Где велись раскопки. Археологические раскопки — опасно для жизни! Дворец династии Хань — Сибирь

А. ВЕКСЛЕР, генеральный директор Центра археологических исследований Главного управления охраны памятников г. Москвы, профессор.

14 марта 2004 года сгорел московский Манеж - бесценный памятник мировой архитектуры. Пожары в истории Москвы случались часто. И здание Манежа (экзерциргауза) появилось на пожарище, образовавшемся во время войны 1812 года. Москва тогда сгорела почти полностью. Но уже к пятой годовщине победы над армией Наполеона большинство зданий было отстроено вновь. Манеж воздвигли очень быстро, всего за шесть месяцев - торопились к параду войск в присутствии императора Александра I. Свыше двух тысяч солдат (целый пехотный полк) прошли парадным маршем перед российским императором, которому незадолго до этого салютовала Европа. Но несмотря на торопливость, воздвигли шедевр. Проект здания разработал генерал инженер Август Бетанкур, строительством руководили инженеры А. Л. Карбонье и А. Я. Кашперов. Огромное внутреннее пространство - 166,1 на 44,7 м - не имело ни одной подпирающей колонны. Для перекрытия здания была создана уникальная, не имеющая аналогов в мировой практике безопорная конструкция из деревянных ферм. Слава о Манеже разнеслась по всей Европе, иностранные инженеры приезжали знакомиться с системой перекрытий. Проект внешнего оформления здания создал известный архитектор О. И. Бове. Аркады оконных проемов, разделенные тосканскими колоннами, делали здание изящным и строгим. Кроме военных смотров в Манеже проходили выставки, благотворительные вечера, гуляния. В историю московской культуры вошел грандиозный концерт, устроенный в этом здании в 1867 году. Оркестром дирижировали Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн, на концерт пришли 12 тысяч зрителей. В 1872 году в Манеже работала Политехническая выставка. Много ярких событий сохранилось в послужном списке здания, давшего название центральной площади столицы. После 1917 года памятник архитектуры превратили в правительственный гараж. Прошло сорок лет, и москвичам возвратили Манеж - Центральный выставочный зал. Теперь он сгорел. Нас уверяют, что Манеж вскоре будет возрожден. Говорить об этом пока рано: на Манежной площади - строительные леса. А мы с помощью археологов можем заглянуть в прошлое этого пространства, названного Манежом.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Весной и летом 2004 года круглосуточно - ночью при прожекторах - специалисты и рабочие Центра археологических исследований Главного управления охраны памятников Москвы (ЦАИ) вели раскопки в московском Манеже, связанные с восстановлением после пожара этого выдающегося памятника архитектуры и истории. Перед началом было выполнено предварительное археологическое проектирование: изучены архивные документы, исторические планы, данные о бурении и др. В настоящее время в столице сложилась обстановка, благоприятная для развития археологии. Правительство Москвы, Москомархитектура, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города считают предварительные археологические исследования столь же необходимой частью строительного "производственного цикла", как геологические или реставрационные работы.

Исследовать сразу всю площадку внутри стен Манежа было невозможно, потому что под зданием находятся и охранная зона метро, и теплотрассы, и коммуникации, а также подвалы и глубоко расположенные технические помещения, сохранившиеся с тех времен, когда здесь располагались правительственные гаражи. Все эти подземные сооружения существенно нарушили культурный слой, и в проекте организации археологических работ первоначально были выявлены "самые чистые", на наш взгляд, участки. Именно здесь заложили десять раскопов размером 8ґ8 м, вписанных в единую геодезическую систему квадратов 2x2 м. Размеры раскопов определяла длина стальных балок. Их сваривали для крепления бортов котлованов, стенки которых затем обшивали досками. Давление техногенных грунтов в центре Москвы чрезвычайно велико, и археологические раскопы разрабатывались с соблюдением технологии подземной проходки, а также правил техники безопасности.

Расположенные линейно, с небольшими интервалами, раскопы позволили получить графические разрезы горизонта культурного слоя и выявить археологическую страти-графию - систему напластований. Верхний горизонт под мощной бетонной плитой составляли отложения XVIII - начала XIX веков, в среднем трехметровой толщины. При раскопках древнерусских городов верхний слой зачастую снимают без всякого просмотра, с помощью механизмов. Между тем интересен московский опыт широкого исследования не только нижних древнейших слоев, но и всей толщи напластований, включая строительные ярусы XVIII - начала XX веков. Материалы постсредневекового периода стали привычной областью исследований для археологов Западной Европы и Америки, но ученые России такого опыта почти не имеют. Не вызывает сомнения, что так называемые поздние памятники также весьма важны для истории города, для городской этнографии, да и в практическом смысле - как объекты музейного показа. Поэтому разработка верхних напластований под бетонной плитой Манежа велась со всей возможной тщательностью. Найденные при раскопках архитектурные детали и строительные материалы связаны с историей сооружения здания и, несомненно, будут иметь значение для его последующей реставрации. В толще битого кирпича, извести, строительного мусора с включениями угля и золы встречались и бытовые предметы, посуда, осколки стеклянных штофов, глиняные курительные трубки, гладкие печные изразцы с ручной сюжетной и орнаментальной росписью.

Переборка земли вручную и использование металлодетекторов позволили обнаружить немало интересных бытовых вещей, в том числе многочисленные монеты, чеканенные при Петре Великом и его преемниках вплоть до Александра I. Уникальна золотая двухрублевая монета, появившаяся в результате денежной реформы Петровского времени. Она отчеканена в 1720 году на Кадашевском монетном дворе в Замоскворечье. На лицевой стороне монеты - погрудное изображение императора Петра I в лавровом венке и латах, поверх которых надет плащ, скрепленный на правом плече пряжкой. На груди императора - пальмовая ветвь. Слова круговой надписи на лицевой стороне: "ЦРЬ ПЕТРЬ АЛЕЗШВИЧЬ. ВР (ВСЕЯ РОССИИ) САМОДЕРЖЕЦЬ" разделены точками. На оборотной стороне - изображение в рост святого апостола Андрея Первозванного, который обнимает левой рукой вертикальный косой крест, находящийся позади фигуры святого. Круговая надпись на оборотной стороне: "МОНЕТА. НОВА. ЦЕНА. ДВА РУБЛI 17-20". Цифры даты разделены фигуркой святого. Подобные монеты не встречались прежде при раскопках ни в Москве, ни в других российских городах. "Двухрублевик" в Москве не прижился - на Руси традиционно чтили Троицу, отсюда пошли три копейки и три рубля.

В горизонте XVIII века отмечены развалы кирпича, белого камня, мощные деревянные конструкции от стоявших здесь крупных купеческих домов. Как выглядели эти дома, можно судить по гравюре Жерара Делабарта "Катание с ледяных гор на реке Неглинной" (1790-е годы), где изображен торговый дом именитого купца Михаила Гусятникова. Торговые заведения, лавки и харчевни стояли тогда по всему берегу. Их вещественные следы обнаружили археологи в напластованиях верхнего горизонта культурного слоя.

В горизонте второй половины XVI-XVII веков, мощность которого составляла от 1,5 до 2 м, выявилась мощенная деревом Тверская дорога. Она проходила от кремлевской отводной башни Кутафьи в сторону Большой Никитской улицы, далее шла по Моховой и, свернув к Тверской, поднималась в гору. Мостовые состояли из округлых бревен и плах диаметром 20-30 см, уложенных на продольные мощные бревна-лаги. Археологам удалось проследить три-четыре яруса этого дорожного мощения, выполненного в разное время, - от царя Ивана Грозного до Алексея Михайловича. Близ мостовых найдены многочисленные железные обувные подковки, изрядное количество потерянных монет (медных пул и серебряных копеек), западноевропейских и русских торговых пломб. В этом горизонте обнаружен также разнообразный бытовой инвентарь: изделия из кованого железа, ножи, ножницы, светцы для лучин, конские удила, хомуты. В погребах сохранились крупные толстостенные сосуды для хранения зерна, так называемые "корчаги".

В жилых срубах ярко выделялись пятна обожженной глины от печей, встречались рельефные изразцы: красные (без поливы), муравленые (зеленые), "ценинные" (полихромные). Особый интерес представляют стоявшие во дворах живших тут стрельцов открытые печи из глины, из сырцового кирпича: летом пища готовилась на воздухе.

Неоднократно отмечены в этом горизонте находки оружия и предметов воинского снаряжения: железные наконечники стрел, свинцовые пули, обрывки кольчужных доспехов, что вполне естественно, поскольку со времен Ивана Грозного в районе будущего Манежа и Манежной площади располагалась слобода Стремянного стрелецкого полка личной гвардии государя. Именно эти стрельцы, стоявшие у "стремени" царя, поражали иностранцев высокой выучкой, стрелковым и артиллерийским искусством. Они пользовались особым покровительством государя и поэтому были размещены в непосредственной близости от Кремля.

В основании горизонта слободской застройки под Манежем выявлены отложения чистого, "стерильного" песка, который покрывал угольные прослойки. Летописи того времени отмечают большой пожар 1493 года, тогда, согласно указу великого князя Ивана III, все дворы, лавки и церкви на берегу реки Неглинной были снесены, и пространство в 109 саженей (более 200 м) от кремлевской стены велено было не застраивать в целях оборонных и противопожарных. На древних планах здесь показано незастроенное "застенье", и в отложениях культурного слоя отмечается некоторый временной разрыв.

Под горизонтом без сооружений и находок выявлены глубокие бревенчатые погреба XIV-XV веков, следы застройки посада Занеглименья великокняжеского времени. Здесь обнаружены разнообразная хозяйственная утварь, украшения, ремесленные инструменты. Сооружения этого горизонта датированы не только по стратиграфии и комплексам керамики, но и по монетам. В числе редчайших нумизматических находок - одна из первых русских монет: серебряная "денга", чеканенная в конце XIV - самом начале XV века князем Владимиром Андреевичем Храбрым, героем Куликовской битвы. Одновременно с Дмитрием Донским, чеканившим монеты в Москве, он начал чеканку в своем уделе в Серпухове. Наряду с этим отечественным уникумом обнаружен западноевропейский "артиг", монета Ливонского ордена крестоносцев, чеканенная в Ревеле (Таллине). В Новгороде Великом до появления около 1410 года собственной "денги" западноевропейские монеты находились в обращении и именовались "артуги". Можно, пожалуй, предположить, что и в Москву монета попала не с рыцарем-крестоносцем, а с новгородским гостем-купцом, тем более что здесь же начиналась Волоцкая дорога, шедшая в Новгород через Волок на Ламе. В Москве за многие десятилетия археологических исследований такая монета найдена впервые.

И, наконец, особое место среди находок археологического комплекса этой эпохи занимает стальной меч, обнаруженный в материковой яме под слоем угля вместе с керамикой конца XIV века. Предположительно, меч был укрыт на сгоревшей феодальной усадьбе при внезапном нападении на Москву хана Тохтамыша в 1382 году. Летопись так описывает "Тохтамышево разорение": "... и бысть оттоле огнь, а отселе меч, овии, от огня бежачи, мечем помроша, а друзии от меча бежачи, огнем згореша". У побывавшего в огне меча, имеющего длину 94 см, отлично сохранились и клинок и рукоять, увенчанная металлической шишкой. Подобные мечи известны исследователям по многочисленным иллюстрациям в Никоновской летописи, но на территории Москвы прежде изредка встречались только части этого боевого оружия. Меч был характерным оружием всадника-феодала, именуемого в древнерусских документах как "меченоша" или "мечник". Владельцем меча, найденного археологами, мог быть дружинник великого князя, который после одного из самых трагических событий в истории Москвы XIV века так и не смог вернуться за своим оружием.

При исследованиях самого нижнего горизонта напластований под Манежем, на 6-7-метровой глубине, отмечены находки раннего периода истории города. Найденные в материковых впадинах обломки стеклянных браслетов, шиферные пряслица, грубая, так называемая "серая", керамика датируются XII-XIII веками. В это время здесь, в Заречье, располагался один из самых ранних московских посадов.

Неожиданным сюрпризом для исследователей оказались обнаруженные в материке более четырех десятков захоронений. В погребальном инвентаре есть украшения, характерные для восточных славян: перстнеобразные колечки, которые гирляндами свисали у висков, сложновитые проволочные браслеты и решетчатые перстни на руках, аналогичные находкам в курганах вятичей, в области груди у одной из женщин оказалась серебряная витая гривна. Любопытно, что в то же захоронение положили и медный пинцет, который и тогда славянки использовали для косметических целей. Кстати, по форме пинцет почти не отличается от современного. Некрополь, обнаруженный в основании напластований, - древнейший из известных за пределами Кремля. Но если здесь было кладбище, значит, рядом стоял и храм, о существовании которого не сохранилось никаких письменных известий. Напомним, как Лаврентьевская летопись в рассказе о нашествии Батыевой Орды на Москву в 1238 году горестно отмечала, что "...град и церкви святые огневи предаша, а монастыри и села пожгоша". Остается надеяться, что один из этих храмов, возвышавшихся до Батыева нашествия в Занеглименье, удастся со временем обнаружить.

На Манеже сейчас полным ходом ведутся строительные работы, а у археологов в разгаре научные исследования коллекции, в которой более 4000 ценных находок. Проводится их кропотливая реставрация в лабораториях некоторых научных учреждений. Серьезную поддержку в раскопках на Манеже городским археологам оказали ученые институтов археологии и географии РАН. Комплексные естественно-научные исследования на археологических раскопках проводились известным почвоведом и палеогеографом профессором А. Л. Александровским. Ученый выявил ряд важных моментов, характеризующих природную среду, в которой жили москвичи в период Средневековья. Теперь мы знаем, как складывался исторический ландшафт исследованной территории.

Первые признаки освоения надпойменной террасы реки Неглинной человеком представлены пахотным горизонтом. Его остатки выявлены в ряде мест на склоне террасы. Именно славяне-вятичи, земледельцы, современники Юрия Долгорукого, изначально пахали землю и пасли стада на берегах Неглинной. Здесь же был устроен, как уже отмечено, и один из первых московских погостов. По данным археологических и геоморфологических исследований, могильник располагался на поверхности террасы и на верхних частях ее восточного и северо-восточного склонов. Для анализов - химических, радиоуглеродных, дендрологических - собрана коллекция проб и образцов. Надеемся, что результаты исследований принесут ценную информацию в дополнение к изысканиям археологов.

Так, уже первые результаты химических анализов показали высокую концентрацию некоторых элементов, свидетельствующую о наличии на исследуемой территории металлургического производства, а также об использовании москвичами различных веществ в быту. В некоторых из проанализированных костяков выявлены повышенные концентрации ряда токсических элементов, это свидетельствует о связях жителей района с производством, а также позволяет сделать заключение о влиянии этих веществ на здоровье и поведенческие реакции древних москвичей. С помощью методик естественных наук получена предварительная информация о составе и датировке древесных пород, из которых укладывались мостовые, строились дома и хозяйственные постройки.

После завершения раскопок коллекция находок была представлена в Белых Палатах - популярном у москвичей выставочном зале Главного управления охраны памятников Москвы. В дальнейшем предполагается создание постоянной археологической экспозиции уже в просторных подземельях Манежа.

Из глубин истории Манежной площади и Старого Гостиного двора

Об археологических раскопках в Москве на Манежной площади сегодня знают почти все — и не только жители столицы. Но мало кто подозревает, что всего десятилетие назад работы такого масштаба были практически невозможны и вполне могла сложиться ситуация, при которой первыми на это историческое место пришли бы строители. Потому как еще в конце 80-х вся, так сказать, археология Москвы насчитывала лишь нескольких человек, состоявших на службе в Институте археологии Академии наук и Музее истории Москвы и работавших на отдельных участках, не поспевая за строителями, или, вернее, не успевая опережать их. И сегодня остается удовлетворяться хотя бы тем, что тогда были проведены раскопки в Зарядье при строительстве гостиницы «Россия» (строили очень долго, что и помогло), за Яузой при сооружении высотного дома в Котельниках, в Кремле при строительстве Дворца съездов.

А большая часть культурного слоя очень важного участка Москвы, где был древнейший посад, так и канула в неизвестность. Красноречивая деталь: в 1986 году строители, ни с кем не согласовывая своих действий, начали копать на Кузнецком мосту, как копают в тайге, едва не разрушив кладку белокаменного моста. Через год в Историческом проезде строители попали на кладку Иверской часовни Воскресенских ворот, потом на деревянные мостовые: мощный культурный слой — в том числе относящийся и к первым столетиям существования Москвы. Разразились скандалы. Тогда-то городские власти, стремясь разрядить обстановку, и решили создать специальную муниципальную службу, которая взяла бы на себя охрану памятников археологии, — ныне Центр археологических исследований при Управлении охраны памятников Москвы. Сегодня это достаточно крупная научно-производственная организация, многочисленные специалисты которой ежедневно работают и проводят раскопки на десятках объектов. И «полевой сезон» у них длится почти круглый год: со 2 января по 29 декабря. Вот почему надо благодарить Всевышнего, что до Манежной руки не дошли раньше. Кто знает, что бы мы тогда потеряли и что приобрели.

«Застенье». Кто жил на этой площади?

Археологические работы на Манежной площади стали крупнейшими — и по размаху, и по продолжительности — за всю полувековую историю раскопок в Москве. Начались они с изыскательских работ ранней весной 1993 года, когда археологи пришли сюда одновременно с геологами и геофизиками. Я до сих пор помню первый грохот буровых установок, врезавшийся в городской шум... То было начало.

Требовалось всерьез разобраться с тем, что же таит в своих недрах это асфальтовое пространство рядом с Красной площадью, у самых стен Кремля.

У площади долгая, большая история. Как свидетельствуют письменные источники, издревле здесь, за рекой Неглинной, был торговый посад. По документам известно, что в 1493 году после двух опустошительных пожаров последовал указ великого князя Ивана III, запретивший деревянную застройку у стен Кремля на расстоянии в 109 сажен, то есть 251 м, — таков был размер «полого места», «Застенья», древнейшей площади. А на планах XVI — XVIII веков вновь видны различные сооружения на месте будущей Манежной — Моисеевский монастырь, мельницы, дома. Во времена Ивана Грозного тут располагалась Стрелецкая слобода Стремянного полка — ближнего к царю, стоявшего у его стремени. Рядом размещались торговые ряды: Ветошный, Лоскутный, Тележный, Мясной, Крупяной, Мучной. Веками шел здесь торг, кипела бойкая городская жизнь.

Манежная площадь вплоть до 30-х годов нашего века была плотно застроена и делилась на две части: Новоманежную, находившуюся у Манежа, и Моисеевскую, где на пересечении Тверской и Моховой улиц в древности стоял женский монастырь.

В своих современных пределах Манежная площадь была образована лишь во время «сталинской реконструкции» в 1934 — 1937 годах, после сноса исторической застройки XVIII — XIX веков.

На основе геофизических данных и архивных материалов, а также планов XVI — XIX веков были произведены детальный анализ истории освоения территории и изучение эволюции историко-культурной застройки, плотность которой была чрезвычайно велика. И действительно, культурный слой, как выяснилось уже при контрольных археологических раскопках, оказался весьма насыщенным каменными и деревянными сооружениями. Это естественно: в течение столетий здания ветшали, неоднократно горели, на их месте воздвигались новые постройки, а основания прежних оставались в земле, все глубже уходя в нарастающий веками культурный слой.

И вот сначала под техногенным балластом, в верхних кирпично-известковых, так называемых литогенных, горизонтах каменного строительства были расчищены основания торговых, жилых, гостиничных сооружений XVIII — XIX веков, находившихся в известных по планам и документам владениях Карзинкина, Бенкендорфа, Комиссарова, Холщевникова, Силина, Попова и других. Значительный архитектурный интерес представляла аркада основания известных по документам торговых рядов Горюнова; эти ряды, тянувшиеся вдоль берега реки Неглинной, — яркий образец московского классицизма второй половины XVIII века.

В раскопе, разбитом на месте бывшего дома отставного подпоручика купца Михаила Силина, известного по планам второй половины XVII века и выходившего на Моховую улицу, были раскрыты помещения дома и постройки внутреннего двора. Рядом со зданием была расчищена углубленная белокаменная постройка, погреб купеческого дома, пол которого устилали толстые брусья лиственницы. В заполнении погреба обнаружены чернолощеные кувшины, костяные шахматные фигурки, детские игрушки, слюдяные оконницы. Рядом была прослежена граница участка — линия частокола, проходившая параллельно колену Обжорного переулка. Ниже линии частокола зафиксированы остатки сгоревшего сруба. Нижние венцы и лаги этого сруба опирались на деревянные чурбаки с врубленными чашками. Этому ярусу соответствовала большая постройка с частоколом. Здесь и был найден комплекс вещей военного назначения, относящихся к «Смутному времени» — началу XVII века: седельная кобура для пистолета, замочные доски от колесцовых пистолетных замков, костяные пороховницы, ножны от шпаги, каменные ядра и т.п. Обнаружены многочисленные красные рельефные изразцы с батальными сюжетами.

В другом раскопе, под основанием фундамента стены позднего здания торгового дома купца Карзинкина (фамилия так и писалась — как произносилась, с характерным московским «аканьем»), обнаружен бревенчатый сруб - погреб, внутри которого сохранилась ступенчатая деревянная лестница. Среди находок тут много горелого зерна, разнообразные керамические сосуды емкостью не менее 20—30 литров, поливные кубышки. Из сотен интересных находок наиболее эффектная — перекрестье сабли с прекрасной гравировкой — растительным орнаментом XVI века.

Наряду с монументальными зданиями в «литогенном» слое раскрыты также белокаменные и кирпичные погреба, деревянные и булыжные уличные мостовые и вымостки дворов, бревенчатые водостоки и колодцы, производственные и хозяйственные сооружения. Вещевые комплексы представлены развалами печей из гладких изразцов с интересными росписями, ремесленными инструментами из кованого железа, разнообразными предметами быта; на участках у торговых лавок найдено множество монет, большое количество обуви и других изделий из кожи. Особый интерес представляли архитектурные и строительные детали, слюдяные оконницы.

Следы XII века. Ранний посад

Метр за метром, пласт за пластом — в глубь истории уводили нас раскопки... В нижележащем, или, как говорят археологи, «органогенном» (то есть сохраняющем дерево, щепу, кость и другую органику) культурном слое были открыты многочисленные деревянные срубные сооружения — подклеты домов, погребки, ледники, дворовые частоколы, относящиеся к XV — XVII векам. В горизонте конца XVI — начала XVII века обнаружены редкие терракотовые плитки и красные рельефные изразцы. К этому же времени относится комплекс предметов оружия и воинского снаряжения, в числе которых ружейные замки, пулелейка, костяные пороховницы, перекрестье рукоятки сабли с тонкой гравировкой, каменные и металлические ядра. И уникальная кожаная кобура седельного пистолета (ольстры). В керамических развалах собраны десятки целых форм сосудов — горшков, кубышек, рукомоев. О существовании на участке раскопок металлообрабатывающего ремесла можно судить по комплексу металлургической мастерской конца XV века с большим количеством шлаков и криц.

Среди находок, характеризующих торговые связи средневековой Москвы, — западноевропейские торговые пломбы и монеты, керамические сосуды — так называемый каменный рейнский товар, великолепная металлическая застежка книги с восточной орнаментикой, с изображением дракона в «чудовищном стиле» (XIII — XIV века).

В течение четырех лет на Манежной продолжались охранные раскопки. Они велись параллельно со строительством, причем площадь вскрытий превысила 30 тыс. кв. м — объем исследований в отечественной археологии небывалый.

При раскопках была раскрыта вся планировка Стрелецкой слободы XVI — XVII веков, найдены многочисленные предметы быта, нательные серебряные кресты, оружие, выявлена и жилая застройка хозяйственных дворов, где прекрасно сохранились изделия из бересты, кожи, бочарная посуда; найдены санные полозья, тележные колеса, мельничные жернова.

Но одной из самых существенных научных удач стало открытие напластований XII — XIII веков, в том числе отложившихся до разорения Москвы Батыевой ордой трагической зимой 1237 — 1238 годов. На шестиметровой глубине и еще глубже, в предматериковом горизонте, найдены стеклянные и металлические браслеты, подвески, перстни, бусины из горного хрусталя и янтаря — хорошо известные археологам украшения русских горожанок. Найдены и обычные для этого времени бытовые предметы, характерная московская керамика и привозная амфорная тара. Здесь, несомненно, стоял ранний посад на правобережье реки Неглинной, а значит, пределы Москвы раннего средневековья были гораздо шире, чем ученые предполагали до сих пор. Это существенно меняет прежние представления о размерах Москвы в тот знаменательный год, 850 лет назад, когда впервые появилось упоминание о ней. Задолго до исторической встречи двух князей в «Москове» у стен города, на территории будущей Манежной площади уже поселились славяне — вятичи; они строили дома на берегу реки Неглинной, пахали землю, пасли скот, развивали ремесла и торговлю.

Некрополь Моисеевского монастыря

Однако не только комплексы многовековой застройки, но и зону крупного средневекового некрополя таили исторические недра Манежной площади — захоронения Моисеевского монастыря, основанного в конце XVI века и упраздненного в 1765 году. Затем монастырские здания были полностью снесены, а территория спланирована под площадь, носившую до реконструкции 30-х годов XX века историческое название Моисеевской.

И вот когда над зоной монастыря строителями был вскрыт асфальт и снят техногенный балласт, выявились признаки некрополя. Мы со страхом ждали этого момента; из-под осыпающейся земли полезли гробы... Археологическая служба приостановила строительные работы и провела охранные раскопки — с тем чтобы исследовать и бережно перезахоронить останки. Нас мучила и этическая сторона дела: зачем тревожить прах давно ушедших людей? Но это было неизбежно: кругом шли нити коммуникаций.

В ходе проведенных археологических работ удалось восстановить планировку некрополя монастыря, основные этапы расширения его территории. В некрополе оказалось более 600 захоронений, погребения в деревянных долбленных колодах были расположены в четыре яруса. При расчистке захоронений сделаны редчайшие находки: нательные резные деревянные кресты и керамические, стеклянные, металлические сосуды — слезницы для благовонного миро. Найдены и уникальные ткани, шитые шелками, причем, благодаря особенностям грунта, отличающегося особой кислотностью, они сохранили первозданный цвет. В работах по исследованию некрополя участвовали антропологи, судебные эксперты, лучшие реставраторы России. Исследования проводились при поддержке правительства Москвы и большом внимании мэра города Ю. М. Лужкова.

А по завершении раскопок останки были эксгумированы и перезахоронены в ближнем Подмосковье — по согласованию с Московской патриархией погребение совершено в специально сооруженном склепе на ближнем подмосковном кладбище в Ракитках, по древнему обряду, с отпеванием, которое совершил настоятель Казанского собора на Красной площади отец Аркадий Станко.

Воскресенский мост

Свыше ста архитектурных сооружений выявлено при археологических работах в котловане, но главное открытие — комплекс белокаменного Воскресенского моста XVI века. Мост этот изображен на многих планах города — с высокой аркадой по сторонам парапетов. На «Сигизмундовом плане» 1610 года он опирается на семь каменных арок. Облик сооружения, одного из чудес зодчества Москвы, в разное время менялся, а когда после Отечественной войны 1812 года река Неглинная была убрана в «трубу», мост частью разобрали, но устои остались в земле. В дальнейшем не однажды прокладывали тут в разных направлениях инженерные коммуникации; оказалось, однако, что кладки выдержали испытание временем.

Сначала под верхним балластом были открыты белокаменные кладки устоев моста, сооруженного по проекту архитектора Петра Гейдена в 1741 году. А далее в ходе раскопок выяснилось, что котлован этого относительно позднего сооружения впущен в насыпь ранней плотины, в конструкции прослеживались соединенные в шахматном порядке деревянные клети. Системы их перекрывали мостовую из широких плах. Именно она археологически интерпретирована как Тверская царская дорога XVI — XVII веков, по которой из Белого города въезжали на Воскресенский мост, а затем через Воскресенские же ворота — на Красную площадь. И вот здесь, в нижнем горизонте, было открыто белокаменное основание шестидесятисаженной протяженности моста 1603 года, признанной достопримечательности древней Москвы. Возрождение Воскресенского моста, показ его «в натуре» после консервации и музеефикации, новая археологическая экспозиция в комплексе подземного пространства Манежной площади — все это позволяет нам, потомкам древних строителей, представить живую связь времен в историческом ядре Москвы. Впервые в столице создан подземный Археологический музей (филиал Музея истории Москвы).

Клад старого гостиного двора

Но какая же археологическая экспозиция может обойтись без кладов? Чрезвычайный интерес в музее на Манежной вызовут подлинные древние клады, обнаруженные в исторических недрах столицы.

Археологические исследования принесли в последние годы много находок, ценнейших и для истории города, и для истории искусства, и для нумизматики. Таковы монетные клады. На Большой Никитской улице обнаружили клад времен Ивана Грозного, в котором было много монет, чеканенных в Новгороде Великом, и это объясняется тем, что именно здесь размещалась Новгородская слобода. В Замоскворечье, на торговой Пятницкой, найден клад «Смутного времени». В нем — уникальные золотые монеты Василия Шуйского. Большой научный интерес представляет клад из недр Солянки с монетами удельных княжеств.

Но главной сенсацией московской археологии стал клад серебряных монет и великолепных сосудов, обнаруженных при раскопках на Старом Гостином дворе, который расположен близ Кремля и Красной площади и сооружен по проекту знаменитого Джакомо Кваренги московскими зодчими С. Кариным и М. Селеховым на рубеже XVIII — XIX веков.

Кладовый комплекс Старого Гостиного двора включал: 16 серебряных сосудов, 335 западноевропейских монет и 95429 русских монет — «чешуек», относящихся ко времени от Ивана IV до царя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых.

Гостиные дворы, как свидетельствуют летописи, ставились тут со времен великого князя Ивана III.
В результате многовекового освоения территории здесь отложились горизонты культурного слоя, достигающего мощности 10 метров. Охранные работы Центра археологических исследований, которые ведутся на Гостином дворе третий год, от начала его реконструкции, дали результаты исключительного научного значения.

В основании мощного культурного слоя здесь обнаружены разнообразные предметы ремесла и быта, относящиеся к первым векам истории города. Среди находок — стеклянные браслеты, излюбленное украшение древнерусских горожанок, шиферные пряслица, производство которых прекращается после Батыева нашествия, рубленая гривна — древняя весовая денежная единица, детали орнаментированного поясного набора и другие изделия древних ювелиров, камнерезов, кожевников. Уникальная находка свинцовой вислой буллы XIV века — печати наместника города Новый Торжок — напоминает об исстари сложившихся торговых связях с Новгородом Великим, во владении которого находился тогда этот город. Дорога поистине каждая пядь исторического культурного слоя Гостиного двора, и поэтому работы археологов ведутся здесь со всей возможной тщательностью.

Не пропускается ни одно пятно в материке. И вот при расчистке глубокого бревенчатого подклета на 6-метровой глубине, под обугленным сооружением, в материковой яме четверо молодых археологов из нашего Центра обнаружили два сосуда. Кладовый комплекс был тщательно зафиксирован и взят полностью. Я приехал через 20 минут... Потом мы всю ночь отмывали находки — темные, спекшиеся комки распадались, и проступал блеск серебра... Это были незабываемые минуты.

Кладовый комплекс (он оказался гигантским) включал: 16 серебряных сосудов, 335 западноевропейских монет и 95429 русских монет — «чешуек», относящихся ко времени от Ивана ГУ до царя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых. По количеству монет клад почти втрое превышает самое большое из когда-либо найденных древних денежных сокровищ Москвы средневековой.

В «западноевропейской» части клада преобладают монеты Соединенных провинций Нидерландов, германских земель и городов, отчеканенные из высокопробного серебра. В состав клада входят также монеты Дании, Швеции, Норвегии, Польши, Швейцарских кантонов и т.д. Самые старые талеры датированы 60-ми годами XVI века. Самая «младшая» монета клада — польский талер короля Владислава Сигизмундовича 1642 года.

Кроме монет, клад содержал 16 великолепных по художественному исполнению серебряных сосудов: чарка, чары, стопы, стаканы. Как работы западноевропейских мастеров, так и изделия «доброго мастерства» русских серебряников, чеканщиков, граверов, эмальеров, вне сомнения, являются прекрасными образцами прикладного искусства первой половины XVII века. Столовое серебро, как и западноевропейские, как и русские «старые деньги», явно предназначалось для переплавки и последующей перечеканки в новые деньги. А укрыт был клад в связи с внутренними экономическими и политическими потрясениями «бунташной» поры в Москве. Необычно крупный размер клада позволяет предположить, что он принадлежал владельцу одной из главных «купецких палат» на территории Гостиного двора.

Крупнейший в истории столичной археологии клад на Старом Гостином дворе, экспонируемый теперь в Музее на Манежной, имеет чрезвычайное значение для изучения экономики Москвы XVII века, ее товарно-денежных отношений, торговых связей, художественного ремесла. Уникальные находки, добытые археологами из московских недр, являются поистине достойным вкладом в сокровищницу многовековой культуры столицы к 850-летию ее большой истории.

Александр Векслер, генеральный директор Центра археологических исследований Управления охраны памятников г. Москвы / фото Юрия Петрова

Археологическая экспедиция — не только вариант бюджетной поездки, но и прекрасная возможность глубже узнать историю, воочию увидеть, как проводятся археологические изыскания, познакомиться с интересными людьми.

Для этого вовсе не надо быть профессиональным археологом или историком. Достаточно просто иметь желание поработать несколько недель в поле, пожить в палатке (а может и не в палатке, а во вполне комфортабельном жилище) и пропитаться экспедиционной романтикой. Дело в том, что на археологических раскопках всегда требуются рабочие руки — те самые руки, которые будут копать землю, зачищать артефакты. Часто для этих целей приглашают школьников, студентов, просто . Затраты на питание и проживание участников обычно берут на себя организаторы. Вам же потребуется оплатить только проезд. Более того, многие экспедиции готовы даже платить за работу — не так много, но достаточно для того, чтобы покрыть расходы на проезд, сувениры и пиво с мороженным. Хотя кто-то умудряется заработать за сезон весьма неплохие деньги — все дело в квалификации и опыте работы. Кроме того, обычно подобные экспедиции устраивают различные лекции, экскурсии, поездки для своих участников. Так что можно не только поработать на свежем воздухе, но и увидеть немало интересного, а также сменить поле деятельности.

Как найти подходящую для себя экспедицию? Очень просто. Достаточно в любом поисковике ввести слова «работа в археологической экспедиции» или нечто подобное, и вы получите внушительный список археологических бирж, сайтов и блогов экспедиций. Для тех, кто дружен с сервисом ВКонтакте, можно поискать археологические группы — их много, там же обычно указаны ссылки на другие группы. Ну а дальше дело выбора. Сразу скажу: предложений не просто много, а очень много.

Вот список некоторых сайтов и групп, которые помогут вам в поиске:

Группы ВКонтакте:

  • Фонд Археология

(Возможно, вы знаете еще сайты или группы. Напишите мне, и я поставлю их в этот список).

Расскажу о своем опыте. В какой-то момент я поняла, что мне надоело быть «кабинетным ученым», нужна реальная практика, нужно понять, как вообще добывается и обрабатывается археологический материал. Идей особо никаких не было; знакомая, которая работала в Институте археологии РАН не горела желанием помочь, и тогда я обратилась к интернету. Уже через несколько минут я вводила контактную информацию о себе в одной из бирж. Еще через день пришло приглашение на раскопки в Ростовскую область. Можно было поехать копать на или на . С меня требовалась только покупка билета до места назначения и обратно. Все остальные расходы брали организаторы. Кроме того, в программу были включены различные познавательные поездки и экскурсии по Ростовской области: в , Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Белую Калитву , а также отдых на речке и прочие прелести полевой жизни.

Работали мы от 6 до 8 часов в день, в зависимости от погоды и темпов работы. Каждый час устраивались 10-минутные перерывы и один получасовой перерыв в середине. Все остальное время было в нашем распоряжении. Кроме того, во время работ мы постоянно разговаривали, играли в какие-то игры. Помню, как-то раз нам достался безумно сложный участок: камень был мелкий и постоянно крошился, зачистка шла трудно. Начальник экспедиции «бросил» на этот квадрат человек 8. Мы честно пытались работать, но работа шла со скрипом. И уж не понятно по какой причине, среди нас зашел разговор о Боге. Как известно, здесь возникают самые горячие споры. Кажется, наши крики были слышны и на Дону. Но каково же было наше удивление, когда через часа полтора подошедший начальник объявил, что мы блестяще справились с работой!

В тот год я проработала в экспедиции все лето. Это был не только роскошный отдых, но и очень познавательная поездка. На экскурсиях нам рассказывали и показывали куда больше, чем обычным экскурсантам. Мы тогда объездили значительную часть Ростовской области. Кроме того, одно дело когда изучаешь историю по учебникам, и совсем другое — когда собственными руками зачищаешь костяки, фундаменты домов, видишь, как устраивались курганы и многое-многое другое.

Через два года я поехала в экспедицию в — древнейшую столицу Руси. Именно туда сначала пришел княжить Рюрик. В этот раз мне уже не пришлось искать, куда поехать — приглашение стали приходить сами, мне оставалось лишь выбирать. Совсем другой стиль работы, другой материал, с которым приходилось работать — если в Ростовской области был камень, то здесь — дерево. Работы возглавлял профессор Кирпичников из Санкт-Петербурга, один из крупнейших специалистов по этому региону. Снова были разнообразные лекции, поездки. Ну и , конечно.

Трудно передать ощущение, когда из земли показывается кусочек черепка или кости, бисер или бусина. Иногда попадались и более значительные находки. Вопреки распространенному заблуждению, золото-серебро-брильянты попадаются очень редко, это действительно удача. Но во время раскопок тебя охватывает азарт, ты радуешься каждой мельчайшей находке. И еще возникает очень странное ощущение, когда ты прикасаешься к тем вещам, которые принадлежали людям, жившим давным-давно, прикасаешься к их культуре и быту. И начинаешь немного лучше понимать жизнь и историю, несколько иначе смотреть на происходящее.

Так что поездка на археологические раскопки — это не только прекрасный отдых, не только познание нового, но и постижение себя.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Археология отвечает на наши вопросы о прошлом и иногда, если повезет, дает некоторое представление о настоящем и будущем. Однако бывает и так, что археологи вытаскивают на свет божий такие тайны, разгадать которые попросту невозможно. Это как увлекательнейший роман — но с открытым финалом. Вот десятка самых интригующих находок археологов.

Сооружения храмовников — Мальта и Гозо

Примерно с 4000 до 2900 годов до нашей эры на островах Мальта и Гозо жили храмовники, оставившие после себя множество храмовых комплексов. Удивляет не только архитектура этих строений, но и то, что храмовники в какой-то момент попросту исчезли, не оставив после себя ни единого следа, помимо уже упомянутых храмов.

Все, что могут по этому поводу сказать археологи, — причиной исчезновения цивилизации храмовников была не эпидемия, не война и не голод. Возможно, не обошлось без религиозного экстремизма или экологических факторов — других версий нет.

О храмовниках известно только то, что они явно были одержимы сооружением каменных храмов — на обоих островах их насчитывается более тридцати. Исследователи обнаружили там следы жертвоприношений и проведения сложных ритуалов, а также выяснили, что храмовники были зациклены на идеях жизни, секса и смерти — об этом говорят скульптуры и изображения фаллических символов и пышнотелых (и, соответственно, фертильных) дам.

Археологи нашли и сложную систему подземных гробниц, что подтверждало уважительное отношение храмовников к мертвецам.

Пор-Бажын — Сибирь

В 1891 году посреди горного озера ученые обнаружили одно из самых загадочных сооружений в России — Пор-Бажын или "Глиняный дом". Домом это назвать сложно: Пор-Бажын представляет собой целый комплекс 1300-летних построек, занимающих площадь в семь акров и расположенных всего в 30 километрах от границы с Монголией, пишет издание Listverse .

За столетие с лишним, что прошло с момента открытия Пор-Бажына, исследователи ни на волосок не приблизились к пониманию того, кто построил этот комплекс и зачем.

Не исключено, что к строительству Пор-Бажына были причастны правители Уйгурской империи, поскольку архитектурный стиль схож с китайским. Однако, поскольку "Глиняный дом" расположен вдали от торговых путей и населенных пунктов, вполне может быть и так, что изначально он задумывался как монастырь, летний дворец, обсерватория или памятник.

Несколько обнаруженных на территории комплекса артефактов говорят в пользу того, что в его центре располагался буддийский монастырь, но доказательств этой теории пока что слишком мало.

Подземные пирамиды этрусков — Италия

Четыре года назад итальянские археологи обнаружили, что под средневековым городом Орвието таится целый комплекс пирамид. Правда, исследователь Клаудио Биццари с печалью отмечает: "Проблема в том, что мы не знаем, сколько еще нам нужно копать, чтобы добраться до них".

Началось все с того, что в старом винном погребе археологи заметили ступеньки в этрусском стиле, уходившие под пол. Раскопки привели ученых в тоннель и помещение с наклоненными и сходящимися в одной точке стенами. В ходе дальнейших раскопок археологи нашли этрусскую керамику пятого и шестого веков до нашей эры и более 150 надписей на этрусском языке.

Что интересно, лестница из винного погреба уходила еще ниже того уровня, до которого добрались исследователи, а тоннель привел их к еще одной подземной пирамиде. То, что это, возможно, была цистерна для хранения чего-либо, археологи исключили. Но вариантов предназначения этих странных пирамид осталась масса.

Древняя тундра — Гренландия

До недавнего времени ученые считали, что ледники были своеобразным "катком", стиравшим с поверхности Земли не только растения, но и верхний слой почвы. Однако под трехкилометровым ледовым щитом в Гренландии обнаружилась самая настоящая тундра в первозданном виде. Почва и вся органика лежали в глубокой заморозке более двух с половиной миллионов лет.

Этот древний ландшафт поможет понять, как именно менялся климат на планете, говорит исследователь Дилан Руд. В ближайшем будущем ученые намерены проверить, сохранилась ли почва и под другими ледниками Гренландии. Не исключено, что когда-то этот остров был таким же зеленым, как и тундра на Аляске, отмечает издание Listverse .

Храм Мусасира — Ирак

В Курдистане, что на севере Ирака, местные жители случайно наткнулись на настоящее сокровище железного века — основания колонн, предположительно, утерянного храма Мусасира, а также скульптуры людей в натуральную величину и статуэтку козы. В те времена, когда были созданы эти предметы, северные территории Ирака находились в подчинении у города-государства Мусасир, однако за контроль над регионом боролись и ассирийцы, и скифы, и урартцы.

Центр же города-государства находился у озера Ван на Армянском нагорье, растянувшегося по территории современных Турции, Ирана, Ирака и Армении.

Несмотря на обнаружение оснований колонн храма, посвященного Халди — верховному богу пантеона Урарту, местонахождение самого храма пока остается неизвестным. Дальнейшие исследования осложняет тот факт, что в регионе со времен прошлых военных конфликтов осталось множество мин, а группировка "Исламское государство" держит под контролем несколько иракских городов, хотя Курдистан формально сохраняет автономию.

Дворец династии Хань — Сибирь

В 1940 году в окрестностях Абакана рабочие, занятые в строительстве дороги Абакан — Аскиз, случайно раскопали фундамент старинного дворца. Раскопки длились на протяжении всей Великой Отечественной войны, и, хотя в итоге руины были полностью раскопаны, археологи так и не разгадали их тайну.

Примерный возраст руин определили в две тысячи лет. Сам дворец площадью более полутора тысяч квадратных метров был построен в стиле китайской династии Хань, правившей в период с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Интересно то, что дворец находился на вражеской территории — в то время ее контролировало кочевое племя хунну. Хунну были настолько опасными врагами, что именно для защиты от них и была построена Великая Китайская стена.

Хунну не оставили после себя никаких "пояснений" относительно того, кому мог принадлежать этот дворец. Историки же выдвинули две версии. Первая гласит, что хозяином дворца был претендент на престол династии Хань — Лю Фань, в конечном итоге перешедший на сторону хунну и живший на их территории вместе со своей семьей.

По другой версии, во дворце жил генерал Ли Лин, капитулировавший после сражения с хунну в 99 году до нашей эры. Император У-Ди, сочтя генерала изменником, казнил его семью. Узнав об этом, Ли Лин взялся обучать хунну военному мастерству, а те в благодарность позволили ему построить дворец на своей территории.

"Провинциальные пирамиды" — Египет

Пирамиды по праву можно назвать визитной карточкой Египта, и именно поэтому обнаружение новых пирамид вызывает такой интерес у археологов. Одной из самых известных "неофициальных" пирамид является трехступенчатая пирамида в окрестностях древнего поселения Эдфу, а примечательна она тем, что старше своей "родственницы" в Гизе на несколько десятков лет. Пирамида из блоков песчаника, скрепленных глиняным раствором, сегодня имеет всего пять метров в высоту, хотя изначально, как полагают археологи, ее высота составляла около 13 метров. В центральных и южных районах Египта таких пирамид, получивших название "провинциальных", обнаружено в общей сложности семь штук.

Сходство пирамид очевидно — они явно строились по одному и тому же плану, отмечает археолог Грегори Маруар, возглавлявший работы в Эдфу. Однако назначение этих пирамид до сих пор неизвестно. В них нет внутренних камер — а значит, они не могли использоваться в качестве гробниц. Скорее всего, пирамиды служили памятником могуществу и власти фараона — правда, какого именно, установить пока так и не удалось.

Трехтысячелетние святилища — Армения

Археологи, в 2003-2011 годах проводившие раскопки на территории армянской крепости около города Гехарот, нашли там три небольших святилища, возраст которых оценивается в 3,3 тысячи лет. В глиняном полу каждого из этих мини-храмов, состоящих из одного помещения, были сделаны углубления, заполненные золой, а вокруг стояли керамические сосуды.

По всей видимости, святилища использовались для предсказания будущего, и прорицатели во время ритуалов жгли определенные растения и пили вино, чтобы достичь измененного состояния сознания. Профессор Адам Смит из Корнельского университета предположил, что святилища "обслуживали" представителей правящего класса. Однако, поскольку в те времена в Армении не было письменности, имена этих правителей неизвестны.


Археологические раскопки являются чрезвычайно точным и обычно медленно продвигающимся процессом, нечто большим, чем простое копание. Истинный механизм археологических раскопок лучше всего познавать в поле. Есть свое искусство в мастерском владении лопаткой, кистью и другими приспособлениями при очистке археологических слоев. Очистка слоев, открытых в траншее, требует наметанного взгляда на изменение цвет и текстуры почв, особенно при раскопке ям столбов и других объектов; несколько часов практической работы стоят тысячи слов инструкций.

Цель раскопщика - объяснить происхождение каждого слоя и объекта, обнаруженного на памятнике, будь он естественного происхождения или создан человеком. Недостаточно просто раскопать и описать памятник, нужно объяснить, как он сформировался. Это достигается путем снятия и фиксирования налагающихся слоев памятника один за другим.

Основной подход при раскопках любого памятника заключает в себе один из двух главных методов, хотя они оба использоваться на одном и том же памятнике.

Раскопки по фиксируемым глазом слоям . Этот метод заключается в раздельном снятии каждого фиксируемого глазом слоя (рис. 9.10). Этот медленный метод обычно используется на памятниках-пещерах, которые часто имеют сложную стратиграфию, а также на открытых памятниках, таких как места забоя бизонов на североамериканских равнинах. Там достаточно легко выделить слои костей и другие уровни еще на этапе предварительные: тестовых стратиграфических шурфов.

Раскопки по произвольным слоям . В данном случае почва снимается стандартными по размеру слоями, величина их зависит от природы памятника, обычно от 5 до 20 сантиметров. Такой подход используется в таких случаях, когда стратиграфия слабо различима или при перемещении слоев заселения. Каждый слой тщательно просеивается в поисках артефактов, костей животных, семян и других мелких объектов.

Конечно, в идеале хотелось бы каждый памятник раскапывать в соответствии с его естественными стратиграфическими слоями, но во многих случаях, как, например, при раскопках прибрежных калифорнийских раковинных куч и некоторых больших жилых холмов, просто невозможно разглядеть естественные слои, если они вообще когда-то существовали. Часто слои слишком тонкие или чересчур запеплены для того, чтобы образовать дискретные слои, особенно когда они перемешаны ветром или утрамбованы более поздними поселениями или скотом. Я (Фаган), раскапывал ряд африканских земледельческих поселений на глубине до 3,6 метра, которые логично было раскапывать по выборочным слоям, так как немногие фиксируемые глазом слои заселения были отмечены концентрацией фрагментов стен обрушившихся домов. В большинстве слоев были найдены обломки горшков, изредка другие артефакты и много фрагментов костей животных.

Где копать

Любые археологические раскопки начинаются с тщательного изучения поверхности и составления точной топографической карты памятника. Затем на памятник накладывается сетка. Изыскания на поверхности и коллекция артефактов, собранных в это время, помогают разработать рабочие гипотезы, являющиеся основой для принятия археологами решения, где копать.

Первое решение, которое следует принять, это предпринимать сплошные раскопки или выборочные. Оно зависит от размеров памятника, неизбежности его разрушения, от тех гипотез, которые будут проверяться, а также от имеющихся денег и времени. Большинство раскопок являются выборочными. В таком случае встает вопрос об участках, которые следует раскапывать. Выбор может быть простым и очевидным, а может основываться на сложных предпосылках. Совершенно очевидно, что выборочные раскопки для определения возраста одного из сооружений Стоунхенджа (см. рис. 2.2) проводились у его подножия. Но участки раскопок раковинной кучи, не имеющей поверхностных признаков памятника (features), будут определяться методом выбора случайных квадратов сетки, на которых будут искать артефакты.

Во многих случаях выбор раскопок может быть очевидным и неочевидным. При раскопках ритуального центра майя в Тикале (см. рис. 15.2) археологи хотели узнать как можно больше о сотнях курганов, расположенных вокруг основных ритуальных мест (Коэ - Сое, 2002). Эти курганы тянулись на протяжении 10 километров от центра памятника в Тикале и были идентифицированы вдоль четырех тщательно изученных выступающих из земли полос. Очевидно, что провести раскопки каждого кургана и идентифицированного строения было невозможно, поэтому была составлена программа копки тестовых траншей для сбора случайных керамических образцов, приемлемых для датирования, для определения хронологического промежутка памятника. Посредством правильно составленной стратегии выборки исследователям удалось выбрать около сотни курганов для раскопок и получить те данные, которые они искали.

Выбор места, где копать, может определяться соображениями логики (например, доступ к траншее может быть проблемой в маленьких пещерах), имеющимися фондами и временем или, к сожалению, неизбежностью разрушения части памятника, находящегося близко от места промышленной активности или строительства. В идеале раскопки лучше проводить там, где результаты будут максимальными и шансы получения данных, необходимых для проверки рабочих гипотез, наилучшими.

Стратиграфия и разрезы

Мы уже кратко касались вопроса археологической стратиграфии в главе 7, где было сказано, что основой всех раскопок является должным образом зафиксированный и интерпретированный стратиграфический профиль (Уиллер - R. Wheeler, 1954). Поперечное сечение памятника дает картину аккумулированных почв и слоев обитания, которые представляют древнюю и современную историю местности. Очевидно, что человеку, фиксирующему стратиграфию, нужно как можно больше знать об истории естественный процессов, которым подвергся памятник, и о формировании самого памятника (Штайн - Stein, 1987, 1992). Почвы, покрывающие археологические находки, подверглисы трансформациям, которые радикально воздействовали на то, как сохранялисы артефакты и как они перемещалисы в почве. Роющие животные, последующая деятельность человека, эрозии, пасущийся скот - все это значительно меняет налагающиеся слои (Шиффер, 1987).
Археологическая стратиграфия обычно намного более сложна, чем геологические наслоения, так как наблюдаемое явление носит более локальный характер, а интенсивность деятельности человека очень велика и часто включает в себя постоянное повторное использование одной и той же местности (Вилла и Куртин - Villa and Courtin, 1983). Последовательная деятельность может радикально изменить контекст артефактов, строений и других находок. Памятник-поселение может быть выровнен и затем вновь заселен другим сообществом, которое будет вырывать фундаменты своих строений более глубоко, а иногда повторно использовать строительные материалы предыдущих обитателей. Ямы от столбов и ямы-хранилища, а также захоронения погружаются глубоко в более древние слои. Их присутствие можно обнаружить лишь по изменениям в цвете почв или по содержащимся артефактам.

Вот некоторые из факторов, которые следует принимать во внимание при интерпретации стратиграфии (Хэррис и другие - E. C. Harris and others, 1993).

Деятельность человека в прошлом, когда памятник был заселен, и ее последствия, если таковые имеются, для более ранних этапов заселения.
Деятельность человека - вспашка и промышленная активность, последовавшая за последним оставлением памятника (Вуд и Джонсон - Wood and Johnson, 1978).
Естественные процессы отложений и эрозии во времена доисторического заселения. Памятники-пещеры часто оставлялись обитателями, когда стены разрушались морозами и куски скал осыпались внутрь (Корти и другие - Courty and others, 1993).
Естественные явления, изменявшие стратиграфию памятника после того, как он был оставлен (наводнения, укоренение деревьев, рытье животных).

Интерпретация археологической стратиграфии включает в себя реконструкцию истории напластований на памятнике и последующий анализ значения наблюдаемый естественных и поселенческих слоев. Такой анализ означает разделение типов деятельности человека; разделение наслоений, которые получились в результате накопления мусора, остатков строительства и последствий, траншей-хранилищ и других объектов; разделение естественных последствий и вызванный человеком.

Филипп Баркер, английский археолог и специалист-раскопщик, является сторонником комбинированных горизонтальных и вертикальных раскопок для фиксирования археологической стратиграфии (рис. 9.11). Он указывал, что вертикальный профиль (разрез) дает стратиграфический вид только в вертикальной плоскости (1995). Многие важные объекты появляются в сечении в виде тонкой линии и поддаются расшифровке только в горизонтальной плоскости. Главная задача стратиграфического профиля (разреза) состоит в фиксации информации для потомков, с тем чтобы последующие исследователи имели точное впечатление о том, как он (профиль) формировался. Так как стратиграфия демонстрирует взаимоотношения между памятниками и строениями, артефактами, естественными слоями, то Баркер предпочитал кумулятивное фиксирование стратиграфии, которое позволяет археологу одновременно фиксировать слои в разрезе и в плане. Такое фиксирование требует особенно искусных раскопок. Различные модификации такого метода используются как в Европе, так и в Северной Америке.

Вся археологическая стратиграфия является трехмерной, можно сказать, что она включает в себя результаты наблюдений как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости (рис. 9.12). Конечной целью археологических раскопок является фиксирование трехмерных взаимоотношений на памятнике, так как эти взаимоотношения обеспечивают определение точного местоположения.

Фиксирование данных

Учет данных в археологии делится на три обширные категории: письменные материалы, фотографии и цифровые изображения, натурные чертежи. Компьютерные файлы являются важной частью ведения учета.

Письменные материалы . Во время раскопок у археолога накапливаются рабочие блокноты, включая дневники памятника и ежедневники. Дневник памятника - это тот документ, в котором археолог фиксирует все события на памятнике - объем проделанной работы, ежедневные графики работ, количество работников в группах раскопщиков и любые другие трудовые вопросы. Фиксируются также все размеры и другие сведения. Под дневником памятника подразумевается полный отчет о всех событиях и действиях на раскопках. Это нечто большее, чем просто инструмент для оказания помощи памяти археолога, которая может подвести, это документ о раскопках для последующих поколений исследователей, которые могут вернуться на этот памятник для пополнения коллекции первоначальных находок. Поэтому отчеты о памятнике нужно вести в цифровом виде, а если письменно - то на бумаге, которая может долго храниться в архивах. Между наблюдениями и интерпретациями делается четкое различие. Любые интерпретации или соображения по ним, даже те, которые после рассмотрения отбрасываются, тщательно фиксируются в дневнике, будь он обычный или цифровой. Тщательно фиксируются важные находки и стратиграфические детали, так же как и явно незначительная информация, которая впоследствии, в лаборатории, может оказаться жизненно важной.

Планы памятников . Планы памятников начинаются от простык контурных, составленный для курганов или мусорный свалок, и кончаются комплексными планами целого города или сложной последовательности строений (Баркер - Barker, 1995). Точные планы очень важны, так как на них фиксируются не только объекты памятника, но и система измерительной сетки до раскопок, которая нужна для установки общей схемы траншей. Компьютерные программы для составления карт, находясы в руках специалистов, значительно облегчили производство точных карт. Так, например, с помощью программы AutoCad Дуглас Гэнн (1994) составил трехмерную карту пуэбло Хомолыови у города Уинслоу, штат Аризона, которое представляет собой более яркую реконструкцию 150-комнатного поселения, чем его двухмерная карта. Компьютерная анимация позволяет любому человеку, незнакомому с памятником, живо представить себе, каким он был в реальности.

Стратиграфические чертежи могут быть выполнены в вертикальной плоскости или же могут быть начертаны аксонометрически с использованием осей. Любой вид стратиграфического чертежа (отчета) весьма сложен, и для его выполнения требуются не только чертежные навыки, но и значительные интерпретационные способности. Сложность фиксации зависит от сложности памятника и от его стратиграфических условий. Часто различные слои обитания или какие-либо геологические явления четко обозначены на стратиграфических разрезах. На иных памятниках слои могут быть намного более сложными и менее выраженными, особенно в условиях сухого климата, когда засушливосты почвы делает цвета блеклыми. Некоторые археологи использовали масштабированные фотографии или изыскательские инструменты для фиксации разрезов, причем последние совершенно необходимы при больших разрезах, таких как разрезы через городские валы.

Трехмерная фиксация . Трехмерная фиксация - это фиксация артефактов и строений во времени и пространстве. Местоположение археологических находок фиксируется относительно сетки памятника. Трехмерная фиксация проводится с помощью электронный устройств или рулетками с отвесом. Она является особенно важной на таких памятниках, где артефакты фиксируются в своем первоначальном положении, или там, где отбираются отдельные периоды в строительстве здания.

Новые технологии позволяют добиваться большей точности при трехмерной фиксации. Использование теодолитов с лазерными лучами позволяет резко сократить время фиксации. Многие раскопщики используют устройства и программное обеспечение, позволяющие мгновенно преобразовывать их цифровые фиксации в контурные планы или трехмерные репрезентации. Они могут почти мгновенно вывести на монитор распределения отдельно нанесенных на график артефактов. Такие данные могут использоваться даже при планировании раскопок на следующий день.

ПАМЯТНИКИ
ТУННЕЛИ В КОПАНЕ, ГОНДУРАС

Рытье туннелей редко случается в практике археологических раскопок. Исключением являются такие сооружения, как пирамиды майя, где их историю можно расшифровать лишь с помощью туннелей, так как иначе проникнуть внутрь невозможно. Чрезвычайно дорогой и медленный процесс создания туннелей создает также трудности в интерпретации стратиграфических слоев, которые имеются на каждой стороне траншеи.

Самый протяженный современный туннель использовался для изучения серии последовательных храмов майя, составляющих великий Акрополь в Копане (рис. 9.13) (Фэш - Fash, 1991). В этом месте раскопщики создали туннель в эродированном склоне пирамиды, подточенной протекающей рядом реки Рио Копан. В своей работе они руководствовались расшифрованными символами (глифами) майя, в соответствии с которыми данный политический и религиозный центр относится к периоду от 420 до 820 года н. э. Археологи следовали по древним площадям и другим объектам, погребенным под спрессованным слоем земли и камня. Для создания трехмерных презентаций меняющихся строительных планов они пользовались компьютерными изыскательскими станциями.

У правителей майя имелась страсть увековечивать свои архитектурные достижения и ритуалы, их сопровождавшие, детально продуманными символами. У создателей туннеля имелся ценный ориентир в надписи на ритуальным алтаре под названием «Алтарь Кью», который давал текстовое указание на правящую династию в Копане, обеспечиваемую 16 правителем Якс Пэком. Символы на «Алтаре Кью» говорят о прибытии основателя Киник Як Кьюк Мо в 426 году н. э. и изображают последующих правителей, которые украшали и способствовали росту великого города.

К счастью для археологов, Акрополь является компактным царским районом, что сделало расшифровку последовательности зданий и правителей относительно легкой. В итоге этого проекта были соотнесены отдельные строения с 16 правителями Копана. Самое раннее строение относится к временам правления второго правителя Копана. Вообще же здания делятся на отдельные политические, ритуальные и жилые комплексы. К 540-му году н. э. эти комплексы были объединены в единый Акрополь. Лишь на распутывание сложной истории всех разрушенных зданий потребовались годы туннельных работ и стратиграфического анализа. Сегодня мы знаем, что развитие Акрополя началось с небольшого каменного строения, украшенного яркими фресками. Возможно, это была резиденция самого основателя Киник Як Кьюк Мо. Его последователи изменили ритуальный комплекс до неузнаваемости.

Акрополь Копана является необычной хроникой царской власти и династической политики майя, имевших глубокие и сложные корни духовного мира, открытого при расшифровке символов. Он также является триумфом тщательных раскопок и стратиграфической интерпретации при очень сложных условиях.

В основе всего процесса фиксации лежат сетки, единицы, формы и этикетки. Сетки памятника обычно разбиваются с помощью окрашенных кольшков и веревок, растягиваемых над траншеями, если фиксация необходима. При мелкомасштабной фиксации сложных признаков могут использоваться даже более мелкие сетки, которые охватывают всего один квадрат общей сетки.

В пещере Боомплаас в Южной Африке Хилари Дикон использовала точную сетку, которую откладывали с крыши пещеры для фиксации положения маленьких артефактов, объектов и данных по окружающей среде (рис. 9.14). Подобные сетки возводились над местами морских катастроф в Средиземноморье (Бэс - Bass, 1966), хотя лазерная фиксация постепенно вытесняет такие методы. Разным квадратам в сетке и на уровнях памятника присваиваются свои номера. Они позволяют идентифицировать положение находок, так же как и основание для их фиксации. Ярлыки крепятся на каждый пакет или наносятся на саму находку, на них указываются номер квадрата, который также заносится в дневник памятника.

Анализ, интерпретация и публикации

Процесс археологических раскопок завершается заполнением канав и транспортировкой находок и документов по памятнику в лаборатории. Археологи возвращаются с полным отчетом о раскопках и всеми сведениями, необходимыми для проверки тех гипотез, которые были выдвинуты перед выходом в поле. Но на этом работа далеко не закончена. Фактически, она только начинается. Следующим этапом исследовательского процесса является анализ находок, о чем будет говориться в главах 10–13. После завершения анализа начинается интерпретация памятника (глава 3).

Сегодня стоимость печатных работ очень высока, поэтому невозможно полностью опубликовать материалы даже о небольшом памятнике. К счастью, многие системы поиска данных позволяют хранить информацию на CD-дисках и в виде микрофильмов, поэтому у специалистов есть возможность получить к ним доступ. Обычным становится размещение информации в Интернете, но здесь есть интересные вопросы, касающиеся того, насколько постоянными в действительности являются киберархивы.

Помимо опубликования материалов, у археологов есть два важных обязательства. Первое - поместить находки и документы в такое хранилище, где они будут находиться в безопасности и где они будут доступны последующим поколениям. Второе - сделать результаты исследований доступными как для широкой публики, так и для коллег-профессионалов.

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПАМЯТНИКЕ

Я (Брайан Фейган) в своих блокнотах веду различные записи. Наиболее важны следующие.

Ежедневный дневник о раскопках, который начинаю вести с того момента, как мы прибываем в лагерь, и заканчиваю в тот день, когда мы сворачиваем работы. Это обычный дневник, в котором я пишу о ходе раскопок, фиксирую общие соображения и впечатления, пишу о работе, которой был занят. Это также личный отчет, в котором я пишу о разговорах и дискуссиях, о других «человеческих факторах», таких как несогласия между членами экспедиции по теоретическим вопросам. Такой ежедневник совершенно неоценим при работе в лаборатории и при подготовке публикаций о раскопках, так как в нем содержится много забытых деталей, первых впечатлений, неожиданно пришедших в голову мыслей, которые иначе были бы потеряны. Я веду дневники во время всех своих исследований, а также просто во время посещений памятников. Например, мой дневник напомнил мне о деталях посещения раскопок центра майя в Белизе, которые ускользнули из моей памяти.

В Чатал-Хююке археолог Айэн Ходдер просил своих коллег не только вести дневники, но и размещать их во внутренней компьютерной сети, с тем чтобы каждый знал, о чем рассуждают другие участники экспедиции, а также для того, чтобы поддерживать постоянную дискуссию об отдельных траншеях, находках и проблемах раскопок. Судя по своему личному опыту, я склонен думать, что это является замечательным способом совмещать непрерывное течение теоретических дискуссий с практическими раскопками и ведением документации.

Дневник памятника является формальным документом, который включает в себя технические детали раскопок. Информация о раскопках, методы отбора, стратиграфические сведения, записи о необычных находках, основные объекты - все это фиксируется в дневнике помимо многого другого. Это намного более организованный документ, настоящий вахтенный журнал всех ежедневных действий на раскопках. Дневник памятника является также исходной точкой всех документов памятника, и они все ссылаются друг на друга. Я обычно использую блокнот со вставными листами, тогда можно вставлять записи об объектах и о других важных открытиях в нужное место. Дневник памятника следует вести на «архивной бумаге», так как он является долговременным документом об экспедиции.
Материально-технический дневник, как явствует из названия, это тот документ, где я фиксирую счета, основные адреса, различные сведения, относящиеся к административной и бытовой жизни экспедиции.

Когда я начал заниматься археологией, все пользовались ручками и бумагой. Сегодня многие исследователи пользуются портативными компьютерами и отправляют свои заметки на базу посредством модема. Использование компьютера имеет свои преимущества - возможность мгновенно дублировать очень важную информацию и вносить свою информацию в материалы исследования, находясь непосредственно на памятнике. На раскопках в Чатал-Хююке имеется своя собственная компьютерная сеть для свободного обмена информацией, что было невозможно во времена ручек и бумаги. Если я ввожу свои документы в компьютер, я обязательно сохраняю их приблизительно через каждые четверть часа и распечатываю их в конце рабочего дня для того, чтобы обезопасить себя от компьютерного сбоя, когда результаты многих недель труда могут быть уничтожены в течение секунд. Если я пользуюсь ручкой и бумагой, то как можно быстрее делаю фотокопии всех документов, а оригиналы храню в сейфе.

Поделиться