам классицизма в «высоких» произведени­ях не допускалось «низкое», но благодаря этому приему стихотворение обретает сатирическое зву­чание. Таким образом оно становится понятно и близко не только ученым, но и простым людям, так как сложная научная проблема разрешается на основе обыкновенного здравого смысла.

Литературоведы впоследствии установили, что аргумент, который приводит повар в пользу теории Коперника, мог быть заимствован Ломо­носовым из книги французского писателя Сира­но де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны». Однако это нисколько не ума­ляет своеобразия этого небольшого остроумного стихотворения, в котором Ломоносов не только в несколько фантастической форме показывает многовековой конфликт сторонников двух раз­личных теорий мироздания. Автор также дает понять читателю, каковы собственные взгляды автора на эту проблему.

1. Почему в стихотворении, посвященном астрономии, Ломоносов обращается к ситуации пира?

2. Кто такие Птолемей и Коперник?

3. Могли ли они встретиться за одним столом?

4. О чем спорят два астронома?

5. Почему точку в этом споре ставит повар?

6. Как повар объясняет правоту одного из ученых?

Это стихотворение представляет собой научный анекдот на астрономическую тему. Научная истина утверждается с помощью житейского примера. Абстрактная гипотеза спроецирована на вполне конкретные предметы: солнце – очаг, земля – жаркое.

Центральная тема раннего Просвещения, породившая немало острых дискуссий, - предложенная Коперником теория вселенной. Речь идет об актуальной концепции множественности миров, ставшей в России предметом научных и религиозных споров. Российская история этой идеи начинается с перевода А. Кантемиром трактата «Разговор о множественности миров» Фонтенеля (1686), сделанном в 1730 году. Фонтенель способствовал популяризации теории Коперника. В изящной и легкой форме разговоров, происходивших якобы по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагает собеседнице важнейшие сведения о земле, луне, планетах, неподвижных звездах и пр.

Ещё в первой половине 18 века гелиоцентрическая теория Коперника вызвала раздражение католической церкви; официальный протестантизм проявлял в этом отношении не больше терпимости. В России эта теория натолкнулась на противодействие церкви, для которой примириться с ревизией традиционной геоцентрической концепции оказалось не менее трудным, чем западным церквям. Эта идея обрела скандальную историю в доносах и запретах Святого Синода на печатание книг, содержащих упоминание или намеки на идею не-единственности Божьего мира.

Из-за противодействия церковных кругов труд Фонтенеля в России был напечатан только в 1740 г. Ломоносов в своих научных и литературных произведениях продолжал отстаивать точку зрения, предложенную Коперником.

«Письмо о пользе Стекла» (1752)

1. Что послужило поводом для написания этого стихотворения?

2. Как обозначено в стихотворении занятие поэзией?

3. Что противопоставляется стеклу и почему?

5. Какое место отведено в этой истории Прометею? Как переосмыслен у Ломоносова образ Прометея в сравнении с традиционным мифом о Прометее?

6. Какие свойства стекла описывает Ломоносов?

7. Как используются эти свойства на благо человека?

8. Как связаны у Ломоносова Стекло и Наука?

9. Где в данном стихотворении находит своё выражение физико-теологическая доктрина?


10. Как связаны у Ломоносова стекло и наука?

«Письмо о пользе Стекла» (1752 г.) – знаковое произведение и для русской культуры 18 века, и для творчества Ломоносова, так как именно здесь наглядно расставлены приоритеты его деятельности:

· Слово, помогающее его популяризации

Информативное богатство текста, в котором отражены ключевые идеи и концепты – политические, религиозные, научные – века Просвещения, реалии быта и культуры того времени, позволяет считать это сочинение просветительской энциклопедией.

Заглавие отсылает к эпистолярной форме, по содержанию это изложение научных идей в стихотворной форме, а также научно-практическое руководство по использованию стекла, по пафосу – апология просветительских идей, по топосам – высокая поэзия.

Как явствует уже из названия, значимость науки определяется Ломоносовым по-петровски – через пользу. Все уровни русской культуры 18 века пронизывает принцип иерархичности. В «Письме…» Ломоносов конструирует иерархию вещей, и главным критерием иерархичности у него выступает польза – одно из базовых понятий культурной парадигмы 18 века. Польза – универсальный критерий оценки жизненных явлений (ср.: 6 сентября 1751 г. в публичном собрании Императорской Академии Наук Ломоносов произносит «Слово о пользе Химии»; в 1757 им написано «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»). В «Письме о пользе Стекла» Ломоносов пытается балансировать между пользой и красотой, но у него нет красоты без пользы: эти две категории в послании успешно синтезированы в образе полезной красоты – в самом желанном для той эпохи и утопичном по своей природе.

Первое двустишие имеет полемическую направленность и отражает научную стратегию Ломоносова, направленную на развенчание застывших мнений. В сентябре 1736 г. Ломоносов отплывает в Германию для изучения химии и горного дела, а вернувшись был прикомандирован к Минеральному кабинету. Он написал несколько работ по минералогии и совершил в этой области немало открытий. Ученый-поэт знал толк в минералах, но ко времени написания Письма его научным вниманием завладели цветные смальты.

Занятия поэзией в «Письме…» обозначено риторической формулой – восхождением на Парнас. Метафора движения между двумя мирами – земным и небесным – иллюстрирует специфику взаимодействия научного и поэтического творчества Ломоносова. Открыть и познать законы естества, а затем с парнасским вдохновением рассказать о найденном, открытом и понятом. В финале письма также появляются Парнасские горы, с которых поэт спускается на землю. Восторг – базовая категория нормативной поэтики классицизма – в данном случае нужен для воспевания Стекла. Перед нами ода, посвященная стеклу.

Предмету поэтического восторга – Стеклу – Ломоносов противополагает «лживое счастье», точнее, «ломкость счастья». Появление пары Стекло – Счастье кажется странным: предмет мира материального включен в сравнение с понятием мира идеального. Основными значениями, составляющими в 18 веке понятие Счастья – Удачи, стали переменчивость и всемогущество, неожиданность действий Фортуны. Мотивы преодоления непостоянства счастья и желания сохранить счастье недвижным становятся общими одическими местами. Счастье – вещь достижимая, хотя и переменчивая и зависящая от воли богов. Стекло дает счастье истинное, полезное. Стекло, как и счастье, блистает приманчивым лучом. Предпочтение Стекла «ломкости лживого счастья» обозначает идею превосходства мира материального над миром идеальным, прагматики над абстракцией, постоянства над переменчивостью, истины над ложью. Слово «ломкость» (синоним непостоянства) принадлежит научной лексике и обозначает свойство физическое. И в этом оригинальность ломоносовского образа счастья.

В дидактической поэме, предназначенной для пропаганды научного знания, поэт-ученый Ломоносов создает научный (просветительский) миф творения природного стекла – Первостекла. Основой этого мифа являются научные представления Ломоносова о природных процессах (в частности, об извержениях вулканов и химическом составе магмы), которые облачаются в форму архаического мифа о строении первых природных объектов. Поэт не просто одушевляет природные стихии, он конструирует особую мифологическую реальность со свойственным ей набором персонажей и хронотопом. В эпоху Ломоносова оказался востребованным сам потенциал архаического мифа как древнейшего способа интерпретации мира, содержащего адаптационный механизм для объяснения окружающей действительности, что позволяет транслировать научные идеи в мифопоэтической форме. Поэтическая форма мифа отвечала задачи популяризации научного знания, введения его в культурный обиход в наивно-художественном виде, доступном для обыденного сознания. Ломоносовский миф творения Стекла – своеобразный пролог к рассказу о его полезности – повествует о появлении первого стекла в результате соединений усилий Огня и Натуры.

Стекло обретает биографию – историю своего рождения. Причина рождения Стекла – появившееся у Огня желание «произвесть дитя». Огонь обретает свободу в извержении вулкана. Мать Стекла – Натура. Достойное дитя – полезное дитя.

В ломоносовском мифе о Стекле Огонь занимает господствующее положение. Такое предпочтение связано со сферой деятельности Ломоносова, с его сознательной устанокой на трансляцию в общество нового знания о силе подземного огня в мифопоэтической форме. Если солнце, земля, вода были доступны современникам Ломоносова для непосредственного наблюдения, то подземный огонь, скрытый от глаз, - явление, требующее описания и объяснения.

В мифопоэтической картине мира у Ломоносова отсутствует Бог-творец, создатель мира. Процесс творения автор связывает с природными стихиями, которые подчиняются собственным законам. Такую трактовку следует оценивать не как антирелигиозную, но как научно-мифологическую. Обращение поэта-ученого к мифопоэтической интерпретации творения, в которой слиты образное и научное постижение мира, связано с функциональной направленностью его произведения. В Письме утверждается полезность любого природного процесса, даже такого, который рождает страх. Эсхатологический ужас, представленный в мифе, компенсируется обретением нужного для жизни материала. Два дискурса, мифопоэтический и научно-популярный, неожиданно совпадают в единой функции – популяризации знаний.

Далее следует кумулятивное перечисление полезностей Стекла. Выбор столь скромного предмета, как стекло, приобретает программное значение: в отличие от презренного золота, причинившего человечеству много зла, стекло полезно во многих отношениях. Ломоносов называет и описывает множество предметов, в которых используются различные свойства стекла: сосуды, в которых хранятся напитки и лекарства, окна, зеркала, бисер, оранжереи, зажигательные стекла, микроскопы, телескопы, барометры, стеклянный шар электростатической машины. Все эти достижения человеческой изобретательности выступают для него воплощением идеи прогресса.

В частности, Ломоносов не только указывает на одну из областей применения Стекла (микроскоп), но и презентирует один из методов научного поиска – микроскопический метод, для российской науки новый и нуждающийся в обосновании и популяризации.

В научных и литературных трудах Ломоносов пытается примирить материалистический и идеалистический взгляды на ми, породив тем самым «академическую религизность» (определение Л. В. Пумпянского). Он разрабатывает способ философствования, который на некоторое время станет приоритетным методом в русской культуре 18 века. Традиционно этот метод постижения мира именуют научно-религиозным: научные идеи не противоречат идее божественного творения мира, более того, они представляют доказательства существования Бога, тем самым предоставляя доказательства существования Бога, тем самым прославляя гениальность «архитектора мира».

Литература

1. Абрамзон Т. Е. «Письмо о пользе Стекла» М. В. Ломоносова. Опыт комментария просветительской энциклопедии. М., 2010.

2. Клейн И. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII века. М., 2005. – С. 287-300.

3. Осповат К. А. Ломоносов и «Письмо о пользе стекла»: поэзия и наука при дворе Елизаветы Петровны // Новое литературное обозрение. 2007. № 87. С. 148-183.

4. Трилесник В. И. Проблемы науки и религии, разума и веры в мировоззрении Ломоносова // Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т.9. СПб., 1991. – С. 15-27.

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Ничуть меня не удивляет, Любезные друзья! Вертится что земля: Коперник правду утверждает. Эй!.. на небе два солнца — не одно! Вот это мудрено!...
  2. Коперник справедлив, тут нечему дивиться: Я вижу сам, земля вертится; Но это что за чудеса? Два солнца светят мне в глаза....
  3. Здесь мы могли бродить с тобою вместе, Но я — один и, как слепой во тьме, Закрыв глаза и вдруг застыв на месте, Стою часы, — и лишь одно в...
  4. Движенья нет, сказал мудрец брадатый1. Другой2 смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на...
  5. Всесилен я и вместе слаб, Властитель я и вместе раб, Добро иль зло творю — о том не рассуждаю, Я много отдаю, но мало получаю, И в имя же свое...
  6. Пир — горой… В пылу разгула Льются волнами слова; У честных гостей от гула Закружилась голова. Речи буйные сменяя. По столам — полным-полна — Ходит чаша круговая Чудодейного вина. Кто...
  7. – Ты солгала мне! – Ну, что за бред?! – (А это видел сам!) В глазах голубиный, невинный свет… Ну как судить по глазам? – Ты солгала мне? – Нет!...
  8. Нас двое — я и я. Один из нас умрет, Когда настанет день и час его пробьет; Уйдет в небытие, растает словно дым, Растает — и навек расстанется с другим....
  9. Мы вместе грабили одну и ту же хату, В одну и ту же мы проникли щель, — Мы с ними встретились, как три молочных брата, Друг друга не видавшие вообще....
  10. Я и меч, и — вместе — пламя! Я во тьме светил над вами. Я зажег у вас в груди Упованья и молитвы, И когда настали битвы — Я сражался...
  11. — До чего же они наладили быт! Как им только не надоест! Те, кто много пьет, те, кто мягко спит, те, кто сладко ест. Присмотрюсь, обдумаю и пойму, что в...
  12. Спой нам песню, перепелка, Перепелочка. Раз — иголка, два — иголка — Будет елочка. Раз — дощечка, два — дощечка — Будет лесенка. Раз — словечко, два — словечко —...
Вы сейчас читаете стих Случились вместе два Астронома в пиру, поэта Ломоносов Михаил Васильевич

Класс__________ Дата__________

Урок 11. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ Х V III ВЕКА.

М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ

ДВА АСТРО́НОМА В ПИРУ» КАК ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ НРАВОУЧЕНИЕ

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого - М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание, особенности композиции и художественные особенности произведения; обучать выразительному чтению, работе с различными словарями; развивать умение находить в тексте юмористические моменты.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : проявляет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе: осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Все испытал и все проник”

А. С. Пушкин

1. Оргмомент

I . Вступительное слово учителя.

О чем мы с вами говорили на прошлых уроках?

Каковы этапы развития древнерусской литературы?

Какие жанры древнерусской литературы вы можете назвать?

Сегодня мы с вами начинаем изучать новый период в развитии русской литературы – это литература 17 века. Этот период называют эпохой Просвещения…

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что такого разностороннего человека Россия до него не знала. И я постараюсь вам это доказать.

Запишите в тетрадях число, классная работа. Тема урока. М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру».

Цели урока…

Ответ учащегося

У М. В. Ломоносов родился он в 1711 г. в Архангельской губернии в семье государственного крестьянина. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах. .

С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом суденышке. Рано выучился грамоте: умел читать, писать и считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.

В академии курс обучения составлял 8 лет, Ломоносов же прошел этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках, и в 1736 г. был направлен в Германию для изучения точных наук - физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 г. обучение было закончено, и Ломоносов вернулся в Петербург.

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант ученого проникает в различные области знаний. В 1755 г. в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.

Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет удостоен звания академика.

Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве». Ушел из жизни М. В. Ломоносов в 1765 г., он простудился и умер. Погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Выступление второго ученика .

Любимая наука М.В.Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон. Он поставил 4000 опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков.

Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния.

Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

Он первый в мире географ-полярник.

Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.

Его с полным правом можно назвать создателем современного русского языка. Он написал свою «Российскую грамматику» и создал систему норм и правил русского языка. На уроке русского языка, когда мы говорили о пунктуации, я приводила вам пример правила из его учебника: «Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам», то есть смысл + структура = знаки препинания.

Он открыл новую эпоху в литературе. Сам сочинял стихи, оды, послания.

Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины. Например, «Портрет Петра I », «Полтавская битва» (показать на интерактивной доске).

В 1755 году открыл первый российский университет в Москве.

Как вы думаете, чье имя он носит?

(имя Михаила Васильевича Ломоносова).

Посмотрите на памятник М.В.Ломоносову, который находится перед зданием университета (показать на интерактивной доске памятник).
Михаил Васильевич Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что, по словам А.С. Пушкина, «… он сам (Ломоносов) был первым нашим университетом».

Составление синквейна Ломоносов

Все испытал и все проник” – эти слова принадлежат А.С Пушкину и сказаны о Ломоносове. И хотя в несколько строк невозможно вместить судьбу великого русского ученого, это пушкинское высказывание заставляет задуматься об удивительно многогранной деятельности Ломоносова, о гениальности и смелости его мысли.

Вторая часть урока будет посвящена поэтическому дару М.В.Ломоносова. Мы прочитаем и попытаемся понять содержание поэтического текста. Это стихотворение, некоторые называют басней, М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…».

Случились вместе – встретились вместе, астронома – т. е. астрономы.

Астроном – человек, изучающий небесные тела?

Как вы думаете о чем может быть стихотворение с таким названием?

Астрономия – одна из древнейших наук, потому что Солнце, Луна и звёзды всегда привлекали к себе внимание человека. Была в ней и практическая необходимость: уже в глубокой древности люди заметили, что смена времён года на Земле прочно связана с положением светил на небе.

Видели ли вы ночное небо, усеянное звёздами?.. Можно ли остаться равнодушным при виде звёздного неба?.. Особую радость испытываешь, когда находишь знакомое созвездие, когда обнаруживаешь планеты, название которых ты знаешь. Возникает мысль о бесконечности и загадочности Вселенной.

И всё, что видишь на небе: Солнце. Луна, звёзды. Планеты – всё это вращается вокруг Земли, потому что Земля является центром всего мироздания…

(Дети должны опровергнуть это мнение)

Давайте перенесёмся в 18 век, лет на 250 назад. Мы также находимся на уроке. И я говорю: «Ребята, не Солнце вращается вокруг Земли, но Земля ходит вокруг Солнца, да при этом ещё и вертится вокруг своей оси».

Таким сообщением я удивила бы вас ещё больше, чем сейчас. Вы в недоумении обратились бы к священнику, и он тут же разрешил бы ваше сомнение, сказав, что это неправда.

Немного было людей в 18 веке, которые слышали бы о том, что Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Ещё меньше было таких, которые верили в это.

Учитель выразительно читает стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Словарная работа.

Случились вместе – встретились вместе

В пиру - на обеде

Весьма - очень

Спорили …. в жару - горячо спорили

Круг Солнца ходит - вокруг Солнца ходит

Слыл - был известным

Как ты о сем сомненье

рассуждаешь? - Что ты думаешь об этом?

Очаг - устройство для разведения и поддержания огня

Жаркое - жареное мясное кушанье

Кто такие Коперник и Птолемей?

Биографическая справка о Копернике, Птолемее – информация учащихся.

. Клавдий Птолемей (Птолемей) (ок. 90 - ок. 160) - древнегреческий ученый. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной , позволявшую вычислить их положение на небе. Вместе с теорией движения Солнца и Луны она составила так называемую птолемееву систему мира.

Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест» - энциклопедии астрономических знаний древних.

В «Альмагест» изложена геоцентрическая система мира, согласно которой Земля находится в центре мироздания, а все небесные тела обращаются вокруг нее.

Коперник Николай (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 18

Когда жили Коперник и Птолемей?

Могли ли реально они встретиться друг с другом?

    Почему в стихотворении Ломоносова они встречаются?

Чем противоположны взгляды ученых?

Коперник – планеты и Земля вращаются вокруг Солнца

Птолемей – Планеты и Солнце вращаются вокруг Земли

А как на самом деле?

К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?

Как повар решает этот спор?

Вывод:

Ломоносова хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, что внимательно наблюдая быт, можно находить подтверждение великим научным открытиям.

Учитель помогает ребятам сделать этот вывод.

    Где встречаются учёные? Случайно ли Ломоносов выбирает это место для встречи учёных?

    О чём они спорят?

Кто же разрешил их спор?

    Давайте перечитаем и внимательно прислушаемся к словам повара. Повар говорит: «Кто видел простака…» От какого прилагательного слово «простак»?

(простой. А есть ещё прилагательное «простоватый», к нему существительное ближе)

    А что значит «простоватый»?

(не очень умный, недалёкий)

«Простаки» встречаются везде. И среди поваров тоже. Но такого простака из поваров, который бы вертел очаг кругом жаркого, не видел никто.

    Очаг – что такое?

(место, где разводят и поддерживают огонь)

    А что в данном случае означает существительное «жаркое»: само кушанье или сковороду с кушаньем?

(сковорода, на которой жаркое)

    Каким же образом повар разрешает спор астрономов?

(через сравнение: он уподобил Солнце очагу, а Землю сковороде)

    Что вы можете сказать о поваре?

(смекалистый, находчивый и не лишён чувства юмора. Легко и быстро решил жаркий спор учёных)

Дополнительный вопрос: В какой момент чтения стихотворения вы улыбнулись, понимая шутливость сказанного?

В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?

Уж е полторы тысячи лет птолемеевой системе мира и более двухсот лет коперниковой, а вопрос об их верности всё ещё вызывает противоборство позиций. В стихотворении эта проблема решается наглядно и просто.

Ломоносов не был пассивным сторонником учения Коперника; в своих научных трудах по астрономии он продолжал развивать систему мира, построенную. Польским астрономом. Во многих отраслях знаний, которыми занимался Ломоносов, он делал открытия мирового значения.

Стихотворение Ломоносова забавно и увлекательно. Но создано оно не для того, чтобы позабавить и развлечь читателя. Забавляя, оно несёт истинное знание о строении Вселенной. «В безделицах я стихотворца не вижу…» - писал Ломоносов. Он был твёрдо убеждён, что поэзия должна служить просвещению людей, а значит, и просвещению Отечества.

Обобщение.

Патриотизм Ломоносова, искрометность его таланта «С пышностью, остротой и великолепием» наполнили русскую поэзию Х VI II в. глубоким содержанием. Главная идея его творчества - быть гражданином, служить отечеству - вдохновляла передовых писателей последующих эпох.

Чтение высказываний о Ломоносове.

Н. В. Гоголь: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».

В. Г. Белинский: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим».

Ф. М Достоевский: «Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь».

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения, кто желает, может выучить его наизусть.

А также, прочитайте стр. учебника

V . Самостоятельное чтение учащимися стихотворного текста.

Учитель помогает ребятам отметить паузы, логическое ударение, лучше понять ритм произведения.

Ломоносов писал не только научные труды, но и стихотворные произведения. Значительное место в его творчестве занимают оды различного содержания, а также другие стихи, в которых повествуется как о возвышенных, так и об обыденных предметах.

Так, в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…», написанном в 1761 году, автор рассуждает о сложной научной проблеме, прибегая к форме притчи.

Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

Притча как короткий символический рассказ, в котором скрыт глубокий философский смысл, зародилась в древности и существовала у многих народов. На Востоке очень популярны притчи о Хаджи-Насреддине, в которых герой выступает то как философ и мудрец, то выглядит довольно глупо.

Ломоносов в своей импровизированной стихотворной притче вводит персонажей, которые в реальной жизни никогда бы не могли встретиться и беседовать, так как жили в разные исторические эпохи, разделенные несколькими сотнями лет.

Один из них — Николай... Коперник, польский астроном, который жил на рубеже XV — XVI ве­ков и научно обосновал гелиоцентрическую теорию мироздания, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца.

Другой персонаж стихотворения Ломоносова — Клавдий Птолемей, греческий ученый, живший во II веке нашей эры, который полагал, что Солнце движется вокруг Земли. Его взгляды очень долго господствовали в астрономии, и католическая церковь сурово преследовала тех, кто пытался их опровергнуть.

Вводя в стихотворение образ повара, который и решает спор двух великих ученых, Ломоносов снижает возвышенный тон произведения.

«Случились вместе два Астронома в пиру…» — небольшое сатирическое произведение. Согласно правилам классицизма в «высоких» произведениях не допускалось «низкое», но благодаря этому приему стихотворение обретает сатирическое звучание. Таким образом оно становится понятно и близко не только ученым, но и простым людям, так как сложная научная проблема разрешается на основе обыкновенного здравого смысла.

Литературоведы впоследствии установили, что аргумент, который приводит повар в пользу теории Коперника, мог быть заимствован Ломоносовым из книги французского писателя Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны». Однако это нисколько не умаляет своеобразия этого небольшого остроумного стихотворения, в котором Ломоносов не только в несколько фантастической форме показывает многовековой конфликт сторонников двух раз­личных теорий мироздания. Автор также дает понять читателю, каковы собственные взгляды автора на эту проблему.

Поделиться