Как распознать душевное расстройство. Ты гораздо больше, чем твоя травма. Как исцелить свою душу от боли, психологических травм и ран Как вылечить душу от переживаний

Уже давно ни для кого не секрет, что каждый из нас переживает в своей жизни разного рода эмоциональные потрясения. Наиболее сильные из них для кого-то становятся "психологической травмой", а для кого-то "трамплином к звёздам". Некоторые легко отпускают ситуации, другие же наоборот мучительно держатся до последнего… И порой волей-неволей возникают вопросы типа: "… как я смогу пережить это?" , "… и что мне теперь делать?" , "… смогу ли я жить дальше с таким грузом на душе?" и т.д.

Какие "проблемы" можно решить без помощи специалиста (психолога, психотерапевта)

Очень хочется написать, что все, но, к сожалению, это не всегда так. Да, в идеале, человек сам в состоянии разрешить свои проблемы. Однако в жизни всё происходит несколько иначе: не всегда мы можем и не всегда хотим взглянуть на ситуацию со стороны, задать себе "правильный" вопрос, обратить внимание на те или иные аспекты нашей жизни и т.д. И к тому же не стоит забывать, что человек — существо социальное, то есть требующее взаимодействия и общения с другими людьми. Зачастую нам просто необходимо то, что от привычного окружения мы получить не можем или попросту не умеем. Вот для этого как раз и нужен специалист (психолог или психотерапевт), который может показать пример, создать благоприятную атмосферу, экологично, безопасно и понятно объяснить, как ситуация выглядит со стороны, задать те вопросы, которые мы сами себе никогда раньше не задавали и многое другое… в конце концов, просто выслушать, принимая собеседника таким, каков он есть.

Обращаясь к специалистам, возможно, мы потратим меньше времени и сил на разрешение той или иной проблемы. Но не всегда есть такая возможность, да и не всегда есть такая необходимость. Например, во многих повседневных переживаниях (таких, как: душевный дискомфорт из-за неприятной ситуации, случайная ссора, задевший за душу спор с друзьями, семейный конфликт и т.д.) можно разобраться, пользуясь принципами, изложенными в этой статье. Более того, можно исцелить, в том числе и застарелые "душевные шрамы" (конечно, для этого потребуется больше сил и времени). И даже если у Вас не получится целиком и полностью разрешить ту или иную "проблему" и Вы всё-таки решите обратиться к специалисту (или уже сделали это), то Ваша самостоятельная проработка всё равно будет огромнейшим вкладом в будущие изменения.

Как устроен наш внутренний мир или упрощённая модель психики

Прежде чем говорить о том, что называют "психологическими проблемами" или "душевными травмами", нужно понять (хотя бы в общих чертах) как устроена наша психика.

В различных психологических и психотерапевтических школах существует ряд разнообразных моделей "внутреннего мира" человека, в этой статье я опишу наиболее простое и обобщённое видение того, что представляет собой наша психика.

У каждого из нас, как известно, есть множество различных потребностей, которые в свою очередь можно объединить в довольно-таки небольшое число наиболее общих и важных. Иногда такого рода потребности ещё называют метапотребностями. Существуют разные взгляды на то, какие потребности являются основными и общими (это также как и представление о психике обусловлено различиями психологических школ и психотерапевтических методик). Но, по большому счёту, во всех школах и направлениях одна из основных особенностей наших метапотребностей состоит в том, что существует огромное (можно даже сказать бесконечное) множество способов удовлетворения одной и той же базовой потребности! То есть, откровенно говоря, мы сами выбираем, каким образом в нашей жизни реализуется то, в чём мы нуждаемся.

Так вот, задача нашей психики — удовлетворение потребностей (любым способом)! То есть, все наши психические процессы направлены на то, чтобы удовлетворить наиболее важные для нас потребности. При этом пользуясь удобным и привычным способом их удовлетворения (зачастую в ущерб каким-либо сферам нашей жизни). Наиболее часто используемые способы удовлетворения потребностей также называют: стереотипами поведения, привычными реакциями, основными жизненными стратегиями, сценариями, паттернами реагирования и т.д.

Однако вернёмся к описанию модели нашей психики, а точнее к психическим процессам. В общем виде все психические процессы можно разделить на рациональные и иррациональные:

  • Рациональные процессы — это тема логического мышления, построения связей и закономерностей, понимания и анализа;
  • Иррациональные процессы — это тема эмоций, чувств, переживаний и проживания.

Кстати говоря, эти процессы хорошо связываются посредствам телесных ощущений. Есть даже целое направление, работающее через тело с психическими процессам — это телесно-ориентированная психотерапия. В данной статье я не буду углубляться в основы телесно-ориентированного подхода и принципы взаимосвязи психики и тела, хочу лишь отметить, что эти взаимосвязи имеют место быть и тело является очень важной составляющей нашей жизни. Такого рода понимание и отношение к себе поможет нам, когда речь пойдёт об использовании ресурсов тела при исцелении "душевных ран". Но вначале стоит обратить внимание на то, каким образом эти "раны" вообще появляются в нашей жизни.

Как возникает "проблема"

То, что называется "психологической проблемой" — это конфликт или конфликты, возникающие на иррациональном уровне. Конфликты рациональные — рассматриваются как не решённые или как нерешаемые (то есть, не имеющие решения) задачи. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с потрясением, оставившим "шрам в нашей жизни", речь идёт о каких-либо эмоциях, связанных с той или иной ситуацией. И даже в случае затруднительных ситуаций, сложившихся по весьма рациональным причинам: изменение расписания, непредусмотренные траты, внезапные встречи, новые подробности какого-либо дела, опоздания и т.д., то, как мы отреагируем, какое решение примем, и какой отпечаток останется на душе сильно зависит от эмоционального фона ситуации.

Именно эмоциональный "затык" — непрожитые и невыраженные чувства являются причиной того, что мы привыкли называть "душевными ранами" или "психологическими проблемами".

Как разрешить внутренний конфликт

Исходя из всего вышесказанного, логично, что для решения внутреннего конфликта нужно выразить непрожитые эмоции, увидеть стоящие за всем этим потребности и выбрать (или придумать) способ удовлетворения этих самых потребностей. Возможно, кто-то из читателей скажет: "Звучит, вроде просто и вполне понятно, но как это всё реализуется в жизни?" — вопрос справедливый, давайте разберёмся поподробнее.

Если описать данную идею в виде некой последовательности действий, то мы получим что-то вроде:

  1. Что я хочу сделать (фантазии, мысли, телесные движения);
  2. Какая эмоция за этим стоит;
  3. Разрешить себе эту эмоцию;
  4. Прожить/выразить эмоцию;
  5. Какая потребность удовлетворяется;
  6. Как ещё я могу удовлетворять эту потребность (возможность делать выбор).

А теперь остановимся на каждом пункте отдельно.

Что я хочу сделать (фантазии, мысли, телесные движения). Когда Вы возвращаетесь к проблемной ситуации (вспоминаете, думаете о ней, или что-то из окружающего мира напоминает Вам об этом) обратите внимание на то, как бы Вам хотелось поступить, что Вы ожидаете от себя и от других в этом случае… Не скупитесь на фантазию, Вы можете подумать о чём угодно — представьте себе различные варианты событий. Не бойтесь, ведь это, в первую очередь, игра Вашего воображения. Возможно, у Вас появится желание что-то проговорить, записать или выразить в рисунке — не останавливайте себя — говорите, записывайте, рисуйте, если есть желание что-либо сделать физически (сжать кулаки, закричать, разорвать что-нибудь в клочья, постучать ногами и т.д.), то не стоит себя сдерживать — позвольте себе эти движения, разрешите себе сделать то, что хочется. Но не забывайте о своей безопасности и о безопасности окружающих. Например, если хочется куда-то ударить, то гораздо безопаснее (а возможно даже и эффективнее) нанести ряд ударов по подушке или боксёркой груше, нежили по жёсткой бетонной стене или другому человеку.

Какая эмоция за этим стоит. А теперь можно задать себе вопрос: "Что я чувствую здесь и сейчас?" , или просто спросить себя о том, какая эмоция стремится быть прожитой. Отвечая себе на этот вопрос, помните, что нет плохих или хороших эмоций, нет правильных или неправильных чувств… хорошо и плохо, правильно и не правильно — это лишь оценка (причём, зачастую — это не Ваша оценка, а оценка окружающих)… оставаясь с собой наедине, вы можете быть абсолютно искренними и честными.

Разрешить себе эту эмоцию . Этот пункт одновременно кажется и очень простым и очень сложным. Разрешить — это позволить быть. Разрешить себе эмоцию (чувство, переживание) значит признать, что эта эмоция — это моя эмоция. Зачастую, мы не признаём те или иные проявления в себе, пытаясь убедить самих себя в своей "идеальности": мы стремимся быть сильными и запрещаем себе чувствовать горе, стремимся быть самостоятельными и запрещаем себе любовь, стремимся быть уверенными и запрещаем себе страх… Порой мы даже не допускаем мысли о том, что сила состоит не в том, чтобы прятаться от горя, а в том, чтобы пережить его и вынести оттуда ещё большую тягу к жизни, что самостоятельность — это не только умение позаботиться о себе, но и желание взаимодействовать с окружающими, преумножая радости жизни, что уверенность и смелость как раз и состоит в том, чтобы признавать свои страхи, видеть их и продолжать делать своё дело, точно зная, что оно будет доведено до конца. Мы боимся, что узнав о себе нечто новое, мы станем хуже. Но это не так — признавая в себе что-то, что действительно имеет место быть, мы остаёмся собой, становясь при этом чуть более осознанными, чуть более сильными, чуть более уверенными и способными измениться.

Прожить/выразить эмоцию. После того, как мы почувствовали и разрешили себе эмоцию, логично её выразить (позволить ей прожиться). Многие задаются вопросами типа: "Как мне выразить ту или иную эмоцию?" или "Как мне прожить какое-то чувство?" … Не волнуйтесь, когда Вы разрешите себе то или иное чувство, эмоцию или переживания, то вопрос "Как?" даже не возникнет. Ведь Вы не задаётесь вопросом о том, как выражать радость… Хочу также напомнить Вам про ресурс нашего тела. Тело — очень эффективный инструмент для проживания эмоций и выражение чувств. Вспомните, как плачут или радуются дети: если плачут, то навзрыд (всем телом), если смеются, то до коликов. И вообще, любая эмоция, по факту, выражается в действии: через письмо, через рисование, через крик или плачь, через швыряние камней, разрывание бумаги и т.д. вариантов множество…

Какая потребность удовлетворяется. Довольно часто, после эмоциональной разрядки, проблемная ситуация теряет свою актуальность и, соответственно, перестаёт быть проблемной. Также бывает, что запущенные иррациональные процессы без нашего осознанного вмешательства (без лишней помощи) находят различные пути решения (это также называют работой подсознания или бессознательного разума). Но порой, необходимо увидеть, что скрывается за ширмой "проблемы" — какие потребности удовлетворяются (или стремятся удовлетвориться) такого рода способом. Получить ответ на этот вопрос отнюдь не так сложно, как кажется. Для получения ответа нужно взглянуть на всё происходящее отстранённо (со стороны) будто это происходит не с Вами, а с кем-то другим… и спросить себя: "А что в этой ситуации, собственно, происходит, и что я от этого получаю или стремлюсь получить?" Не гнушайтесь простых и честных ответов — задавая вопрос, будьте готовы услышать ответ.

Как ещё я могу удовлетворять эту потребность (свобода, выбор и ответственность). Это, пожалуй, самая приятная, но и самая ответственная часть. Когда эмоциональное наполнение "проблемы" прожито, ситуация отпущена и определена метапотребность, то наступает момент выбора. Тот самый момент, когда мы видим, что существует огромное множество вариантов удовлетворения наших потребностей. В этот момент люди, как правило, ощущают чувство свободы, внутренней силы и уверенности. Именно в таком состоянии мы способны сделать осознанный и ответственный выбор: отказаться от старых способов удовлетворения тех или иных потребностей, изменить свои взгляды на что-либо, выйти за рамки стереотипов во взаимоотношениях с близкими и т.д. После того, как решение принято мы испытываем чувство облегчения и блаженства.

Занимаясь разрешением своих "проблем" (исцелением "душевных ран") помните, что вышеописанная схема весьма обобщена и условна. Как я уже говорил, для разрешения проблемной ситуации бывает достаточно эмоционального выражения. Случается и так, что отвечая себе на вопрос: "Чего я хочу?" нам сразу становится видна вся картина происходящего со всеми возможными вариантами решений. На этапе разрешений также часто "проблема" перестаёт быть проблемой, а волшебным образом превращается в задачу или вообще блекнет на фоне других жизненных процессов. То же можно сказать и про время — какие-то "проблемы" решаются быстро, какие-то подольше. На что-то уходят годы, а что-то рассыпается за мгновения. В любом случае будьте готовы дать время себе и своей психике. Каждый из нас по-своему уникален: у каждого своя жизнь и свой неповторимый опыт, свои сильные стороны, свои трамплины и свои преграды.

Психопрофилактика или как не наступать на одни и те же грабли

Говоря о профилактике "душевных травм", хочется обратить внимание на одну из распространённых иллюзий о том, что можно научиться "жить без трудностей". К счастью — это невозможно. Вы спросите: "Почему к счастью?" , — что ж здесь всё просто, жизнь — это процесс непрерывного роста и изменения, а рост подразумевает постоянный выход из зоны комфорта, то есть непрерывное преодоление тех или иных затруднений и препятствий. И именно решение жизненных задач, умение найти выход из затруднительных ситуаций, взлёты, падения и новые подъёмы наполняют нашу жизнь яркими и радостными моментами.

Но есть то, что может помочь более гармонично и благополучно лавировать в потоке жизни — это Ваша чувствительность и открытость самому себе. Всякий раз, делая тот или иной выбор, будьте в контакте со своими чувствами — это поможет вам принять верное решение.

Мудрецы говорят, что любую ситуации можно обернуть себе на благо. Возможно, они правы, хотя порой нелегко с этим соглашаться… Бывают случаи, когда нам действительно трудно преодолеть что-либо… не бойтесь признаваться себе в своих слабостях, ведь признание своих слабостей — есть сила, способная изменить ситуацию.

Несмотря на то, что я являюсь типичным представителем научной медицины, современным врачом – исследователем, все это сочетается с ностальгией по временам, когда лечили больного и его душу , а не анализы или домыслы. Впрочем, домыслы лечили и раньше по незнанию природы многих болезней. В основном это касалось душевных страданий – страданий души . Но как в современном мире мы можем лечить то, чего, по мнению многих, не существует в природе? Неуловимую душу , зарождающуюся в утробе матери, которую никто не видел, и непонятно куда исчезающую с последним вздохом или ударом сердца, вместе с её переживаниями, страданиями и всем, что накопилось за прожитые времена. Душа , это нечто, что никак нельзя назвать субстанцией. Вспомните Тору . Человека «…создал Господь Бог из праха земного и вдул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым». А перед тем, в тот же день, Он создал все живое на земле «в котором душа живая». «Завершив творение… увидел Бог все, что он создал, и вот хорошо весьма» (Цит. по Торе издательства Масаду арив Кук Йырушалаим, 5735 (1975г).
Итак, человек создан из праха земного - материального субстрата, в который Всевышний «вдул дыхание жизни». Нечто нематериальное и потому, очевидно, непознаваемое, как говорится, «на ощупь». Но она, душа , существует в ощущениях, проявляясь в свойстве характера (от греч. character – отличительная черта, признак), непохожая ни на кого другого, как и внешность человека.. В ней спрятаны все особенности личности: от темперамента , до мышления и поведения (впрочем, и животных тоже).
Древний философ (3-й век до н.э.) считал, что душа – целесообразное начало тела, неотделимое от него. Декарт (16-й век) подразделял душу и тело, подразумевая сложное взаимоотношение между ними. В новоевропейской философии, термином «душа », обозначается внутренний мир человека. Она, душа , определяет индивидуальные черты темперамента , психологические особенности и возможности. Это достаточно точно сформулировал древний врач и философ, живший две с половиной тысячи лет назад – . Он считал, что тип темперамента зависит от преобладания одной из четырех жидкостей в организме и определил их название: крови – сангвиник , лимфы – флегматик , желтой желчи – холерик , черной желчи – меланхолик . Надо отдать должное великому , в том, что названия, как и их суть (кроме роли «жидкостей»), сохранились до нашего времени, тем более, что они совпадают с основными типами нервной деятельности человека, открытыми великим физиологом И.П. .
Чем же различаются эти четыре основных типа темперамента?

Холерик – характеризуется силой темперамента , активностью, подвижностью и возбудимостью нервных процессов, сочетающихся с ослабленным контролем эмоций, и потому частыми эмоциональными срывами.

Сангвиник - схож по темпераменту с холериком , но более уравновешен, так как обладает повышенным самоконтролем. При этом впечатлителен, инициативен, подвижен.

Флегматик – также сильный тип. От сангвиника отличается меньшей активностью, малоподвижностью, инертностью, заторможенностью реакций.

Меланхолик – слабый тип. Малоподвижен, с замедленной возбудимостью, с трудом осиливает задачи средней сложности, впадая в разную степень ступора. Пассивен, при этом крайне чувствителен и эмоционально неустойчив. Человек с ранимой, тонкой душевной организацией, которому не хватает силы воли.

В реальной жизни, так сказать, «в чистом виде», они практически не встречаются. Обычно все мы обладаем смешанным типом темперамента , с отчетливым преобладанием одного из них. Обратите внимание на то, что четвертый тип темперамента обозначается как «меланхолик ». Именно он, в дальнейшем пройдет через века диагнозом душевного состояния многих людей - состояния на грани болезни, называемой меланхолией. Современные энциклопедические словари определяют это слово, как «устаревшее название депрессии ».
Это неверно – в наше время они далеко не равнозначны
Депрессию , как особую форму заболевания среди меланхоликов , впервые выделил крупнейший основоположник современной психиатрии, немецкий врач Эмиль Крепелин (1856-1926). Латинское слово depression – в переводе, означает «подавление (настроения) или тоска». Подавление настроения, эмоций, ментальных возможностей. Оно быстро вытеснило определение «меланхолии» как болезни и вошло в моду лишь в первую четверть прошлого века, как характеристика состояния души , «её томления» и, даже, стиля жизни. Вспомните хотя бы песни с «меланхолической, лирической истомой сладострастия». Сейчас значение этого слова вернулось в рамки гиппократовского определения темперамента человека, но не заболевания.

Здесь надо оговориться, что именно тип темперамента человека, как мы говорим, «окрашивает» не только индивидуальные особенности психологии личности, но и клинические особенности депрессии в самые разнообразные формы проявлений этого страдания. А темпераменты , как уже говорилось выше, у всех не только различные, но и в значительной степени смешанные , с разной степенью преобладания одного из четырех вышеназванных. Да и признаки депрессии по своим проявлениям тоже всегда сопоставимы с особенностями характера человека.

Каждый из нас далек от постоянства в своих настроениях и переживаниях. Любое изменение ситуации может повлиять на них в ту или другую сторону. Каждый знает это по собственному опыту. А, если и не по собственному, то, как говорится, «стороннему» - не даром говорят: «со стороны виднее». Кого из людей не навещали мрачные мысли, грусть, расстройство, подавленность, переживания связанные с изменяющейся жизненной ситуацией. Или, иногда, вдруг, по непонятным причинам наступает хандра. И все эти малоприятные ощущения, их степень и выраженность, трансформируются у каждого
по-разному, в зависимости от характера и темперамента человека.

В этой статье речь пойдет не о «душевных болезнях» - именовавшихся так в стародавние времена психических заболеваниях, т.е. относящихся в наше время к психиатрии. А о различных болезнях самой души , объединяемым всем хорошо известным диагнозом – депрессия . В наше время это самое распространенное заболевание, диагностические рамки которого почти ничем не ограничены, равно как и однообразны методы терапии.

Болезнь – происходит от слова боль. Но физиологическая боль свойственна только материальным субстратам – любым органам и тканям нашего тела. И хотя мы не столь уж редко говорим «душа болит» - это тоже боль, но не физическая, а душевная. Поэтому, в дальнейшем, мы будем говорить не о «душевных болезнях», в стародавнем понимании этого слова, а о заболеваниях самой души , которые в наше время, при всем своем разнообразии, объединяются в едином понятии «депрессия ».

Именно этой, “нематериальной” душе , свойственно все разнообразие мышления, эмоциональных и психологических состояний. И не только людей, как это представляют себе многие. Об этом, по-моему, необходимо знать, как и о том, что в природе существуют столь же универсальные механизмы саморегуляции, уравновешивающие эмоции и, следовательно, состояние души .

В моем же представлении, как и большинства европейских врачей, депрессия никогда не является самостоятельным заболеванием. Я её воспринимаю не как болезнь, а как состояние. Состояние души . При том - это давно уже известно - свойственное не только человеку, но и, практически, любой душе , что называется, “от сотворения Мира”. Как одно из состояний, присущих всему живому: радость, удовольствие, удовлетворение, неудовлетворенность, разочарование, огорчение, хандра, и т.п. Диапазон этих страданий чрезвычайно широк и многолик, равно как и степени депрессивных состояний. Порой, многие из них и депрессиями-то назвать не повернется язык.

Ясно, что любые наши эмоции являются проявлением состояния души : как выраженность их, так и продолжительность. Лечить «несуществующую» душу , как вы понимаете, невозможно. А что же возможно? Создать Ей более благоприятные условия, зависимые от целостного организма.
Именно таковы основные принципы лечения, точнее коррекции душевного состояния
Темпераменты , как соответствующие им характеры и эмоции, свойственны всему живому на нашей грешной планете, в том числе и депрессии . Как пример приведу сообщение The Daily Telegraph от 28.09.2001, что после трагедии 11 сентября “У нью-йоркских собак-спасателей началась депрессия ...». Это происходило оттого, что у них пропала мотивация поиска. Они уже обнаружили тысячи трупов и частей тел, но под завалами в живых никто не остался. В начале они работали с энтузиазмом и когда обнаруживали живых людей, собаки рвались к завалам”.
Именно поэтому, после разочарования, «поисковики» становились вялыми, безразличными, апатичными, порой отказывались не только от поиска, но и от еды. Постигшие их разочарования, вследствие безуспешности и бесперспективности дальнейшей работы, стали основными причинами депрессии . Точно такая же мотивированная депрессивная реакция, наступает у кошек и многих других животных, даже слонов, в частности, разочарованных неудачами в брачных играх, малой результативностью в поисках пищи, а, нередко, и по другим причинам. Мне вспоминаются очаровательные создания – маленькие сибирские бурундуки . Если у бурундучка повторно похищают собранную им на зиму пищу, разочарованное неблагоприятными перспективами дальнейшей жизни существо, кончает жизнь самоубийством, самоповешиением на развилке сучка дерева. Я думал, вначале, что это красивая легенда. Но сибирские охотники безоговорочно этот факт подтвердили. Вместе с тем, судя по всему , физиологически, депрессия , на каком-то этапе, может играть некую защитную роль.
Так, что депрессия в живом мире – явление универсальное. Но у человека она отличается бесконечным разнообразием проявлений и мотиваций (причинности), не говоря уже о выраженности и разноликости проявлений. Это в первую очередь объясняется тем, что в отличие от животных, человек не только вовлечен в социальную среду и зависит от нее, но, в первую очередь, обладает абстрактным мышлением. Ни у кого не вызывает сомнений, что все это обусловлено индивидуальными особенностями реактивности нервной системы.
Материальный субстрат этих изменений, как и психики вообще, не найден до сих пор. Точно так же, как на протяжении почти полутораста лет ученые практически не могут достоверно установить природу почти всех первичных психических заболеваний. И, очевидно, правы были российские авторы одного из первых медицинских руководств изданном в первой половине девятнадцатого века, назвав главу о психических нарушениях, отличную от всех других разделов руководства, где описывались различные заболевания - “Душевные страдания”, включая меланхолию – «страдания самой души ».
Диапазон этих страданий чрезвычайно широк и
многолик, равно как и степени депрессивных состояний Порой, многие из них, и депрессиями-то назвать не повернется язык. Однако здесь, в Америке, мне довелось наблюдать, как почти любая углубляющаяся внутренняя неудовлетворенность, плохое, упадочническое настроение, пессимизм, наступающая вдруг хандра, появившаяся, почему-то тоска или даже заболевание неврозом – все это нередко расценивается врачом однозначно, как проявления депрессии различной выраженности. И, естественно, лечится медикаментозно. Чтобы читателю стало понятно, что же представляет собой депрессивное состояние, приведу достаточно выразительный пример из своей практики.
Это произошло в далекой теперь Москве. На прием её привела мама. Молодую женщину тридцати лет, плохо причесанную, неряшливо одетую. Она, с понуро опущенной головой прошла в кабинет и села на первое же подвернувшееся место. Затем, после моей просьбы, с тем же безразличием, пересела напротив. Не первой свежести платочком вытерла носик и засунула его за отворот рукава кофточки. Искоса глянув на нее, мать пояснила: «Вот, наконец, привела. Совсем не знаю, что с ней делать. Всегда была веселой, радостной, хорошо окончила институт, работала, даже диссертацию защитила. Подруг почти не было. Зато вокруг всегда много мужчин. Но никому из них предпочтения не отдавала. Потом вышла замуж и через год развелась.
Говорила, что не сошлись характерами.» Хотя характер у нее, по словам матери, был довольно легкий, но иногда вдруг нападала «меланхолия». В эти периоды никого не хотела видеть, замыкалась в себе. Чаще всего это совпадало с периодом наступления месячных. К врачам обращаться отказывалась. А недавно, после того, как начальник сделал ей какое-то замечание, стала совсем не своя, не пошла на работу, появилось безразличие ко всему, перестала за собой следить, большую часть времени молча сидит. Сделает что-либо, если только пару раз попросишь. Сколько раз спрашивала: "Что с тобой происходит?", отвечала, что болит голова. Предлагала ей лекарства, но она отказывалась. Добрые люди посоветовали обратиться к вам
С первого взгляда стало ясно, что больная находится в состоянии выраженной депрессии . И все же, вначале, я решил её обследовать, а поподробнее расспросить уже потом. Как и следовало ожидать, никакой патологии со стороны нервной системы и внутренних органов не выявилось. После этого удалось её «разговорить», хотя у подобных людей это достаточно сложно сделать. Выяснилось, что никакой головной боли на самом деле не было. А вот причины, по которой наступило такое состояние, просто не знает. На начальника особенно обижаться не было за что. Такие же замечания он ей делал и раньше, но ничего подобного не происходило. А тут, судя по всему , отреагировала неадекватно. Стало вдруг все безразлично. Люди раздражали, хотелось быть одной. Не хотелось даже двигаться. Все время преследует беспричинная «дикая тоска». Не хочется ни о чем думать. «Даже соображать стало трудно». Все видится в мрачном свете, кажется бесперспективным. Стала плохо спать. Совершенно потеряла аппетит. Иногда что-то неприятно сжимается в груди.

Все это приходилось вытягивать из нее, что называется, «клещами». Отвечала тихим монотонным голосом, почти односложно. Выяснилось к тому же, что хуже всего чувствует себя, когда проснется, утром, а к вечеру становится чуть легче. Но во сне нередко посещают кошмарные сновидения. В общем, сомнений не было - у нашей больной, самая настоящая депрессия . Так и записал в её карточке «Депрессивное состояние у больной с гормональным дисбалансом». Последнее, служило очевидной подоплекой её психологической реактивности в период месячных, которые порой путались по срокам.

После соответствующего, довольно длительного лечения, ей стало значительно лучше и она почти полностью поправилась. Однако для того, чтобы в дальнейшем подобные состояния не повторялись, рекомендовал принимать некоторые лекарства, коротким курсом, в основном перед наступлением месячных и в первые дни, так как даже небольшие гормональные нарушения могли спровоцировать, непредсказуемо, некоторое подобие пережитого состояния... С тех пор прошло много времени. Подобных, тяжелых депрессий у нее больше не наблюдалось. Крайне редко появлялись лишь очень легкие, весьма поверхностные, кратковременные эпизоды, с которыми она справлялась легко и быстро, используя рекомендованные приемы и лишь изредка, как она выразилась, «легкие дежурные лекарства». Впрочем, у кого, временами, не наступает плохое настроение? Это совершенно нормально.

Но бывает и по-другому. Как-то ко мне обратился артист, известный всей стране по многочисленным фильмам. Человек внешне вполне спокойный, можно сказать умиротворенный. Возраст «средний», около шестидесяти. Чуть иронизируя над собой, он сказал: «Вот, почему-то перестал нравиться собственной жене. И это после стольких лет совместно прожитой жизни…» Она немедленно подхватила: «Он сам ничего не расскажет. Мы вместе уже больше тридцати лет. В последние год-полтора вдруг начал меняться. Часто задумчив и тогда почти не разговаривает, как бы уходит в себя. Иногда забывает отдельные реплики в спектаклях. Из-за этого нервничает. Иногда, на несколько дней, становится вдруг меланхолично грустным. Плохо спит. Обратились к врачу – тот поставил диагноз депрессия , назначил лекарство, от которого он стал спокойнее, но появилось какое-то безразличие и очень много спит. Работоспособность стала еще хуже…”

Осмотр и беседа заняли довольно много времени. Настала пора высказать свое мнение. После чего он, как-то оторопело, спросил: “У меня ?! Разве у мужчин это бывает?! Наверное, уж лучше депрессия …» Пришлось пространно объяснять, что и у мужчин – это возрастная горомональная перестройка в организме, столь же закономерная, как у женщин, но протекает несколько по иному. Отменили все антидепрессанты. Вместо них назначил единственное гормональное средство в весьма малых дозах. С тех пор, как он выразился позже: «Спасибо доктор, я снова сал самим собой. Жена, наконец, успокоилась».

Подобных самых разнообразных примеров
можно привести великое множество, и все они разнолики Часто приходили больные растерянные и подавленные, с жалобами на нарушение общего состояния, снижение работоспособности. Нередко отмечали изменение своего отношения к окружающему, аппатию, безразличие, а иногда и ощущение собственной никчемности и бессмысленности бытия. Нередко навещали мысли о самоубийстве, но до этого никогда не доходило. Мне кажется, что это довольно естественные состояния, возникающие в ситуации какого-либо жизненного неблагополучия – например болезни или бытовой ситуации.
Разумеется, что наиболее тяжелые формы депрессивных состояний нередко возникают в «светлых промежутках» у больных хроническим психическими и иными болезнями. Например, шизофрения, синдром, инволюционный психоз, реактивные психозы, атеросклероз сосудов головного мозга и др. Реактивность нервной системы у всех людей различна. У одних нервы напоминают тончайшие струны, которые реагируют вибрацией даже на пролет комара, у других - они, как канаты - им любые передряги нипочем. Молва таких нарекла «толстокожими». Есть люди излишне эмоциональные, другие - более уравновешенные, третьи - напрочь лишены каких бы то ни было эмоций. И здесь нет резкой границы между типами нервной системы. Она весьма вариабильна. Поэтому столь разнообразны как причины, так и проявления и выраженность изменения настроения и поведения человека, его внутреннего мира и особенности реакции.

Поэтому я не стал бы относить к депрессивным состояниям такие ощущения как - имеющие под собой почву - тоску, хандру или просто плохое настроение. Это нормальные реакции человека на определенные события и ситуации, пусть даже они длятся и какое-то, довольно продолжительное, время. Обычно они проходят спонтанно. Но существует еще одна категория людей, которых нередко относят к «депрессантам». Я их называю «самоедами».
Бросив неудачную фразу, невежливо поговорив с кем-то, совершив неблаговидное со своей стороны действие и т.п., они, в дальнейшем, переживая, накаляют свои внутренние страсти до степени трагических, впадая в угнетенное состояние, которое, порой, расценивается как проявление депрессии . Подобное «самоедство» не болезнь, а всего лишь аналитическая черта характера. Весь комплекс такого страдания построен на обиде на самого себя. Порой помочь в подобных случаях не просто, хотя успокаивающая фраза: «Не обижайтесь на себя!», весьма точно определяет суть феномена «самоедства» и его последствий. Но депрессия - это не всегда только снижение настроения, тоска, адинамия, общая заторможенность, отрешенность, снижение интереса к окружающему и профессиональной деятельности, повышенная утомляемость. Частые её спутники - страхи и отчаяние. Особенно у психически неуравновешенных людей. У них могут возникать и такие депрессивные состояния, которые мы называем ажиотированными. В таких случаях диагностируют ажиотированную депрессию . При ней больные испытывают острые приступы тоски, когда все кажется самым мрачным и бесперспективным, когда ни сон и не попытка самому справиться со своим состоянием оказывается несостоятельной, и они начинают винить сами себя во всем происходящем. Больные мечутся не находя места, стонут и иногда наносят себе повреждения. Некоторые из них, в конечном счете, даже кончают жизнь самоубийством. Подобное, в подавляющем большинстве случаев, наблюдается только тогда, когда депрессивное состояние развивается на фоне уже имеющегося тяжелого психического заболевания, отягощая его течение.
Иногда с депрессией связывают возникновение ряда внезапно возникающих ощущений, сочетающихся с появлением тревоги, тоски, подавленности. Так, нередко, приходится наблюдать больных жалующихся на то, что депрессия и сопутствующая в этих случаях тревога, у них, как правило, сопровождается внезапными сердцебиениями, резким учащением пульса. «Сердце начинает трепетать как овечий хвостик». Что ж, такое бывает нередко. Но наш опыт показывает, что не депрессия и сопутствующая ей тревога являются первопричиной внезапно появляющегося учащенного сердцебиения – тахикардии, как называют это явление врачи. Скорее все происходит наоборот, ибо стоит такому больному дать препарат, снимающий тахикардию, как почти одновременно уходит и тревога вместе с подавленным состоянием. Препараты же воздействующие только на нервную систему, в таких случаях, эффекта, как правило, не дают. Так, что здесь все не так уж просто, также не просто, как ответить на древний философский вопрос: что же появилось на свет раньше, яйцо или курица?

Мы уже говорили, что во всех случаях депрессия спонтанно не появляется
Для этого необходимы не только провоцирующие факторы, но и первопричина – от особенностей личности и её эмоциональной сферы, характера человека, до наличия и специфичности развития различных соматических или психических заболеваний состояний. Многие ученые справедливо считают основной причиной возникновения депрессивных состояний часто посещающие нас стрессы. Но и здесь, все зависит от психологических особенностей личности и индивидуальных свойств эндокринной системы. Понятие стресса, было введено и быстро получило всемирное распространение, сравнительно недавно – в семидесятые годы прошлого столетия, благодаря исследованиям гениального канадского ученого, Ганса Селье . Он впервые определил его как проявление адаптационного синдрома, точнее – болезни адаптации. И считал эту реакцию настолько закономерной для любого человека, что охарактеризовал её как «Приправу жизни». Это та самая, необходимая «приправа», которая в норме тренирует адаптационные (приспособительные) возможности организма на различные ситуации. Она же, в ряде случаев, может провоцировать болезненные состояния различной выраженности, в зависимости от индивидуального состояния нервной и эндокринной систем человека.
Проблема лечения депрессии весьма сложная и всегда требует строго индивидуального подхода. Опыт показывает, что большинство людей попадая в подобную ситуацию, почему-то упорно стараются избегать медицины. Поэтому, чаще всего, приходится иметь дело с запущенными случаями. Это весьма обидно, т.к. с такими ситуациями или мотивированными депрессивными синдромами, как и с любым другим состоянием или заболеванием, всегда гораздо легче справиться в самом начале.
Тем более что в большинстве случаев о госпитализации речь не идет. Она необходима только тем больным, у которых депрессия входит в структуру того или иного психического заболевания, особенно при ажиотированных её формах. Если же депрессия возникла на фоне соматического (какого-либо внутреннего) заболевания, то во всех случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу, так как это состояние может быть обусловлено основной болезнью или, нередко, её обострением.
Ну, а если нечто похожее на депрессию посетило вас, что называется «на ровном месте», когда нет никакого другого заболевания? Что же делать? Лучше всего попытаться переключиться на какую-либо иную деятельность, к которой человек более склонен, заняться неотложной домашней работой, что-то починить, постирать. Или не очень нагрузочными физическими упражнениями, почитать увлекательную книгу.
Многих спасают детективы или юмор
Пусть это не покажется вам странным, но есть и древнейший психологический приём преодоления подобных состояний, который нередко рекомендую. Вспомните мудрейшего библейского царя Соломона , любовь которого к навсегда вошла в память людей в его «Песнь песней ». Царь Соломон никогда не расставался со своим изумрудным перстнем, на котором было написано: «Все проходит», а по другим источникам – «И это пройдет». Лично мне последнее нравится больше. И когда обращаются подобные больные, я всегда советую мысленно одеть на палец воображаемый перстень и вспомнить об этом изречении. «И это пройдет» - в трудной ситуации вспоминайте об этом почаще. Так оно и будет

Очень хороший эффект дает лечение с применением «мягкого ». Этот же метод применяется и в тех случаях, когда депрессия сочетается с разного рода сексуальными нарушениями (вплоть до импотенции) невротического происхождения, порой «застревающими» на неопределенно долгое время. Но делать это должен только квалифицированный специалист, тем более, что причиной подобных состояний могут быть хронические вирусные заболевания, в частности или гормональный дисбаланс.

Обычно я стараюсь не давать конкретных рецептов лечения, когда речь идет о заболеваниях, где прерогатива назначения препаратов относится только к компетенции врача. В данном же случае несколько отступаю от собственных принципов, так как подобного рода состояния встречаются столь часто, что, практически, свойственны почти любому из нас и, нередко, можно с ними успешно справиться самостоятельно. В легких случаях, не связанных с психическими заболеваниями, зачастую можно помочь себе, используя некоторые рекомендации врачей прошлого, т.е. того времени, когда еще не было современного разносола лекарственных препаратов, которыми можно пользоваться только по назначению врача.
В частности широко использовался корень валерьяны, которую и в наше время можно с успехом использовать, заварив одну чайную ложку на стакан кипятка, обязательно вечером, накрыв чем-либо плотно стакан. И уже на следующее утро можно это употреблять по 1 - 2 столовые ложки, 1 - 2 раза в день. Принимать препараты пустырника или их комбинацию с валерьяной, а также любое другое, легкое успокаивающее средство.
Хороша прогулка на свежем воздухе
Особенно приятно подышать воздухом, напоенным после грозы озоном. Неплохо и за 1 час до ужина принять теплую ванну, а проснувшись утром - прохладный душ . Неплохим эффектом обладает спиртовая настойка из цедры лимона. Для этого 50 грамм свежей цедры настаивают на 100 граммах 40% спирта (водки). Два дня при комнатной температуре, а затем три дня выдержать в холодильнике. Процедить через многослойную марлю и отжать туда же остатки цедры. Употреблять не более чем по 35 - 40 капель, 3 - 4 раза в день, лучше за 10 - 20 минут до еды. Эти капли, кроме того, определенно повышают и сексуальные возможности человека. Кстати, известно, что сам запах лимона также поднимает настроение. Поэтому стоит положить на стол, в центре комнаты, обыкновенный, не разрезанный, свежий лимон.
И еще один совет. Если вы утром встаете с трудом, с не очень хорошим, хмурым настроением, это можно легко преодолеть. Приготовьте с вечера стакан крепкого, чуть более сладкого, чем обычно, черного чая и налейте его в небольшой термос. Как только проснетесь на следующее утро, еще не вставая, как говорится «едва открыв хотя бы один глаз, спросонья», перед тем как подняться, выпейте его. Эту «процедуру» проделывайте ежедневно. И вы почувствуете, насколько облегчится ваш жизненный ритм. Некоторым более эффективным может оказаться смесь обычного черного чая с зеленым, в равных пропорциях. Такой чай специально готовили для российских космонавтов.

А вот «смехотерапия», которую предложили австрийские ученые, как универсальное средство для лечения депрессии , выпустив специальный диск, дело рискованное. С моей точки зрения, в тяжелых случаях, осложнивших психические заболевания, это может только ухудшить состояние больного.

Ну, а если уж с депрессивным состоянием не удается справиться самому, необходимо обязательно обратиться к психологу, психотерапевту или даже к психиатру. Они смогут подобрать необходимое лекарство из группы антидепрессантов. Однако применение в таких случаях только подобных препаратов, как это практикуется здесь, в Америке, с моей точки зрения недостаточно и даже опасно, так как порой может лишь усугубить ситуацию.
В своей практике, как и другие российские и европейские врачи, одновременно обязательно включал в терапию выраженных депрессивных состояний средства, стимулирующие нервную систему. Такие, например, как и целый ряд других.

В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые. (Гиппократ)

Боль - это то, что знакомо всем. Боль бывает разной: физической и внутренней или душевной (в психологии такую боль называют психалгией). Любая боль - это тяжесть, мучение, страдание. Мы воспринимаем боль как жестокое наказание, несправедливость, зло… Это то, что мы хотим прекратить.

Так как же нам ее прекратить?

Как относиться к боли?

Для начала давайте признаем, что боль - это не зло. Боль - это заложенное в нас крайнее средство заставить нас позаботиться о себе. Мы не дожили бы до сегодняшнего дня, если бы не было боли.

Если бы не было боли, то мы бы не чувствовали разрушения зуба, и потом потеряли бы и все зубы.

Если бы не было боли, то никому не пришло бы в голову лечить ушибы, переломы, внутренние заболевания. А это значит, что мы бы доживали только до первой серьезной болезни. Мы бы, не чувствуя боли, не поняли, что с нашим организмом что-то не в порядке, не шли бы за помощью к специалистам.

Боль - наш вернейший помощник, который бережет нашу жизнь, наше благополучие. Боль предупреждает худшие последствия, обращая наше внимание на то, что что-то у нас не в порядке и требует, чтобы мы их исправили.

Как реагировать на боль?

Что бы вы сказали, если бы увидели такую картину… Человек, купивший новую дорогую машину, оборудованную хорошей сигнализацией, просыпается ночью оттого, что сигнализация орет на весь двор. Не выясняя причины, он начинает ругать сигнализацию. По его мнению, виновата именно сигнализация, которая не дает ему спать. Не воры, которые лезут в машину, не он сам, от лени не желающий выйти посмотреть или вызвать милицию, а сигнализация! Конечно, мы сочтем такого человека не особенно умным (если не сказать больше).

Либо другая ситуация… Человек терпит боль, несмотря на то, что все окружающие ему рекомендуют срочно обратиться к врачу. Сам же он считает, что ему мешает только боль. Он ее сначала терпит, потом пытается заглушить обезболивающими препаратами. Боль продолжает усиливаться, а в итоге оказывается, что если бы он сразу обратился, то врач помог бы ему обойтись без серьезных для организма последствий. Теперь же неприятные последствия налицо. Умный ли этот человек?

Ох, как же мы сами похожи на этих персонажей, когда страдаем от душевной боли! К сожалению, причины своей душевной боли мы часто не хотим увидеть. Мы почему-то тупо терпим, страдаем, мучаемся, доходим до отчаяния (вплоть до суицида), пытаемся разными способами заглушить боль, пытаемся бороться с ней, забыться, но… не слышим ее сигнала, не исправляем ее причину.

Люди, у которых душевная боль настолько велика, что они хотят освободить себя от этой боли, совершив самоубийство, напоминают тех, кто борется с сигнализацией и предохранителями, а не с настоящей причиной. Они считают, что от душевной боли можно освободиться, если уничтожить тело. Так ведь не тело болит! Это все равно как если у человека язва желудка, и он попытается вылечить ее ампутацией ноги!..

Так что же не в порядке, когда болит душа?

Нормальному человеку понятно, что не сама по себе боль мешает нам жить, а та причина, которая вызывает эту боль. Поэтому, когда у нас что-то болит в организме, мы стараемся понять локализацию боли и найти ее причину. Если есть надежда, что причина может исправиться сама - ждем, терпим, принимая обезболивающие средства, а если понимаем, что причина остается, и боль не проходит, то идем к врачу, проходим диагностическое исследование, и с помощью соответствующего специалиста исправляем эту причину. Если болит почка - идем к урологу, если болит горло - к отоларингологу, если болит желудок - к гастроэнтерологу, если болит сердце - к кардиологу. А к кому же обратиться, если болит душа?

Когда болит тело, мы понимаем, что от нервных окончаний в точке локализации болезни приходит сигнал о неблагополучии в соответствующий участок мозга.

Откуда и куда приходит сигнал в случае душевной боли? Думали ли Вы когда-нибудь об этом?

Нет? А почему? Об этом стоит хорошенько задуматься…

Может быть, сигнал неведомым образом приходит в мозг? Может быть, он приходит в сердце, ведь порой и оно болит от волнений? Может быть, солнечное сплетение является средоточием духовной боли?

Увы. Наука решительно и однозначно утверждает, что сознание человека не локализовано в теле. То есть никакой сгусток нервных клеток, даже головной мозг, не может исполнять и не исполняет функцию того, что мы называет человеческим сознанием. В ближайшее время на сайте будет размещена наша статья на эту тему со ссылками на множество авторитетных источников высокой и беспристрастной науки.

Поэтому если вы сугубый материалист и начисто отрицаете существование души, невидимого мира и всего, что с этим связано, можем обрадовать вас: значит, у вас ничего не болит. Потому что согласно науке, в материальном теле нет сознания, а значит и не может быть душевной боли. Поэтому вы можете сейчас же начать радоваться - так же материально как и страдаете - и закончить чтение этой статьи.

Психология - наука, в самом названии которой содержится признание существования души (психе - душа, логос - знать) - много потеряла, когда отказалась от самого понятия души. То есть она ставит своей задачей лечить душу, которую перестала признавать, но никакого другого обоснованного понимания души не ввела. Ситуация просто абсурдна. Как можно лечить орган, если ты его не признаешь и ничего о нем не знаешь? Поэтому традиционная психология в случае душевной боли практически всегда разводит руками. С помощью современных фармакологических препаратов можно ослабить интенсивность боли души, с помощью психотерапевтических техник отвлечь от боли, научиться с ней жить, на определенное время даже эту боль заглушать, но несмотря на огромный опыт накопленный за полтора столетия, современная психология не имеет возможности влиять на искоренение причины, приводящей к этой сильнейшей боли.

Отчего же болит душа? (Скажем сразу, мы не рассматриваем случаи тяжелых психических заболеваний - шизофрении и.т.п., - которые встречаются у суицидентов примерно в 20% случаев.)

Как тело болит от того, что мы чем-то его повреждаем или не даем необходимого ему, точно так же и душа. Что же нужно душе?

Один из современных священников пишет:

«Общеизвестно, что игнорирование глубинных стремлений человеческого духа порождает то самое искажение человеческой природы, которое традиционно называется грехом - источником болезней. Поэтому самым важным для больного человека является примирение с Богом, восстановление растоптанных или утраченных проявлений человеческого духа. Примирение с Богом - это покаяние, это осознание своего греха, осознание ответственности за свою жизнь, за то состояние, в которое человек вогнал себя и стремление, жажда начать новую жизнь, примирившись с Богом и испросив у Него прощение.

Церковь всегда с древних времен связывала болезнь с внутренним состоянием человека, с человеческим грехом. Поэтому в основу церковного Таинства елеосвящения для исцеления болящих лежит молитва о прощении грехов. И независимо от того, прибегаем ли мы к Таинству елеосвящения, или мы собираемся лечиться, первое, с чего мы должны начать, - с осознания своей ответственности, осознания своего греха и воли Божией относительно того, чтобы ты был здоров».

Грех - слово не модное. Возможно, потому, что люди, далекие от Церкви, понимают под ним нарушение каких-то правил, соблюдение которых нужно от нас Богу, а вовсе не нам самим. Ведь девиз современности - «возьми от жизни всё». А тут от нас зачем-то чего-то требуют. Это нам, конечно, не может понравиться…

На самом же деле, грех - это преступление против собственной души. Если сравнивать с телом, это как не кормить свое тело, как резать его ножом, забивать в него гвозди, поливать кислотой. Бог в данном случае похож на доброго доктора, который стоит рядом, с медицинскими инструментами и препаратами наготове, и просит нас поскорее прекратить самоистязание и придти к нему, чтобы он вылечил нас.

Если понаблюдать за собой, каждый человек может заметить, как ему становится неприятно на душе, когда он сделает что-то плохое. Например, разозлится на кого-то, струсит, огорчит кого-то, возьмет взятку, не даст кому-то просимого или изменит жене. По мере накопления таких поступков душе все тяжелее и тяжелее. И мы забываем, что такое настоящая, чистая, детская радость. Пытаемся заменить радость примитивными удовольствиями. Но они не радуют, а только отупляют. А душа высыхает и болит все сильнее и сильнее…

И когда происходит какое-то важное событие в нашей жизни - например, какая-то большая потеря, нам даже и в голову не приходит, что огромная боль, навалившаяся на нас, как-то связана с нашими ошибками. Но это именно так. Боль при различных кризисах человеческих отношений вызвана нашей мстительностью, либо ненавистью, либо тщеславием. Боль при разрыве любовных отношений была бы во много раз меньше, если бы сами отношения не были омрачены обидой и эгоизмом. Боль при смерти близкого человека усугубляется ропотом на Бога. И так далее.

Вывод следующий: душевная боль сигнализирует нам, что с душой что-то не в порядке, возможно, мы где-то ранили свою душу и должны исправиться.

Где лечат боль души?

Если мы никогда не занимались своей душой, полагая, что духовная жизнь заключается в посещении театров и чтении романов, то нам нужна помощь в лечении душевной боли, нам самим не справиться.

Куда же бежать, когда болит душа? Куда обращаться за помощью?

Конечно, лучше обратиться туда, где точно вылечат. Это должно быть место, которое имеет проверенные традиции лечения, инструменты и условия для лечения, а самое важное - миллионы вылеченных больных.

На самом деле, главного и единственного Врача душевной боли мы уже назвали выше. Я видел сотни людей, вылеченных от душевной боли. И все они были полностью вылечены только в одном месте и только у единственного Врача. Это лечебница - Церковь, и Главный Врач в ней - Господь Бог!

Этот Врач, который не лечит за деньги, Он это делает бескорыстно и с большой любовью. Этот Врач ждет того, кому плохо, потому что Он всегда готов протянуть свою руку помощи. У него не бывает выходных и перерывов на обед. Он всегда готов приступить к лечению вашей души.

Этот Врач лечит не поддельными, а вечно живыми, проверенными и очень эффективными лекарствами. Он никогда никому не отказал в помощи, но Он не станет вам навязывать себя, Он не будет вас уговаривать лечиться у Него, потому что этот Врач уважает вашу свободу и выбор, и ему не нужна реклама. Этот Врач просто искренне хочет вам помочь, потому что любит вас. Он рассчитывает на ваше доверие к Нему, и исполнение вами Его предписаний.

Если у вас пока маловато доверия и поэтому вы пока боитесь обращаться к Нему, вспомните, что вы ничем не рискуете. Покончить с собой вы сможете всего даже через год духовной жизни. Ведь терять вам все равно нечего.

Как Бог лечит душевную боль?

Мы с вами уже выяснили, что боль вызвана нарушениями потребностей души. Значит, лечить эту боль нужно удовлетворением этих потребностей.

Не верьте, что многократно распространенный, практически канонизированный психологами-популистами списки человеческих потребностей (наиболее известная из них - пирамида Маслоу), в числе которых самореализация, признание, социальный статус, общение, привязанность - есть действительно то, что нужно человеку. Даже если согласно этому списку у вас будет 100 из 100, вы не будете счастливы. Потому что счастлив тот, кто удовлетворил потребности души. А они отличаются от упомянутого списка.

Главная и единственная потребность души на самом деле - любовь. А Бог - это и есть любовь. Приближение к Богу увеличивает любовь. Удаление от Бога через грехи - уменьшает любовь, увеличивает душевную боль.

Значит, душе нужны не какие-то мелочи. Ей нужен Сам Бог. Только Он может удовлетворить ее запросы.

И Он готов дать нам Себя. Он хочет дать нам себя и через это избавить нас от боли и просветить наши души любовью.

Молитву сравнивают с дыханием души или с пищей для души. Кто молился, тот испытал верность этих сравнений на себе. Наука не смогла пощупать, измерить ту субстанцию, которая поступает в душу при молитве. Церковь называет эту субстанцию благодатью. Молитва - самый быстрый целитель душевной боли.

Не менее необходимый источник благодати для человека - причастие тела и Крови Христа. Данная статья - не богословская. Мы хотим лишь указать вам единственно верный путь излечения души от ее боли. Поэтому относительно великого чуда причащения скажем лишь то, что плоды этого чуда несомненны и ощутимы. Множество известных мне людей избавилось после причастия от тяжелейших психологических расстройств, заболеваний тела, отчаяния, депрессий, а один раз практически на моих глазах женщина выздоровела от меланомы (очень агрессивная злокачественная опухоль). Причастию предшествует целительное таинство покаяния - исповеди. Во время исповеди человеку прощаются все исповеданные им грехи. Из его души как бы вынимаются все те гвозди, которые он вонзил в нее, исцеляются все нанесенные себе раны. Совесть человека становится чистой. Помните ли вы еще, как хорошо на душе, когда совесть чиста?

Можно удовлетвориться краткосрочным эффектом, благополучным переживанием определенного кризиса. Но тогда вскоре придет новый кризис. Возможно, тяжелее прежнего. Если вы не хотите испытывать боль, хотите жить в любви и радости, о душе нужно заботиться постоянно.

Нужно приучить себя давать душе то, что ей нужно и не делать того, что ранит ее. Для этого необходимо изменить свои привычки.

Это долгий процесс, требующий постоянного внимания и усилий. Но по мере того как вы с помощью Врача будете находить свои ошибки и исправлять их в глубинах своей души, тяжесть будет оставлять вас, чувство истинной радости наполнит вашу душу.

Основную работу будете делать не вы, а этот неоцененный нами всеведущий, любящий Врач. От вас требуется лишь принять этот чудесный дар исцеления.

Если Вы хотите быть телесно здоровыми, то должны соблюдать правила гигиены. Если хотите быть здоровыми душевно, то тут тоже надо соблюдать свои гигиенические нормы). Как сказал по этому поводу профессор Зураб Кекелидзе, заместитель директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского: «Есть же такое понятие как психогигиена. Не делай того, что нарушает психическое здоровье! Прочитай десять заповедей - там всё написано! Не знаем законов, делаем массу глупостей».

Об этом говорит опыт поколений, живших до нас. Они это хорошо понимали, видели, ощущали результаты, передавали детям.

И не ругайте боль, не жалуйтесь на нее, не страдайте, а идите её лечить.

 ( Победишь.ру 87 голосов : 4.05 из 5 )


Эти слова принадлежат древнегреческому философу Сократу.

В древности лечение любого заболевания начинали с психологического воз­действия на больного. Ни один из врачующих не нарушал существовавшего в то время принципа лечения: слово -трава - нож.

С началом эпохи лекарственной терапии психика постепенно стала выпадать из поля зрения лечебной медицины.

Известный ученый Альфред Кожинский писал:

«Мы делили медицину на две отрасли. Одна, общая медицина, занималась изуче­нием тела (сома), другая - души (психе). В результате общая медицина преврати­лась в благородную форму ветеринарии, психиатрия осталась в области метафизи­ки».

Представители альтернативной медицины осознают, что бесполезно лечить тело человека изолированно от его психики.

Головной мозг человека - уникальное творение Природы. Восприятие, под­сознание, сознание фиксируют происходящее вокруг нас. Если поступившая в головной мозг информация соответствует жизненной цели, интересам, настрое­нию и состоянию индивидуума, значит, он здоров. И он больной - если все (или частично) обстоит наоборот. Головной мозг поступившую извне информацию трансформирует и передает внутрь тела.

Через психику человек заболевает, через психику может выздоравливать.

Самый хороший врач и уникальный целитель не способны вылечить больного, если он сломлен психологически. Мною это проверено как на себе, так и на очень тяжелых больных. Потому я никогда не делаю попытку лечить больного, а учу, как правильно ему самому избавиться от болезни. На первых порах под моим контро­лем, а затем самостоятельно. Больные или успешно реализуют мои замыслы, или безжалостно разрушают их.

Разрыв между физическим телом и психическим его состоянием, образовав­шийся в системе лечебной медицины, существенно снижает ее авторитет в услови­ях, когда стрессы стали обыденным явлением. Социальное потрясение, негативная информация (сглаз), повышенная возбудимость, депрессия сопутствуют органи­ческим заболеваниям, усиливают патологии, а порой становятся главной причи­ной их появления. Официальная медицина оказалась не готовой к всплеску соци­альных потрясений в обществе. В компетенцию врача-специалиста психика боль­ного по-прежнему не входит.

Многие из врачей, в силу названных обстоятельств, сами оказались в сложных ситуациях. Платная медицина, при низком уровне лечения, вызывает раздражение в обществе. Еще в недавнем прошлом послушные больные, сегодня, заплатив за лечение солидные деньги, превращаются в объективно требовательных пациен­тов. Они часто бывают недовольными качеством лечения, высокими ценами за обслуживание, фактами нетактичности со стороны медперсонала.

Пример из практики.

У Наташи П. (23 года) врачами была обнаружена эрозия шейки матки 2 степени. Назначили прижигание. Больная слышала от подруг, что это небезопасно для нерожав­ших женщин, и сказала об этом врачу.

«Отношение ко мне было ужасное. Врач кричала, грозила, что я скоро получу рак, что у меня все очень плохо. Это на меня очень сильно подействовало. Я три дня была в ужасном состоянии. Потом возобновились боли внизу жи­вота».

Факт не простой. Врач допустила профессиональное нарушение. Неосторож­ной фразой она ввела опасный код в сознание больной. При расшатанной психике пациентки код мог вызвать обострение имеющегося заболевания, и даже вызвать появление более опасного. Грубый врач быстро теряет качества врача.

«Если после разговора с врачом больному не становится легче, то это не врач», - сказал великий психиатр В. Бехтерев.

В целительстве процесс лечения больного заведено сопровождать психокор­рекцией. Чем профессиональнее это будет сделано, тем меньше потребуется вре­мени на лечение больного другими методами. Положительное психологическое воздействие открывает энергетические каналы больного для восприятия других методов лечения.

Русский врач-терапевт М. Мудров в XVIII веке писал: «Зная взаимные действия друг на друга души и тела, долгом считаю заметить, что есть и душевные лекарства, кои врачуют тело».

Таким лекарством является слово (энергоинформационное воздействие).

Пример из практики.

Больная Светлана К. (32 года): «Для меня все было удивительно. После Ваших слов:

"снимаю воспаление" почувствовала легкость в этих органах. Ощущала, как будто из меня уходит болезнь. Настроение было радостное. После второго сеанса почувствовала прилив сил. Боли внизу живота прекратились. Стала контролировать себя, когда нервничаю. Стараюсь трезво оценить ситуа­цию, В общем, стала сильнее».

Наши предки о силе психологического влияния знали, а их цивилизованные потомки не верят, что у человека есть душа, потому и не предусмотрено врача-спе­циалиста по ее лечению.

Извини, но долго еще придется доказывать кое-кому в обществе, что душа (можно назвать по-другому) действительно существует. Нет смысла вдаваться в подробности, что она из себя представляет. Тем более что книга не рассчитана на посвящение в парапсихологию, тем более религию. Помочь бы вначале больным. Им, как воздух, нужна правдивая информация о том, как быстрее избавиться от заболевания, а потом - как правильно жить после выздоровления.

Душевная боль, страдание - эту муку испытывал каждый человек. Обиды от предательств, измен, несправедливостей, горе, тоска - все эти чувства связаны с болью, которую нельзя снять с помощью лекарств.

К сожалению, многие люди, стремясь уйти от мучающей их боли, оказываются в ловушке зависимостей. Это касается алкоголя, наркотиков, пристрастия к азартным играм.

Сбегать от проблем - удел слабых. Звучит банально, но это так. Большинство людей, склонных не брать на себя ответственность за свою жизнь, ищущих причину неудач и душевного дискомфорта извне, не могут пережить малейшую боль и делают все, чтобы не чувствовать ее, что лишь усугубляет ситуацию.

С другой стороны, душевная боль толкает людей творческих на создание шедевров, например, самые прекрасные стихи написаны именно в состоянии душевной муки, ищущей выход.

Как же быть, когда болит душа?

Рассмотрим несколько возможных ситуаций, когда возникают мучения, и попробуем понять, как можно исцелить душевные раны.

Скрытая выгода

Психологическая работа с проблемой начинается с установления ее причины. Если вы общаетесь с людьми, которые постоянно «бьют» по возможно, психотерапия вам не понадобится. Достаточно будет изменить свое окружение. А вот если вы намеренно раз за разом оказываетесь рядом с такими людьми, есть смысл задуматься, зачем вам это. Что толкает вас на подобное «самоистязание»? Нет ли для вас в этом некоей скрытой выгоды?

Очень часто бывает причиной сильной душевной боли. В этом случае лечение будет бесполезным до тех пор, пока есть потребность достигать скрытых целей. Для того чтобы необходимо выявить их и пересмотреть.

Горе

Еще одна частая причина душевной боли - затянувшееся переживание, например, от человеком или от потери близкого родственника.

В этих случаях часто бывает необходима помощь психолога, но и сам человек может предпринять шаги для избавления от проблемы.

Во-первых, не нужно подпитывать воспоминания, разглядывая фотографии ушедших людей или слушая грустную музыку. Во-вторых, старайтесь переключить внимание на новые занятия, займитесь тем, что вам нравится больше всего, а главное, не оставайтесь в одиночестве.

При переживании горя есть период, когда нужно перетерпеть острую боль, отпустить ее. В этом может помочь психотерапевт. Если вы не в состоянии забыть умершего человека, попробуйте мысленно поговорить с ним и попрощаться. Оставшись в одиночестве, зажгите свечу, подумайте о том, кто ушел, внутренне отпустите его, приняв решение продолжать жить. Очень часто такой выбор требует настоящего мужества.

Телесное напряжение

Любые явления нашего сознания, так или иначе, проявляются на телесном уровне. Острая душевная боль приводит к возникновению в теле участков напряжения, или мышечных зажимов. Например, сгорбленная, напряженная спина, «закаменевшие» плечи, стиснутые челюсти. Подобные проявления являются следствием сдержанности. Движение освобождает тело, возвращает в него жизнь, и, в результате, душевная боль перестает быть невыносимой, она «распускается» и постепенно уходит. Старайтесь больше двигаться, гулять, заниматься спортом, даже если поначалу вам будет непросто себя заставить уделять этому время. Это поможет вам справиться с болью.

Работа со сдержанностью

Часто приходится слышать: «Не держи горе в себе, выговорись, тебе станет легче». Это действительно так. На начальном этапе человеку необходимо выпускать негативные эмоции и делиться переживаниями с близкими людьми. Если поговорить не с кем, можно проделать простую работу: взять листок бумаги и написать на нем то, что вас тревожит, томит, от чего болит душа. Если писать искренне и не сдерживаться, вы быстро почувствуете облегчение. Эта работа полезна тем, что помогает лучше понять себя, а вынесенные вовне переживания уже не кажутся такими страшными и непреодолимыми. Кстати, после завершения работы листочек рекомендуется уничтожить. Например, его можно сжечь. Это символическое действие поможет вам отпустить отрицательные эмоции.

Поражение

Душевную боль может также причинять переживание поражения в деле, очень важном для человека. В этом случае воспоминания возвращаются снова и снова, возникает чувство стыда, мучают мысли о том, как нужно было поступить. Подобное душевное состояние излечится, если человек найдет причину своего поражения и выстроит иной образ действия. Необходимо перестать заниматься самокопанием и понять, что привело к неудаче, и какие качества в себе нужно изменить, чтобы избежать подобного в дальнейшем.

Вообще, психология переживания выстроена на том, чтобы искать опору в своем разуме, и лишь потом работать с чувствами. является хозяином себе и своей жизни, что позволяет ему проживать негативные эмоции, не будучи захваченным ими. Кроме того, научившись думать и правильно выстраивать свою жизнь, мы начинаем работать на перспективу, исключая появление душевной боли и вырабатывая стойкость перед самыми разными обстоятельствами жизни.

Душевная боль позволяет обрести новый опыт и зрелость. Главное - не бояться жить настоящим во всей полноте, радуясь, печалясь, мучаясь, извлекая уроки и достигая новых побед. Ведь все мы пришли в этот мир, чтобы испытать полноту бытия, а не прятаться в кокон переживаний. Вдумайтесь, можно жить и непрерывно двигаться вперед, а можно «пере-живать», то есть оставаться на месте в то время, как жизнь проходит мимо. Выбор за вами.

Поделиться