Кафедра военной гидрографии и океанографии. Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе Обучение осуществляется на факультетах

14 декабря 2016 года нахимовцы 7-го курса под руководством начальника курса капитана 2-го ранга Борщева С.В. и воспитателя капитана 2-го ранга Леонтовича О.В. посетили кафедру кораблевождения и эксплуатации морских средств навигации штурманско-гидрографического факультета Военно-морского института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «ВМА».

Занятие проводили преподаватели кафедры кораблевождения и эксплуатации морских средств навигации. В ходе занятия ребятам показали тренажерный класс «Ригель», в котором курсанты тренируются счислению пути корабля разными способами в различных условиях. Была показана лаборатория морской астронавигации, где нахимовцам рассказали о способах определения местоположения корабля по небесным светилам. Также наши воспитанники посетили планетарий кафедры, в котором им показали небольшое обучающее видео «Звезды неба Северного полушария». В конце проведения занятия ребята ознакомились с условиями жизни и быта курсантов 1-го курса Военно-морского института.

Хочется выразить огромную благодарность офицерам кафедры кораблевождения и эксплуатации морских средств навигации
штурманско-гидрографического факультета Военно-морского института ВУНЦ ВМФ «ВМА» за интересное и
познавательное занятие, организованное и проведенное для наших нахимовцев.

Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе

Санкт-Петербургский военно-морской институт - одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга . В своём нынешнем виде существует с 1998 года, когда были объединены между собой ВВМУ им. М. В. Фрунзе и ВВМУПП им. Ленинского Комсомола . С 2001 года носит название Морского Корпуса Петра Великого. В институте осуществляется подготовка офицеров военно-морского флота на 5 факультетах: штурманском, гидрографическом, минно-трального и противолодочного вооружения, крылатых и баллистических ракет подводных лодок, а также специальных вооружений.

Навигацкая школа (1701 год)

14 января 1701 года (по старому стилю) Указом Петра I была основана Школа математических и навигацких наук. Целью создания этого учебного заведения было обеспечение комплектования создающегося российского флота отечественными кадрами. С июня 1701 года Школа располагалась в Москве в Сухаревой башне Кремля. Готовила она специалистов не только для флота, но и для армии и гражданской службы. Школа делилась на классы - в первых двух обучали неграмотных русскому языкуи началу счёта. После этого большинство выходцев из бедных слоёв населения отправляли служить писарями или учиться на мастеров адмиралтейства. Наиболее способные из них, а также юноши дворянского происхождения, переводились в следующие классы, высшими из которых являлись мореходные (плоской и меркаторской навигации), морской астрономии). Кроме того, ученики изучали ведение шканечного журнала, счисление пути корабля, фехтование. Изучение велось последовательно и завершалось сдачей экзамена. Наиболее способные и старательные могли закончить полный курс школы за 4 года, а нерадивые учились и до 13 лет. Первоначально школа находилась в ведении Оружейной палаты, с 1706 года она была передана в Воинский морской приказ, а с 1712 года - в Воинскую морского флота канцелярию. Преподаватели школы были независимы друг от друга и подчинялись только генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину. Первый выпуск Школы состоялся в 1705 году. Её окончили 64 человека. Выпускники Школы получали право на производство в офицеры после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Многие стажировались на английском и голландском флотах.

Морская Академия (1715 год)

В 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создаётся Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек. В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин». Это звание заменило звание «навигатор», в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учреждён в 1713 г.). По экзамену мичманы производились в первый офицерский чин унтер-лейтенанта. В 1732 году первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 года с перерывом в 1751-1758 гг. С 1723 года в гардемаринскую роту (200 чел.) зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 году в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. В 1717-1752 гг. из Академии было выпущено более 750 человек.

Морской шляхетный кадетский корпус (1752 год)

15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Название подчёркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек, которые в строевом отношении делились на три роты по 120 человек, а в учебном - на три класса. Гардемаринами стали называть учеников старшего класса корпуса. Состав роты был смешанный - в каждую входили три учебные группы - гардемаринская (1 класса) и кадетские (2 и 3 класса). В 1762 году для кадетов ввели единую форму одежды, однотипное вооружение и снаряжение. Новым штатом в помощь директору назначался капитан 1 ранга, фактически - его заместитель по строевой части, которому подчинялись старшие офицеры - командиры рот. В каждой роте было по 4 офицера. Деятельностью преподавателей руководил профессор. В Корпусе изучалось 28 наук, в том числе: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, история, политика, риторика, на выбор - французский, английский или немецкий языки, тактическое маневрирование (морские эволюции), морская практика, такелажное дело, фехтование, танцы. Перевод из класса в класс, а также производство гардемаринов в офицеры, осуществлялись только на вакантные места. До 1762 года выпускники Корпуса были обязаны служить пожизненно. 18 февраля 1762 года манифестом Петра III «О вольности дворянской» каждый дворянин получил право служить по своему усмотрению и выйти в отставку. Этот порядок сохранялся до 1917 года. В 1762-1802 гг. Корпус возглавлял И. Л. Голенищев-Кутузов. По его инициативе в 1764 году ввели должность старшего инспектора классов, который отвечал за организацию учебного процесса. В 1769 году была основана библиотека Морского корпуса, которая пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками. Быстрый рост флота вызвал расширение Морского корпуса, штат которого в 1783 году расширили до 600 человек, а в 1791 году в нём фактически обучалось около тысячи человек. С 1753 по 1802 гг. Корпусом было выпущено 3036 офицеров.

Морской кадетский корпус (1802 год)

В 1802 году из названия исключили слово «шляхетный», но принцип комплектования Корпуса не изменился. Директором Корпуса стал контр-адмирал П. К. Карцев, ветерана войн с Турцией и Швецией. Наиболее способные гардемарины отправлялись волонтёрами на английский и французский флоты. В 1812 году Морской корпус произвёл два выпуска, флот пополнился 134 мичманами, многие из которых приняли участие в войне с наполеоновской Францией. В 1817 году штат корпуса предусматривал обучение 700 кадетов и гардемаринов, расходы на его содержание составляли более 460 тыс. руб. в год. В 1826 году Корпус под воздействием Николая I приравняли к экипажу, аналогичному армейскому батальону. Капитан 1 ранга стал именоваться командиром экипажа. Батальон включал гардемаринскую, три кадетские и резервную роты. В кадетских обучались мальчики от 10 до 16 лет, в гардемаринской - юноши 16-18 лет. Роту возглавлял капитан-лейтенант, отделения - лейтенанты и мичмана. В обучении на первый план, как и в армии того времени, вышла строевая подготовка. Дисциплина поддерживалась строгими наказаниями. В таких сложных условиях положительную роль сыграла деятельность адмирала И. Ф. Крузенштерна, бывшего сначала инспектором классов, а затем и директором Корпуса (1827-1842 гг.). При нём в Корпусе были созданы музей и обсерватория. 28 января 1827 года при Корпусе был открыт офицерский класс для совершенствования образования офицеров. Тем не менее, уровень обучения офицеров неуклонно падал, что стало одной из причин поражения в Крымской войне. В 1855 году преобразования на флоте возглавил генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич. В 1861 году при его участии были установлены новые правила приёма в Морской корпус. Впервые были введены конкурсные экзамены и «пробные» плавания. В Корпус принимались юноши от 14 до 17 лет, кроме дворян право на поступление имели также дети «почётных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников. Телесные наказания были отменены, основной упор сделали на стремление выработать дисциплину, основанную на сознательном отношении к делу.

Морское училище (1867 год)

В 1867 году Морской корпус переименовали в Морское училище. Согласно Уставу в него принимались юноши с 16 лет, срок обучения составлял 4 года, штат сокращался до 240 человек с расчётом на ежегодный выпуск 60 гардемаринов. Звание «гардемарин» стало присваиваться выпускникам училища, которые отправлялись в годичное плавание, после чего производились в чин мичмана. Курс училища подразделялся на две части - общую (1 год) и специально-морскую (3 года). Ежегодно в мае проводились переводные экзамены, а с 25 мая по 25 августа кадеты проходили практику на кораблях учебного отряда. 7 августа 1862 года офицерский класс реорганизовали в Академический курс морских наук, который в 1877 году был преобразован в Морскую академию, которая с 1907 года стала самостоятельным учебным заведением. В 1861-1871 гг. училище возглавлял контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков. При нём были отменены некоторые обязательные занятия, сокращено число строевых занятий, повысилась роль самостоятельной подготовки кадетов. Кадетам было разрешено ежедневно после занятий уходить в город до 23 часов. В дисциплинарную практику ввели «штрафные отметки», которые влияли на старшинство в выпуске, которое влияло не только на распределение по окончании училища, но и на получение очередных офицерских званий. Многие из этих преобразований оказались временными. Преемник Римского-Корсакова, контр-адмирал А. П. Епанчин отменил часть его начинаний. В 1872 году кадетам запретили выход в город по будним дням, стали практиковать обыски личных вещей. С 1875 года срок обучения увеличили до 5 лет, а возраст поступающих в подготовительный класс снизили до 12 лет. В 1882 году звание «гардемарин» на флоте упразднили, а в училище ввели гардемаринскую роту. При выпуске вновь стали присваивать чин мичмана.

Морской кадетский корпус (1891 год)

Морской корпус (1906 год)

С 1906 года в Корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники Корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами - они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Морской его Императорского Величества Наследника Цесаревича Корпус (1914 год)

6 ноября 1914 года Николай II назначил шефом корпуса своего сына Алексея Николаевича. Во время Первой мировой войны сроки обучения были сокращены при сохранении объёма основных учебных программ. Тем не менее, Морской корпус в силу сословных ограничений не мог избавить растущий флот от недостатка кадров. В 1916 году Корпус переименовали в Училище. В марте 1918 года училище прекратило свою деятельность.

Курсы командного состава флота (1918 год)

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Открытие курсов состоялось 10 октября в здании бывшего Морского училища. Слушателей набирали из матросов-специалистов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел - механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь. В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее. 8 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи - 18 лет, из числа военных моряков - 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов. 18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища - его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морское инженерное училище (ныне - Военно-морской инженерный институт). Осенью того же года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (ныне 6-е ВСОК), а также в военно-морской академии. В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» со слушателями на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт - Берген - Мурманск - Архангельск - Тронхейм - Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1926 год)

7 января 1926 года по ходатайству личного состава училища, ему было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе. Тогда же было введено звание «курсант». Новым штатом предусматривалось обучение 825 курсантов. Программа обучения делилась на 4 курса. 22 сентября 1935 года в СССР были введены персональные воинские звания для командного состава РККА и РККФ. В июне 1936 года в училище состоялся первый выпуск лейтенантов. 13 октября 1936 года училище было награжено Почётным революционным красным знаменем и получило наименование Краснознамённого. Было сформировано четыре отдела: штурманский, артиллерийский, минно-торпедный и гидрографический. В 1937-1939 гг. создавались военно-морские училища в Баку, Севастополе и Владивостоке. Туда уехали многие курсанты, преподаватели и командиры училища им. Фрунзе. 10 июня 1939 года училище было награждено орденом Ленина. Авторитет училища постоянно рос. В 1940 году на 300 вакантных мест было получено 3900 заявлений от желающих поступить. В 1939 году училище закончило 625 лейтенантов, в 1940-404. Начало Великой отечественной войны совпало с периодом практики у курсантов. 25 июня 1941 года состоялся досрочный выпуск офицеров. Лейтенантами стали 198 курсантов. Второй в 1941 году досрочный выпуск состоялся 31 октября. Курсанты 1 и 2 курсов в июле-августе 1941 года принимали участие в боях в составе 1-ой отдельной бригады морской пехоты. В конце июля 1941 года также было принято решение об эвакуации училища в Астрахань, где оно должно было разместиться на базе Астраханского института рыбной промышленности. Эвакуация завершилась 10 января 1942 года. Последний выпуск военного времени состоялся 7 мая 1944 года. Летом того же года училище вернулось в Ленинград. По окончании войны курсанты ВВМУ им. Фрунзе участвовали в Параде победы на Красной площади. 52 питомца училища в ходе войны удостоились звания Героя Советского Союза. Первый послевоенный выпуск состоялся в апреле 1947 года. 29 января 1951 года ВВМУ им. Фрунзе Указом Президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Ушакова I степени. В 1955 году совету училища предоставили право принимать к защите диссертационные работы. Позднее были созданы специализированные советы по присуждению учёных степеней доктора и кандидата наук. В 1959-1962 гг. училище перешло на командно-инженерный профиль подготовки кадров. Была внедрена факультетская система, срок обучения увеличен до 5 лет. Летом 1962 года состоялся первый выпуск специалистов командно-инженерного профиля. Также впервые вместо 6 государственных экзаменов, выпускники защищали дипломные работы. В 1959-1971 гг. в училище работал политический факультет, готовивший офицеров с высшим военно-политическим образованием и квалификацией корабельного штурмана. В 1969 году на базе этого факультета было создано Киевское высшее военно-морское политическое училище. В 1998 году в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ им. Фрунзе было объединено с ВВМУПП им. Ленинского Комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский Военно-морской институт.

Личности - преподаватели и выпускники корпуса и училища

  • Андрей Данилович Фарварсон
  • Николай Гаврилович Курганов
  • Андрей Павлович Белобров
  • Анатолий Васильевич Лаврентьев
  • Дмитрий Николаевич Синявин
  • Сергей Адамович Колбасьев
  • Леонид Сергеевич Соболев

Директора Морского корпуса

  • 1701-1715 - Ф. М. Апраксин, Ф. Ф. Головин
  • 1715-1716 - генерал-лейтенант Сент-Илер
  • 1716-1719 - граф А. А. Матвеев
  • 1719-1722 - Г. Г. Скорняков-Писарев
  • 1722-1727 - капитан А. Л. Нарышкин
  • 1727-1728 - вице-адмирал Д. Вильстер
  • 1728-1730 - капитан П. К. Пушкин
  • 1730-1732 - капитан В. А. Мятлев
  • 1732-1733 - капитан-лейтенант В. М. Арсеньев
  • 1733-1739 - генерал-лейтенант В. А. Урусов
  • 1739-1744 - капитан П. К. Пушкин
  • 1744-1760 - капитан 1 ранга А. И. Нагаев
  • 1760-1762 - капитан 1 ранга Ф. Ф. Милославский
  • 1762 - граф И. И. Шувалов
  • 1762-1802 - адмирал И. Л. Голенищев-Кутузов
  • 1802-1825 - контр-адмирал П. К. Карцов
  • 1825-1826 - вице-адмирал П. М. Рожнов
  • 1826-1842 - адмирал И. Ф. Крузенштерн
  • 1842-1848 - вице-адмирал Н. П. Римский-Корсаков
  • 1848-1851 - вице-адмирал Н. Г. Казин
  • 1851-1856 - контр-адмирал В. А. Глазенап
  • 1855-1857 - вице-адмирал А. К. Давыдов
  • 1857-1861 - контр-адмирал С. С. Нахимов
  • 1861-1871 - контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков
  • 1871-1882 - контр-адмирал А. П. Епанчин
  • 1882-1896 - вице-адмирал Д. С. Арсеньев
  • 1896-1901 - контр-адмирал А. Х. Кригер
  • 1901-1902 - контр-адмирал А. И. Даможиров
  • 1902-1905 - контр-адмирал Г. П. Чухнин
  • 1905-1906 - контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков
  • 1906-1908 - капитан 1 ранга С. А. Воеводский
  • 1908-1913 - контр-адмирал А. И. Русин
  • 1913-1917 - контр-адмирал В. А. Карцев

Начальники училища

  • 1917-1919 - генерал-лейтенант А. М. Бригер
  • 1919 - А. А. Костин
  • 1919-1920 - Б.Б Жерве
  • 1920-1922 - Н. И. Паттон
  • 1922 - В. П. Римский-Корсаков
  • 1922-1924 - Е. Ф. Винтер
  • 1924-1926 - Н. А. Бологов
  • 1926-1930 - Ю. Ф. Ралль
  • 1930-1934 - командир РККФ А. Н. Татаринов
  • 1934-1939 - комдив Г. А. Буриченков
  • 1939 - флагман 2 ранга П. С. Броненицкий
  • 1939-1941 - контр-адмирал С. С. Рамишвили
  • 1941-1942 - капитан 1 ранга Б. М. Жуков
  • 1942 - капитан 1 ранга Б. Н. Апостоли
  • 1942-1944 - капитан 1 ранга К. Д. Сухиашвили
  • 1944-1947 - контр-адмирал В. Ю. Рыбалтовский
  • 1947-1951 - контр-адмирал К. М. Кузнецов
  • 1951-1952 - контр-адмирал А. Г. Ванифатьев
  • 1952-1954 - контр-адмирал Г. А. Коновалов
  • 1954-1959 - вице-адмирал В. Л. Богденко
  • 1959-1967 - вице-адмирал А. Г. Ванифатьев
  • 1967-1974 - вице-адмирал В. А. Хренов
  • 1974-1979 - вице-адмирал В. В. Платанов
  • 1976-1988 - вице-адмирал Н. К. Фёдоров
  • 1988-1993 - контр-адмирал А. С. Ковальчук
  • 1993-1999 - контр-адмирал Б. А. Попов
  • 1999-2002 - контр-адмирал Н. А. Скок
  • 2002-2006 - контр-адмирал О. Д. Демьянченко
  • 2006 - н.в. - контр-адмирал Ю. Е. Ерёмин

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/2008, стр. 77-79

К 50-летию окончания военно-морского училища

Капитан I ранга в отставке

В. В. ЗАБОРСКИЙ

14 ДЕКАБРЯ 2007 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча выпускников 1957 года артиллерийского факультета Ленинградского высшего военно-морского училища инженеров оружия (ВВМУИО).

После Великой Отечественной войны народный комиссар Военно-Морского Флота (ВМФ) Советского Союза адмирал флота Н.Г. Кузнецов, учитывая мировые тенденции развития кораблестроения, военно-морского оружия и техники, настойчиво добивался перевода военно-морских училищ на подготовку офицеров флота с высшим инженерным образованием. В 1948 году, когда Н.Г. Кузнецов в силу известных обстоятельств был отстранен от командования ВМФ СССР, он некоторое время исполнял должность начальника Военно-морских учебных заведений ВМФ. В это время ему удалось первоначально организовать в Ленинградском высшем военно-морском училище (ВВМУ) им. М.В. Фрунзе факультет вооружения с обучением курсантов по специальности «Инженер минно-торпедного оружия».

Н.Г. Кузнецов после своего назначения военно-морским министром СССР (1951) добился учреждения и развертывания в Ленинграде первого в истории советского флота Высшего военно-морского училища инженеров оружия. Училище разместилось в построенном в последние довоенные годы и основательно разрушенном в войну здании Дома советов на проспекте Сталина (ныне Московский проспект), дом № 212. На этом здании в 2003 году была установлена памятная мемориальная доска, на которой указано: «С 1951 по 1959 год здесь размещалось Высшее военно-морское училище инженеров оружия»).

Училище состояло из четырех факультетов: артиллерийского, минно-торпедного, ракетного, химического. Срок обучения составлял пять с половиной лет - пять годовых курсов обучения и последний полугодовой семестр разработки дипломного проекта. Начальником училища был назначен контр-адмирал Егоров Владимир Александрович (до этого занимавший должность начальника Главного артиллерийского управления ВМФ СССР), который и командовал училищем до его расформирования в 1961 году. Контр-адмирал В.А. Егоров пользовался колоссальным уважением и авторитетом среди курсантов и профессорско-преподавательского состава училища.

Первый набор курсантов в училище (1951) был произведен за счет перераспределения абитуриентов, поступавших в другие училища ВМФ. Кроме того, третий и четвертый курсы минно-торпедного факультета были переведены в наше училище из ВВМУ им. М.В. Фрунзе. Набор 1952 года и последующий 1953 года по указанию Н.Г. Кузнецова производился только из числа школьников и учащихся техникумов, закончивших учебные заведения без троек, медалистов и преимущественно из Москвы, Ленинграда и областей этих городов.

К сожалению, в 1961 году училище в апогее недальновидных «перестроек» было расформировано. Артиллерийский и минно-торпедный факультеты переведены в ВВМУ им. М.В. Фрунзе, химический факультет - в Бакинское ВВМУ им. СМ. Кирова, ракетный факультет еще в 1958 году - в Черноморское ВВМУ им. П.С. Нахимова. Однако с 1961 года во всех военно-морских училищах был введен пятилетний срок обучения по программам именно Высшего военно-морского училища инженеров оружия. В итоге все ВВМУ перешли на выпуск вместо вахтенных офицеров - корабельных офицеров-специалистов с высшим инженерным образованием. Таким образом, было реализовано настойчиво проводимое Н.Г. Кузнецовым в жизнь перепрофилирование военно-морского обучения курсантов с выпуском из училищ офицеров с высшим инженерным образованием.

Что можно сказать о нашем выпуске офицеров-артиллеристов 1957 года? Выпускались мы в тяжелые времена для Вооруженных Сил, флота и страны в целом. Во всю бушевали «цунами» хрущевского «реформаторского» погрома армии и флота, а потом и всей структуры государственного управления страны. Для нас начальные перспективы службы были далеко не радужными. Но тем не менее наш выпуск оказался востребованным.

Служебный и жизненный путь каждого из нас сложился по-разному. Мы беззаветно и с честью служили Родине, а многие и до сих пор в строю, находясь в запасе и отставке. Каждый по своему статусу и в свое время являлся участником важных этапов в развитии страны, ее Вооруженных Сил и ВМФ. В том числе в научно-технической революции в военном деле, разработке новых доктринальных документов, переоценке роли и места различных видов вооружения и, главное -- в создании, строительстве и отработке способов и форм боевого применения нашего океанского ракетно-ядерного флота, который к середине 1980-х годов по своему количественному корабельному составу носителей и боевому могуществу стал вторым в мире флотом после ВМС США.

Каких же высот и рубежей в службе достигли офицеры нашего выпуска декабря 1957 года? Об этом на встрече было много воспоминаний. Значительная часть офицеров заняли ведущие и руководящие посты в научно-исследовательских организациях ВМФ и ВС, стали заслуженными военными учеными. Именно они внесли свой значительный вклад в развитие, разработку и прием на вооружение новейших систем морского ракетного, артиллерийского оружия, а также спецбоеприпасов и других средств поражения. Часть наших выпускников служили и занимали руководящие посты в управлениях Центрального аппарата ВМФ и ВС, во флотских арсеналах и на технических позициях, обеспечивая корабли ракетным оружием и боеприпасами. Другие стали преподавателями Военно-морской академии, защитили там кандидатские и докторские диссертации. Среди наших выпускников есть командиры атомных подводных лодок (ПЛ), заместители командиров дивизии ПЛ, флагманские специалисты ракетного оружия дивизий ПЛ и оперативных эскадр, начальники управлений крупных исследовательских и управленческих оргструктур системы ядерной компоненты СЯС страны. Есть среди наших выпускников и офицер (резидент) Внешней разведки КГБ, а также начальник отдела оперативного управления ГШ ВМФ и начальник факультета вооружения Военно-морской академии.

Только никто из нас не вышел в адмиралы и генералы. Некоторые занимали должности такой категории, но наступили «другие времена», и с распадом Советского Союза, - величайшей мировой катастрофой XX века, как назвал это событие Президент РФ Владимир Владимирович Путин, - категории этих должностей были снижены.

Так что довольно многогранной была служба многих наших выпускников. Но об одном из них необходимо сказать персонально.

Капитан 1 ранга Васильев Евгений Михайлович по собственной инициативе проделал тяжелейшую и сложную работу во славу нашего училища. В течение трех лет, благодаря своей завидной настойчивости, целеустремленности, непреклонной воле, он собрал воспоминания о курсантских годах и последующей службе многих выпускников нашего училища. В дальнейшем, разрешив еще более сложные финансовые проблемы, ему удалось издать прекрасную, разнообразно иллюстрированную книгу «Простые истории из жизни флотских офицеров- инженеров оружия» . Эта книга - память нашим потомкам и новым поколениям офицеров ВМФ о нас, училище и годах могущества нашего флота и страны.

Из 70 наших выпускников 27 человек ушли из жизни - погибли в катастрофах, ЧП и умерли от болезней, в том числе от полученных на службе чрезмерных доз радиации. Мы почтили их память минутой молчания.

Васильев Е.М. Простые истории из жизни флотских офицеров - инженеров оружия. СПБ.: ,2005.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Совершенно секретно.

Государственный Комитет Обороны
Постановление № ГКО-375сс от 2 августа 1941 г.
Москва Кремль.

ОБ ЭВАКУАЦИИ ИЗ г. ЛЕНИНГРАДА ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НКВМФ

Государственный Комитет Обороны разрешает:

1. Народному Комиссариату Военно-Морского Флота перевести из г. Ленинграда в 10-дневный срок следующие военно-морские учебные заведения:

а) военно-морскую академию им. К.Е. Ворошилова и высшие специальные курсы командного состава военно-морского флота в г. Астрахань с размещением на базе педагогического учительского института;

б) военно-морскую медицинскую академию и военно-морское медицинское училище в г. Астрахань с размещением на базе медицинского института;

в) высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского и высшее военно-морское инженерно-строительное училище в г. Горький с размещением на базе Горьковского университета;

г) Краснознаменный учебный отряд подводного плавания им. С.М. Кирова в г. Махач-Кала с размещением на базе Дагестанского сельскохозяйственного института;

д) высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе и высшее военно-морское гидрографическое училище им. Орджоникидзе в г. Астрахань с размещением на базе технологического института рыбной промышленности и рыбного техникума;

е) училище противовоздушной обороны военно-морского флота в г. Энгельс с размещением на базе педагогического института.

2. Обязать Наркомат Речного Флота (т. Шашкова) обеспечить перевозку оборудования и личного состава переводимых военно-морских учебных заведений из г. Ленинграда в места нового расположения, согласно приложению.

3. Обязать НКПС обеспечить подачу подвижного состава для перевозки оборудования и личного состава Краснознаменного учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова из г. Ленинграда в г. Махач-Кала в количестве 46 вагонов.

4. Обязать Сталинградский, Горьковский областные исполнительные комитеты трудящихся и обкомы ВКП(б), СНК Дагестанской АССР и СНК АССР Немцев-Поволжья оказать содействие в размещении переводимых военно-морских учебных заведений и расквартировании личного состава.

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ В.МОЛОТОВ.

Выписки посланы: т.т. Швернику, Кузнецову (НКВМФ);
Наркомам и обкомам ВКП(б) - соотв.

Совершенно секретно

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Государственного Комитета Обороны № 375сс от 2 августа 1941 г.

№№ п.п. Наименование военно-учебных заведений Пункты Количество личного состава Количество груза в тоннах
отгрузки назначения
1. Военно-морская академия г. Ленинград пристань Астрахань 900 260
2. Высшие специальные курсы военно-морского флота -"- -"- 500 293
3. Военно-морская медицинская академия -"- -"- 1500 700
4. Военно-морское медицинское училище -"- -"- 600 160
5. Высшее военно-морское инженерное училище -"- пристань г. Горького 2000 570
6. Высшее военно-морское инженерно-строительное училище -"- -"- 650 217
7. Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе -"- пристань Астрахань 1900 480
8. Высшее военно-морское гидрографическое училище -"- -"- 720 380
9. Училище противовоздушной обороны военно-морского флота -"- пристань г. Энгельс 980 280

Верно: Реокрисцова

Основание: РГАСПИ, фонд 644, опись 1, д.5, лл.171-172.

Поделиться