Конспект логопедического занятия "Звуки,. Буквы Бб. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

В конспекте занятия представлен материал по коррекции нарушений письменной речи с группой ОНР 2 класс. Увлекательный материал создает условия для успешного овладения материалом и развития умения дифференцировать звуки [б]-[бь]/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Дифференциация согласных звуков «Б-БЬ» в слогах и словах.

Цели занятия:

1 ) Образовательные:

  • Закрепление навыка дифференциации звуков «Б-БЬ» на материале слогов и слов.
  • Закреплять умение различать звуки «Б-БЬ» с опорой на гласную букву при чтении слогов и слов.
  • Закреплять умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, находить слоги со звуками «Б - БЬ».

2) Коррекционно-развивающие:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха на материале слогов и слов с согласными звуками «Б-БЬ».
  • Уточнение и обогащение словарного запаса детей, на материале слов со звуками «Б-БЬ».

3 ) Воспитательные:

  • развитие внимания к ответам товарищей, усидчивости, аккуратности, прививать интерес к жизни животных.

Оборудование : картинный материал для развития артикуляционной моторики, слова со звуками «Б-БЬ», презентация «Цирк. Животные, в названиях которых есть звуки «Б» и «БЬ», таблицы слов для чтения с буквой «Б», слоги.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Сегодня у нас с вами занятие не простое, а сегодня мы с вами будем работать вместе со сказочными героями – гномами.
  2. Речевая разминка:

Учитель – логопед:

Как язычок умеет наш работать,

Покажем мы для всех гостей.

Глазами в зеркало смотри.

И все движенья повтори.

1. «Маляр»

Мы сегодня утром встали

И свой город не узнали.

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

2. «Почистим зубки»

Зубки надо чистить дважды

Каждое утро и вечер каждый.

3. «Блинчики»

Испекли блинов немножко

И оставим на окошке.

4. «Вкусное варенье»

Блины мы ели с наслажденьем

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать

Ротик нужно облизать.

5. «Чашка»

Вкусных мы блинов поели

Выпить чаю захотели.

6. «Часы»

Тик – так, тик-так

Язычок качался так.

Словно маятник часов.

Ты играть уже готов?

7. «Расческа»

С волосами я дружу.

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа,

А зовут меня – расческа.

8. «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись

А потом назад вернулись.

9. «Бегемот»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем.

Широко раскроим ротик,

Как голодный бегемотик

А потом закроем рот.

Отдыхает бегемот.

10. «Лягушки»

Подражаем мы лягушка

Тянем губки прямо к ушкам.

11. «Слон»

Буду подражать слону,

Губы хоботком тяну.

12. «Лягушки и слона»

Раз – лягушка с толстым брюшком

Два – большой и добрый слон.

13. «Змея»

Подражаем мы змее

С ней мы будем наравне.

Высунем язык и спрячем.

Только так, а не иначе.

14. «Лошадка»

Я веселая лошадка

Темная как шоколадка.

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонко. (Щелкаем пальцами рук)

16. «Парус»

Лодочка под парусом по реке плывет

На прогулку лодочка

Всех ребят зовет.

17. «Кошка сердится»

Выгляни в окошко

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

18. «Воздушный шарик»

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик, не беда.

Новый шар надую я.

19. «Комарик»

Прилетает по ночам,

Не дает заснуть он нам.

Зло звенит над ухом, вьется.

Только в руки не дается.

20. «Грибок»

Под березой у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

21. «Гармошка»

Ну - ка, рот пошире, крошки.

Я играю на гармошке.

22. «Дятел»

Дятел дерево долбил,

Червячку он все твердил:

«Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой»

Учитель – логопед: Молодцы! Язычок потрудился на славу.

  1. Определение темы занятия:

Наших гномов зовут Бим и Бом. (слайд 1)

Вслушайтесь в их имена: Бим – Бом.

Одинаково ли звучат их имена? (Нет)

Назовите первые звуки в их именах? («Б-БЬ»)

Одинаково ли звучат первые звуки в их именах?

(Нет, по разному. БОМ -«Б», БИМ – «Бь»)

Дадим характеристику этим звукам.

Б - согласный, звонкий твердый.

Бь – согласный, звонкий, мягкий.

  1. Как меняет свое положение язычок при произношении звуков «Б-БЬ».

(При звуке «Б» язык плоский, кончик языка немного отходит о нижних зубов, а при звуке «Бь» – спинка языка выгнута, а кончик языка прижат к нижним зубам.)

Какие звуки мы сегодня будем различать?

(Мы сегодня будем различать звуки «Б-БЬ»).

  1. На письме обозначается буквой Б б.(бэ)
  2. Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему нашего занятия:

Звуки «Б - БЬ» обозначаются буквой Б. Буква Б («Б-БЬ»)

На доске записывается тема занятия.

  1. Дифференциация звуков «Б-БЬ» в слогах.

Учитель – логопед:

Каждый гном решил построить для себя дом.

Бом выбирал слоги с твердым согласным звуком «Б», а Бим с мягким согласным звуком «БЬ».

Давайте разберем кирпичи. Бом – синие (БА, БЫ, БЭ БО, БУ), а Бим – зеленые (БИ, БЮ, БЕ, БЯ, БЁ).

(Разбирают, читают, распределяют на 2 домика).

(Я, Ю, И, Е, Ё)

(А, О, У, Ы, Э)

Какого цвета получился дом Бома, а у Бима? (Синего и зеленого). (слайд 2)

Эти цвета мы используем для обозначения твердых и мягких согласных на письме.

  1. Развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.

Гномики очень любили играть на колокольчиках. Догадайтесь кто играет Бим или Бом?

У Бима, колокольчик напевал бим - бим – бим - бим. У Бома колокольчик напевал – бом - бом – бом - бом.

А когда они играли дуэтом т. е. вдвоем то их мелодия звучала так: бом - бим – бом – бим - бом – бим - бом. Прослушивание звона колокольчиков.

9. Гномы Бим и Бом очень любили петь песни из слогов. Сейчас я буду называть слоги, а вы записывать их в 2 строчки

в 1 с твердым согласным звуком «Б», а во 2 строчку слоги с мягким согласным «БЬ» . (выполнение работы).

БА, БЫ, БЕ, БЯ, БУ, БИ, БЭ, БО, БЁ, БЮ.

  • Проверим: Прочтите слоги 1 строчки. БА, БЫ, БУ, БЭ, БО.
  • Как вы думаете, кто из гномов пел эти слоги? (Бом)
  • Прочтите слоги 2 строчки. БЕ, БЯ, БИ, БЁ, БЮ.
  • Как вы думаете, кто пел эти слоги? (Бим)

Физминутка.

Гномики приседали низко.

Гномики поднимали руки высоко.

Гномики раскрывают руки широко.

Гномики бегают быстро (бег на месте).

Гномики веселые (улыбнулись).

Гномики тихо садятся за парты.

Дифференциация согласных звуков «Б-БЬ» в словах.

  1. Гномы любили покушать. Достаньте из корзины продукты и догадайтесь кто их ел Бим или Бом?

Прочитайте слово, определите какой звук в нем есть «Б» или «БЬ» . Подчеркните букву «Б» соответствующим цветом.

Вывод: Какие гласные пишутся после мягкого согласного «БЬ»

(Я, Ю, И, Е, Ё)

Какие гласные пишутся после твердого согласного на письме?

(А, О, У, Ы, Э)

  1. Гномы прислали письма, и попросили помочь разобраться, как звучат их любимые согласные в словах.

Рассмотрим картинки. Прослушайте их названия. Закрыть каждое слово соответствующей фишкой по цвету. Если в слове «Б» звучит твердо, то синей фишкой, если «БЬ» звучит мягко, то зеленой фишкой.

Выполнение, проверка.

Проверка учителем.

  1. Все очень любят цирк, и гномы и великаны. Просмотр презентации (слайд 7) «Цирк. Животные, в названиях которых есть звуки «Б» и «БЬ».

Эй, ребята побыстрей

Собирайте в цирк друзей!

Кто же будет выступать?

Всех попробуем назвать.

Бабуин, бобер, барсук,

Барс, бизон и бурундук,

Бегемот, верблюд, белуха,

Белка, буйвол, бык, белуга

Обезьяна, зубр, баран.

Жаба, зебра и кабан.

Дети отгадывают названия животных.

На какие 2 группы можно разделить этих животных?

(Животные жарких стран и животных средней полосы России). А вспомните, какие звуки мы сегодня различаем?

Задание: Записать слово – графически, разделить слово на слоги, записать слоги с буквой «Б».

Бел ка, бар сук, ка бан , бе гемот, биз он, бу рундук.

Вывод: Какие гласные пишутся после мягкого согласного «БЬ»

(Я, Ю, И, Е, Ё)

Какие гласные пишутся после твердого согласного на письме?

(А, О, У, Ы, Э)

  1. Физминутка. (Слайд 28)

В цирке звучит веселая мелодия. (Отстукивание ритма).

  1. Работа по карточкам.

Ж.ба, б.ран, б.йвол, б.к, б.рс, б.гемот, б.рсук, б.рундук, б.лка, б.зон, об.зьяна, б.луга.

  1. Итог занятия:

Чему учились на занятии:

  • Учились различать звуки «Б» и «Бь» в слогах и словах.
  • Различать звуки «Б- бь» с опорой на гласную букву при чтении слогов и слов. https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Логопедическое занятие Тема: Дифференциация согласных звуков «Б-БЬ» в слогах и словах. Автор: учитель – логопед: Вульфович Надежда Алексеевна МБОУ СОШ №5 - «Школа здоровья и развития» г. Радужный Ханты-Мансийский автономный округ.

    Тема: Дифференциация согласных звуков «Б-БЬ» в слогах и словах. Планируемый результат: Создание условий для закрепления навыка дифференциации звуков «Б-БЬ» на материале слогов и слов, для развития умение различать звуки «Б-БЬ» с опорой на гласную букву при чтении слогов и слов, навыка в составлении схемы слов, делить слова на слоги, находить слоги со звуками «Б - БЬ».

    Домик для гномов

    Колокольчики звенят

    Песенка слогов. --- --- --- ---

    физминутка

    Эй, ребята побыстрей Собирайте в цирк друзей! Кто же будет выступать? Всех попробуем назвать.

    бурундук

    обезьяна

    БЕЛКА БЕГЕМОТ БАРСУК БИЗОН БУРУНДУК КАБАН

    Веселый ритм

    Молодцы! Чему учились на занятии?


    Цели:

    • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
    • уточнить артикуляцию звука [б];
    • уметь соотносить его с буквой;
    • обогащать и активизировать словарный запас;
    • совершенствовать звуковой анализ слов.

    Задачи:

    • Образовательная:
      • формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
      • учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
    • Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи.
    • Воспитательная: развитие внимания, памяти, формировать “ситуацию успеха”.

    Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Вы у меня какие?

    (- Умные, старательные, любознательные)

    Наши задачи?

    (- Не только смотреть, но и видеть
    Не только слушать, но и слышать.
    Не только говорить, но и думать.
    Дружно и плодотворно работать).

    Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

    Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала...

    2. Развитие мелкой моторики пальцев...

    Поиграем мы немножко.
    Да похлопаем в ладошки.
    Пальчики мы согреваем.
    Их сжимаем, разжимаем.

    Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.

    (Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).

    3. Артикуляционная гимнастика

    Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
    А подвижный язычок работой заниматься.
    Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
    А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
    Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
    По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
    Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

    Физкультура получилась хороша.

    4. Сообщение темы

    Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

    Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.

    Назови слова с этим звуком.

    5. Фонетическая зарядка.

    Работа перед зеркалом.

    Произнеси звук.

    Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

    Какой он, гласный или согласный, почему?

    Поиграем в игру слоники - лягушки.

    Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

    Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

    Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

    Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

    Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.

    6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений

    Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;

    • На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
    • На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.

    7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

    Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

    А что это за замки и почему они разноцветные?

    (В этих замках живут звуки.

    В красном замке живут гласные звуки, в синем - твердые согласные, а в зеленом - мягкие согласные.)

    Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую - красный.

    Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).

    А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].

    Верните ему слог. (бо).

    Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).

    Бим дает вам кружочками слог би.

    Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.

    Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?

    8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

    Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

    Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

    Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).

    Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).

    А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

    Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).

    Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

    А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

    9. Развитие фонематических представлений.

    Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

    Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].

    (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

    Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

    10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

    Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

    На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

    Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).

    Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

    11. Физминутка.

    Самое время отдохнуть.

    Спал цветок (дети присели на корточки)
    И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
    Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
    Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
    Взвился вверх (руки вверх)
    И полетел (машут руками, садясь за парты).

    12. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

    Чтобы гномикам не было так грустно, мы подарим им песенку.

    13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

    Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).

    А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

    Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).

    Что вам напоминает эта буква?

    Буква эта с большим брюшком,
    В кепке с длинным козырьком.

    Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

    Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

    Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).

    А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).

    14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]

    Из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б

    Из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО

    Из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])

    Определить позицию звука [Б] в слове.

    15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.

    16. Организация окончания занятия

    Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].

    Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].

    (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

    Спасибо за работу!

    Ирина Строинская
    Конспект логопедического занятия «Звуки [Б] [Б’] и буква Б»

    Коррекционно-образовательные цели.

    1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Б Б ’

    2. Учить выделять первый и второй слоги в словах.

    3. Учить определять место звука в слове .

    4. Познакомить с буквой Б .

    5. Учить подбирать слово в нужном падеже.

    Коррекционно-развивающие цели.

    1. Развивать фонематический слух, память, мышление.

    2. Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слогов , слов.

    Коррекционно-воспитательные цели.

    1. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии .

    2. Воспитание самостоятельности, активности.

    Оборудование :

    Предметные картинки, кассы, карандаши, тетради.

    Предметные картинки. (белка, бейсболка, брусника, брюки, божья коровка, бинт, библиотекарь, азбука, рыба, арбуз, яблоко, обезьяна, клубника, бабочка).

    Карточки с буквой Б .

    Картинки на фланелеграфе. (балалайка, берёза, банан, бочка, губы, футболка, яблоко, бабочка) .

    Карточки для обозначения места звука в слове .

    Карточки для схемы слова.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Логопед . Сядет тот, кто вспомнит картинки на звук К . К` (тема пройденного занятия )

    Дети называют слова (кот, коза, кит, клумба) .

    2. Знакомство с новой темой.

    Логопед . К нам сегодня в гости пришёл Буратино и принёс Азбуку. Он хочет вас познакомить со звуками [Б] , [Б`] и буквой Б .

    С какого звука начинается слово Буратино?

    Дети. Со звука [Б] .

    Логопед . Давайте произнесём звук [Б] .

    Дети вместе с логопедом произносят звук [Б] .

    Логопед . При произнесении звука есть преграда ?

    Дети. Есть.

    Логопед . Какая?

    Дети. Губы.

    Логопед . Значит это какой звук ?

    Дети. Согласный.

    Логопед . Давайте проверим, какой это звук ? Звонкий или глухой?

    Дети закрывают ладошками уши, произносят звук Б , определяют, что он звонкий.

    Логопед обращает внимание детей на картинки бабочки и белки. В слове бабочка звук Б твёрдый , а в слове белка звук Б мягкий .

    3. Характеристика звука [Б]

    Логопед . Звук Б - согласный , звонкий. Может быть твердым, может быть мягким.

    Дети повторяют характеристику звука Б .

    4. Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук »

    Логопед . Я буду произносить различные звуки , когда услышите звук [б] или [б`] вы должны хлопнуть в ладоши.

    1. В слогах. та – ба -па- ко- би –по –бу –ка- бо –бы –ка – бэ.

    2. В словах. Соки, белка, бант, кран, баран, сапоги, кубики, дудка, барабан, верба, люди, труба, топор, абрикос.

    5. Игра «Послушай и повтори» .

    Логопед . Ба – бо - бу - бы.

    Бо – бу – бы - ба.

    Бу – ба – ба -- бо.

    Бы - ба – бо – бу.

    Ба – бо – бы, на дворе стоят столбы.

    Бу – бы - ба, из окна торчит труба.

    Ба – ба - ба, вот стоит изба.

    Бу – бу – бу, купите мне трубу.

    Бы – бы – бы, я несу грибы.

    Бе – бе – бе, я иду к тебе.

    Дети повторяют за логопедом .

    6. Место звука в слове .

    Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, которые находятся на доске и определить место звука Б в словах : (белка, рябина, брюки, божья коровка, бинт) .

    Логопед вызывает детей к фланелеграфу.

    Даша. Это балалайка. Звук Б находится в начале слова.

    Кирилл. Это банан. Звук Б находится в начале слова.

    Ярослав. Это яблоко. Звук Б находится в середине слова.

    7. Дополни предложение.

    Логопед загадывает загадку .

    Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    Он вспорхнул и улетел.

    (бабочка)

    Логопед произносит предложение и показывает карточку с бабочкой. Дети должны закончить предложение.

    Таня нарисовала---(бабочку)

    Таня любуется своей--- (бабочкой)

    Она рассказывает старшей сестре о---(бабочке)

    8. Физ. Минутка. «Буратино»

    Дети выполняют движения под музыку.

    Буратино потянулся,

    Раз нагнулся, два нагнулся,

    Руки в стороны развел,

    Ключик, видно, не нашёл.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    9. Работа в кассах

    Дети читают буквы (хором, индивидуально) А, О, У, И. Т, П, М, Н, Б.

    Печатают в кассе слова Бок, бак, бык. Делают звукобуквенный анализ слова бык .

    Логопед . Какой первый звук ?

    Дети. Звук [б]-согласный , твердый.

    Логопед . Какой второй звук ?

    Дети. Звук [ы]- гласный .

    Логопед . Какой третий звук ?

    Дети. Звук [к]- согласный , твердый.

    Логопед . Сколько всего звуков в слове бык ?

    Дети. Три звука .

    10. Работа в тетрадях.

    1. Штриховка буквы Б (синим, зеленым карандашом)

    2. Печатанье буквы Б б

    Итог занятия .

    Логопед . С какими звуками мы сегодня познакомились?

    Дети. Со звуками [Б] , [Б’]

    Логопед . Где этот звук может находиться в слове?

    Дети. В начале, в середине, в конце слова.

    Логопед . Дайте характеристику звуку [Б] .

    Дети. Звук [Б] - согласный , звонкий, может быть твердым, а может быть мягким.

    Логопед . Что больше всего вам понравилось на занятии ?

    Дети Работать в кассах. .

    Буратино угощает детей.

    наталья омельченко
    Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б], [Б’]»

    Тема : «Звуки Б , Б’. Буква Б» .

    Цель : познакомить детей со звуками Б-Б’ и буквой Б .

    Задачи : уточнить произношение звуков [б] , [бь]; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; учить выделять звуки из состава слова ; продолжать обучение чтению прямых слогов, упражнять в анализе односложного слова.

    Оборудование : сигнальные фонарики (синие, зеленые, красные квадраты, индивиду-альные схемы, картинный материал.

    Ход ос:

    1. Организационный момент

    Сядет тот, кто назовет первый звук в слове : кот, парта, Тоня, Соня, цапля, зонт, пушка, конь.

    2. Объявление темы.

    Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов : бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно звук [б] ) . А какой звук встречается в начале этих слов : бинт, белка, билет, белый? (правильно звук [бь] ) . Сегодня вы познакомитесь со звуками [б] , [бь] и буквой «Б» .

    3. Анализ артикуляции звуков [б] , [бь].

    Послушайте, как блеют бараны : большой блеет б-б-б,

    маленький – бь, бь, бь.

    Давайте вместе произнесем звук [б] .

    Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)

    Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

    Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

    Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [б] звонкий .

    - Звук [б] - согласный , твердый, звонкий, мы обозначаем его синим цветом.

    Аналогично анализируется произнесение звука [бь] . (обращается внимание на то, что при произнесении звука [бь] губы слегка растгиваются).

    - Звук [бь] – согласный , мягкий, звонкий, мы обозначаем его зеленым цветом.

    4. Закрепление звуков [б] , [бь].

    Дети по очереди по просьбе логопеда изображают песенки большого и маленького баранов тихо и громко.

    5. Дифференциация звуков [б] , [бь].

    Игра «Будь внимательным» (с сигнальными фонариками) . У детей на столах зелёный и синий квадраты. Если логопед произносит звук [б] – дети поднимают синий квадрат, если [бь] – зелёный.

    -звуки [б] , [бь]: б, бь, бь, б, б, б;

    - звуки [б] , [бь] в слогах : ба, би, бе, бо, бу, бю, бы, бэ;

    - звуки [б] , [бь] в словах : бинт, болото, кабинка, белка, босой, кобра, обезьяна, бобр, воробей.

    6. Произнесение звуков [б] , [бь] в словах.

    Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Картинки, в названии которых есть звук [б] , мы подарим большому барану, в которых есть звук [бь] – маленькому барану. (баран, банан, собака, кабан, грибы, арбуз, обезьяна, белка, бизон, комбинезон, билет).

    Логопед раздает детям картинки. И просит их обозначить звуки [б] , [бь] на схематической полоске слова зеленым или синим квадратом.

    7. ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы

    Под веселые напевы

    Повернемся вправо, влево.

    Руки вверх! Руки вниз!

    Вверх! И снова наклонись!

    8. Игра «лишнее слово» .

    Логопед называет слова, в трех из которых есть звук [б] или [бь] , в четвертом противоположный. Дети называют лишнее слово, объясняют свой выбор.

    9. Знакомство с буквой Б

    - Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква Б

    Буква Б – просыпается рано.

    Буква Б – бочонок с краном.

    Рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.

    10. Слитное чтение слогов с буквой «Б» .

    Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

    11. Звуковой анализ слова БЫК .

    Назовите последовательно звуки в слове БЫК . Логопед параллельно выкладывает соответствующие буквы.

    Назовите первый звук (Б) . Дайте характеристику звука . Какой он. Обозначьте звук под буквой .

    Назовите второй звук (Ы) . Дайте характеристику звука . Какой он. Обозначьте звук под буквой .

    Назовите третий звук (К) . Дайте характеристику звука . Какой он. Обозначьте звук под буквой .

    Сколько всего звуков в этом слове ?

    Сколько согласных?

    Сколько гласных?

    12. Итог ос.

    Публикации по теме:

    Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

    Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цели: Закрепление навыка различения и правильного употребления звуков [С] и [Ш]. Развитие фонематических процессов. Развитие внимания,.

    Конспект занятия «Дифференциация звуков [Т’] - [Д’]» Цели: Коррекционно – образовательные: - Учить детей характеризовать звуки «Т’ - Д’» с опорой на различные виды контроля; - Формировать.

    Конспект логопедического занятия «Дифференциация шипящих звуков» Задачи: 1. Активизировать в речи детей употребление предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет.

    Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

    1. Произнести ряды слогов и их сочетания.

    ба-бо ба-бу-бо ба-бо-бу-бы аба-або-абу-абы

    бо-бу бо-бу-ба бы-ба-бо-бу бам-бом-бум-бым

    бу-ба бу-ба-бо бу-ба-бы-бо вба-зба-льба
    ба-бы

    2. Прослушать и повторить слоги (отраженно и по графической схеме).
    Какой по счету слог ударный?

    Ба-ба, ба-ба, ба-ба-ба, ба-ба-ба, ба-ба-ба (так же с другими гласными).

    3. Повторить ряды слогов. Подчеркнутый ряд слогов повторить, постепенно

    ускоряя темп.

    а) Ба-ба-ва, ба-ба-ва и т. д.
    Ва-ва-ба, ва-ва-ба и т. д.

    б) Ба-ба-бу, ба-ба-бу, ба-ба-бу и т. д.
    Бу-бу-ба, бу-бу-ба и т. д.

    в) Бу-бо-ба, бу-бо-ба, бу-бо-ба и т. д.
    Бо-бу-ба, бо-бу-ба и т. д.

    4. Закончить слова по картинкам.

    Ры(ба), клу(бок), троллей (бус), бара(бан), тру(ба), сдо(ба), гри(бы).

    Звук б в словах

    1. Назвать слова на с. 67).

    2. Отгадать загадку.

    Заворчал живой -замок.

    Лёг у двери поперёк. (Собака.)

    3. Выбрать картинки, в названиях которых есть звук б, и назвать их.
    Земляника, бусы, бык, альбом, конфеты, банан, батон, малина, зубы.

    4. Назвать картинки. Определить с помощью хлопков количество слогов

    3. Охарактеризовать звук.

    И . РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    бь.
    Бя, ба, бу, би, бы, бе, ба, бо, бё, ...

    бь.

    Бык, белка, бок, брови, брошка, бумага, берег, ребята, избушка, баранки, билет, бидон.

    III . АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА БЬ Звук бь в слогах

    1. Повторить ряды слогов.

    би-бе би-бе-бе би-би-бе бе-би-бе

    бе-би бе-би-би бе-бе-би би-бе-би

    2. Повторить ряды слогов. Сколько слогов в каждом ряду? Который из них ударный?

    Би-би, би-би, би-би-би, бй-би-би, би-би-би.

    3. Повторить ряды слогов.

    Би-би-ми, би-би-ми, би-би-ми и т. д. Ми-би-би, ми-би-би, ми-би-би и т. д.

    Звук бь в словах

    1. Назвать слова со звуком бь по картинкам или отраженно (см. слова
    на с. 67).

    2. Назвать картинки. Отобрать слова, состоящие из одного слога (двух:
    трех слогов).

    Бинт, билет, кабина, кубик.

    3. Игра.«Угадай» .

    Лексический материал: обезьяна, кубики, бинт, билет.

    4. Отгадать загадку.


    Живу я в жарких странах, Качаюсь на лианах.

    Ем сладкие бананы, А кто я? (Обезьяна.)

    Звук бь в предложениях

    Повторить за учителем.

    Мы ели вкусный обед. У Нины билет в кино. Беленький зайка - беляк!

    Звук бь в текстах

    Прослушать текст. Повторить за учителем каждое предложение с опорой на рисунок. Выучить текст.

    У Вани новые кубики и автомобиль. В кузове автомобиля - кубики. Ваня возит автомобиль.

    IV . РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

    1. Произвести анализ слов Бим, кабина. Сколько гласных звуков в каждом слове? Сколько слогов в каждом слове? Почему?

    2. Какое слово получится из слогов ка, би, на ? (Можно провести игру, аналогичную игре «Живые звуки»,- см. с. 19.)

    Звуки б- бь

    I . ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

    1. Произнести звуки б и бь.

    3. Охарактеризовать звуки.

    II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    Поднять руку, услышав в слове звук б (или бь).

    Баран, буква, обед, борода, столбик, каблук, берёза, кубики, азбука, ...

    III . ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Б - БЬ

    Звуки б и бь в слогах

    1. Повторить ряды слогов.

    бы-би бы-бы-би би-бы-би

    би-бы би-бы-бы бы-би-бы

    2. Повторить ряды слогов.

    бы-би-би бы-би-би бы-би-бе бы-би-бе

    Звуки б и бь в словах

    1. Назвать картинки и сказать, в каком слове есть звук б , а в каком -
    звук бь.

    Банка, азбука, буквы, бусы, обезьяна, бананы, билет, кубики, бинт, собака, бык, кабина, незабудки.

    2. Определить, какой звук есть в кличках собак - б или бь.
    Бим, Булька, Бобик.

    3. Закончить строки стихотворения при повторном прослушивании.

    Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

    Он отправился (в буфет) покупать себе... (билет).

    Всех излечит, исцелит Добрый доктор. .. (Айболит).

    Для питания машин наливают... (в бак бензин).

    4. Выбрать и вставить подходящие по смыслу слова в предложения.

    Мы... в цирке.

    В футбольные ворота... гол.

    били или были? забыли или забили?

    Звуки б и бь

    1. Кратко ответить но вопросы к сюжетным картинкам. Назвать и показать
    на картинках кабину, альбом, беседку. Назвать слова со звуком б или бь

    Куда садится шофёр? Где сидит шофёр?

    Куда входят дети? Где находятся дети?

    Куда наклеили картинки? Где лежат открытки?

    2. Игра «Бывает - не бывает». Детям предлагается дать полный ответ
    на вопрос, бывает или не бывает предмет синим.

    Образец. Василёк, бывает синий. Лиса не бывает-синяя.

    Лексический материал: бант, батон, бинт, бельё, будка, блин, собака.

    * 3. Повторить предложения за учителем с опорой на картинки.

    4. Определить количество слов в предложении Вова любит бананы

    Звуки б и бь в текстах

    1. Повторить потешки за учителем. Выделить сначала слова со звуком б,
    а потом - со звуком бь. Выучить наизусть.

    У забавной обезьяны Все обезьяны

    Были вкусные бананы. Любят бананы.

    2. Прослушать текст. Повторить за учителем каждое предложение.
    Ответить на вопрос. Первое предложение повторить, постепенно ускоряя
    темп.

    Бобик

    У Любы собака Бобик. Бобик весь беленький. Люба любит Бобика.

    Бобик, на хлеба!

    Бобик виляет хвостом. Он знает Любу.

    Как зовут Любину собаку?

    IV РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

    1. Произвести анализ слов бинт и бант. Сравнить их звуковой состав.

    2. Сравнить звуковой состав слов забыли и забили. Сколько гласных
    звуков в каждом слове? Сколько слогов в каждом слове? Почему?

    3. Определить место звуков б и бь в слове бубен.

    4. Какие слова получатся?

    1-й звук - б, 2-й звук - а, 3-й звук - к .

    1-й звук - бь , 2-й звук - и , 3-й звук - м .

    Звуки б, бь - п, пь

    I . ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

    1. Произнести звуки б, бь и п, пь.

    2. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.

    3. Охарактеризовать звуки.

    II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    Поднять руку, услышав в слове звуки п , пь (или б, бь).

    Брюки, песня, бабочка, берёза, пила, потолок, пирог, клубок, копейка, кабина, сапог.

    Бегаю, падаю, пишу, пою, бужу, броса, копаю, обедаю.

    Ill ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Б , БЬ - П , ПЬ

    Звуки б, бь и п, пь» в слогах

    1. Повторить ряды слогов.

    па-ба пе-бе ба-па-па бна-пна-бна

    бо-по бе-пе ба-ба-па пли-бли-пли

    бу-пу пи-би пи-пи-би зба-спа-спа

    бы-пы би-пи пи-би-би спа-зба-спа

    2. Игра «Наоборот» (см. с. 64). Ученикам предлагаются слоги разной
    структуры.

    3. Повторить ряды слогов.

    а) ба-ба-па ба-ба-па
    па-па-ба па-па-ба

    б) пи-би-би пи-би-би
    би-пи-пи би-пи-пи

    Звуки б, бь и п, пь в словах

    1. Назвать картинки. Определить, в каких словах есть звуки б, бь, а в
    каких - звуки п , пь. Расставить картинки в два ряда.

    Бак, бык, паук, букет, банка, папка, пастух, бинт, петух, билет, пальто, собака, капуста, спутник, автобус, апельсин.

    2. Повторить ряд слов в данной последовательности.

    Бант, бинт, паук, петух; кепка, папка, бублик, банка; буфет, билет, пакет, букет.

    3. Закончить предложения. При повторном прослушивании закончить
    предложения с помощью вопросов к картинкам.

    На соднце вредно находиться (без чего?) ... (без панамы). Павлик выжимал сок (из чего?) ... (из апельсина).

    Щи - это суп (с чем?) ... (с капустой).

    Дети могут поднимать карточки с условным обозначением звонкого согласного звука.

    Звуки б, бь и п, пь в предложениях

    1. Повторить предложения за учителем и назвать слова со звуками б,
    бь, а потом - со звуками п, пь,

    У Томы в косах бант. Мы запустили новый спутник. Вкусен суп из бобов! Люба и Поля любят собак.

    2. (Наращивание предложений.)

    У Поли букет. У Поли букет и папка. У Поли букет, папка и билет. У Поли букет, папка, билет и апельсин.

    3. Дать полные ответы на вопросы учителя к картинкам. Назвать слова со звуками б, бь, а потом - со звуками п, пь.

    Что ест Люба? - Люба ест апельсин.

    Что купили Павлику? - Павлику купили бинокль.

    Что снимает Люба? - Люба снимает пальто.

    Кого обнимает Павлик? - Павлик обнимает маму.

    4. Составить предложения из данных слов по вопросам учителя.

    Поля, заплетать, коса.

    Павлик и Люба, сесть, в автобус.

    Павлик и Люба, лепить, зимой, баба.

    5. Определить количество слов в предложении. Составить его схему.
    Люба снимает пальто.

    * 6. Повторить предложения за учителем. Назвать слова со звуком б.

    Люба зимой носит валенки, а летом - тапки. Вова летом носит панаму, а осенью - кепку.

    Звуки б, бь и п, пь в текстах

    1. Прослушать текст. Повторить за учителем по одному предложению.
    Ответить на вопросы. Назвать слова со звуками б, бь или п, пь.

    Летом Люба и Пахом были у бабы Полины. Они бывали в лесу. Купались, ели малину. Они сели на поезд и поехали к маме и папе.

    У кого были Люба и Пахом?

    Как они отдыхали?

    Как они вернулись домой?

    2. Прослушать текст. Ответить на вопросы. Выучить текст.

    Павлик и Люба ходили в зоосад. Там были обезьяны, пони, утки. Забав­ные обезьяны ели бананы и апельсины. Люба и Павлик катились на пони.

    Куда ходили Люба и Павлик?

    На ком катались Люба и Павлик? Что делали обезьяны?

    IV . РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

    1. Произвести анализ слова паук.

    2. Сравнить звуковой состав слов-действий пили и били.

    3. Какие слова получатся?

    1-й звук - п, 2-й звук - у, 3-й звук - х. 1 - и звук - б, 2-й звук - ы, 3-й звук - к.

    4. К какому из данных слов подходят схемы?
    Кубик, пили, бык, паук.

    Сколько гласных звуков в каждом - слове? Сколько слогов в каждом слове? Почему?

    Дополнительный словарь

    Полюбить, побывать и другие глаголы с приставкой по-.

    ЗВУК ТЬ

    Словарь

    I. Слова без стечения согласных

    Существительные

    Тюль, тень, сеть, путь, тётя, утюг, метель, утёнок, котёнок, те­ лёнок, ботинок, телефон, паутина, занятие.

    Пить, петь, мыть, лить, пилить, лететь, купить, косить, хотеть, мяукать, баюкать, поливать.

    Прилагательное

    Тихий.

    Тихо.

    Числительное

    Пять.

    II. Слова со стечением согласных

    Существительные

    Кость, стена, тесто, костюм, листья, тюльпан, аптека , телятник, темнота, аистёнок, библиотека."

    Есть, спать, нести, мести, стоять, плести, плясать, ответить.

    Прилагательные Тёмный, тесный, стеклянный.

    Наречия Тесно, темно.

    I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

    1. Произнести звук ть.

    2. Уточнить артикуляцию звука.

    3. Охарактеризовать звук.

    II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    1. Поднять руку, услышав в слоге звук ть.

    Тя, ка, са, те, то, со, тю, ку, су, ту, те, ты, ... Тя, ся, те, то, сё, тю, сю, ту, те, се, ке, ты, ...

    2. Поднять руку, услышав в слове звук ть.

    Тело, кепка, торт, сила, сено, кино, теремок, трава, телёнок, котёнок, лисёнок, гусь, локоть, кровать.

    ТЬ
    Звук ть в слогах

    1. Произнести ряды слогов.

    ти-те-тя ать-оть-уть тьи-тье-тьё пти-сти-фти

    те-тё-тю ить-еть-ять тьё-тью-тье пте-сте-кте

    2. Повторить ряды слогов.

    Ти-ти-те, ти-ти-те, ти-ти-те и т. д. Ти-тё-тё, ти-тё-тё, ти-тё-тё и т. д. Тё-тя-тя, тё-тя-тя, тё-тя-тя и т. д.

    3. Повторить ряды слогов. Сколько слогов в каждом ряду? Который
    из них ударный?

    Ти-ти-ти, ти-тй-ти, ти-ти-ти и т. д.

    Звук ть в словах

    1. Назвать слова со звуком ть по картинкам или отраженно (см. словарь
    на с. 76).

    2. Определить по картинкам детенышей, в названиях которых есть звук ть.
    Произнести названия, постепенно ускоряя темп.

    Телёнок, козлёнок, котёнок, лисёнок, утёнок, львёнок, ослёнок.

    3. Назвать картинки. Определить с помощью хлопков количество слогов
    в каждом слове. Разложить все картинки на три группы: односложные,
    двухсложные и трехсложные слова.

    Кость, стена, метель, телефон, аптека, пять, костюм, утюг, тюльпан.

    4. Закончить строки стихотворений при повторном прослушивании.

    Кто не знает дядю (Стёпу)? Подъезжают к семафору -

    Дядю (Стёпу) знают все. Что такое за обман?

    Никакого семафора -

    Он разыскивал на рынке (На пути стоит Степан).
    Величайшие (ботинки).

    ть.

    Катя пасёт телёнка. Зимой часто метут метели. Тюльпаны очень красивые цветы.

    6. Запомнить и произнести ряд слов. Расставить картинки в той же
    последовательности.

    Котята - котёнок, телята - телёнок:

    7. Назвать маленький предмет или назвать предмет ласково, например:
    лист - листик.

    Лексический материал: винт - ... , билет - ... , букет -... , компот -... , самокат - ... , пакет - ... , самолёт -... , бинт -... , бант -... .

    Звук ть в словосочетаниях и в предложениях

    1. Договорить предложения с помощью предметных картинок и вопросов.

    а) Картину повесили (куда?) ... (на стену.). Мы пойдём за лекарством (куда?) ... (в аптеку).

    * б) На столе стоит ваза (с чем?) ... (с тюльпанами). Около конуры стоит миска (с чем?) ... (с костями). Осенью дети собрали букеты (из чегo?) ... (из листьев).

    2. Повторить предложения за учителем.

    Настя любит тюльпаны. В небе летят самолёты. За окном метёт сильная метель. На плите стоит утюг. У Бобика в зубах кость. В комнате темно. Звук пь - мягкий звук. Паук плетёт паутину.

    3. Игра «Лото». Игра состоит из шести больших и маленьких карт,
    разделенных пополам: на одной половине изображены один или несколько
    детенышей (например, котенок или котята), другая половина пустая.

    На наборном полотне - шесть маленьких карт с изображением тех же детенышей. Ученикам раздается по одной карте. Учитель спрашивает: кого котенок?»

    Образец. У меня котёнок. У меня котята.

    Правильно ответивший ученик берет с наборного полотна нужную ему картинку.

    Лексический материал: котёнок - котята, утёнок - утята, телёнок - телята. Игра. может быть усложнена взаимоопросом - ученики задают друг другу вопрос: «Кто у тебя?»

    Звук ть в текстах

    1. Выучить наизусть стихотворения. Назвать слова со звуком ть.

    Нельзя котику мяукать, Спят утята, спят котята,

    Станет Настеньку баюкать, Ослик спит, и козлик спит.

    Станет котик напевать, Двое маленьких котят

    Станет сны навевать. Спать сегодня не хотят.

    2. Прослушать и отгадать загадку.
    Мохнатый, усатый, ест и пьёт, песни поёт.

    Преобразовать текст, используя «ласковые» слова; выучить наизусть. Мохнатенький, усатенький, ест, пьёт, песенки поёт.

    3. Прослушать тексты. Ответить на вопросы к тексту. Выучить тексты.
    Назвать слова со звуком ть.

    В аптеке

    Мама и Витя были в аптеке. Они купили витамины . Пить витамины полезно.

    Где были мама с Витей? Что они купили в аптеке?

    В библиотеке

    Тима и Настя любят сказки. Они были в библиотеке. Там есть сказки. Тима и Настя взяли любимые сказки.

    Где были Тима и Настя? Что они взяли в библиотеке?

    IV . РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

    1. Определить с помощью хлопков количество слогов в слове паутина.

    2. Произвести анализ слова котик. Составить схему этого слова. Обозна-­
    чить место ударения.

    ЗВУКИ Д, ДЬ

    I. Слова без стечения согласных

    Существительные

    Дом, дым, дуб, дед, день, вода, беда, дядя, бидон, медаль, педаль, диван, домино, посуда, победа, лебеди, соседи, задание.

    Дую, иду, веду, даю, еду, делю, думаю, кидаю, сидим, ходим, видим, надену, подаю, обедаю.

    Прилагательные

    Дикий, ледяной, далёкий.

    Куда, никуда, далеко.

    Числительное

    Один.

    II . Слова со стечением согласных

    Существительные

    Дно, сдоба, следы, льдина, индюк, сундук, двойка, бульдог , длина, десна, доска, дельфин, звезда, дневник, здание, садовник, будильник, добавка, команда, понедельник, до свидания.

    Глядим, подвину.

    Прилагательные

    Длинный, дальний, медный, задний, сдобный, дневной, удобный, ядовитый.

    Днём, здесь, везде, давно, вдали, всюду, удобно, издалека.

    Числительные

    Одна, две.

    ЗВУК Д

    I . ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

    1. Произнести звук д.

    2. Уточнить артикуляцию звука.

    3. Познакомить с понятием «твердый согласный звук».

    4. Охарактеризовать звук.

    II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    1. Поднять руку, услышав в слоге звук д.

    Да, га, ба, да, ... (так же с другими гласными). Та, да, до, то, ту, ду, ды, ты, ...

    2. Поднять руку, услышав в слове звук д.

    Дом, гром, бок, двор, туфли, губы, трава, трамвай, дупло, подушка.

    III. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Д Звук д в слогах

    1. Произнести ряды слогов и их сочетаний.

    да-до ада-одо дво-дно дли-дле-для

    да-ду уда-оду два-дна вда-гда-зда

    до-ды ода-уду

    2. Повторить ряды слогов.

    Да-да-ду, да-да-ду и т. д. Ду-да-до, ду-да-до и т. д.

    Звук д в словах

    1. Назвать слова со звуком д по картинкам или отраженно.

    2. Назвать картинки и определить с помощью хлопков в словах количество слогов.

    Дым, доска, дом, дуб, бидон, посуда, сдоба.

    3. Запомнить и назвать имена девочек со звуком д.
    Ада, Ида, Люда, Лида.

    4. Отгадать загадку.

    Меня льют. Всем нужна я.

    Меня пьют. Кто я такая? (Вода.)

    5. Прослушать предложения, выделить и произнести слова со звуком д .

    У дома стоит высокий дуб. В бидон налили тёплую воду. Лида и Коля купили тыкву!

    Звук д в словосочетаниях и в предложениях

    1. Повторить за учителем словосочетания с опорой на картинки.

    Бидон для воды, поднос для посуды, доска для хлеба.

    2. Кратко ответить на вопросы учителя к картинкам, употребляя предлог под.

    Куда опускается подводная лодка? (Под воду.) Куда поставили скамейку? (Под липу.) Куда бежит ёжик? (Под ель.)

    3. Повторить предложения отраженно. Произнести первое предложение,
    постепенно ускоряя темп.

    Хлеб - еда, а не забава. У Лиды миндаль, у Дуни дыни. Подосиновик вылез из-под земли.

    4. Игра «Что прибавилось?». На наборном полотне - ряд из четырех-
    пяти картинок. Ученики называют их. Учитель незаметно для учеников
    добавляет одну картинку и задает вопрос: «Что я добавил(а)?»

    Лексический следы и т. д.

    материал: доска, дым, вода, посуда, дома, дубы,

    Звук д в текстах

    1. Прослушать рассказ и ответить на вопросы к серии картинок,

    У воды рос высокий дуб. Люда и Олег играли под дубом. Дымок лежал возле дуба. Олег догонял Люду. Они споткнулись и упали в воду. Дымок спас Люду. А Олег сам вылез из воды.

    Где дуб? Где Люда и Олег? Возле кого Дымок? Кто упал в воду? Кого спас Дымок?

    2. Выучить текст.

    В лесу сухой дуб. Он давно засох. Вова и папа спилили дуб.

    IV

    1. Произвести анализ слов домик, дымок. Сравнить звуковой состав
    этих слов.

    Назвать ударный слог. Сколько гласных звуков в этих словах? Сколько слогов в этих словах? Почему?

    2. Какие слова получатся?

    1-й звук - д, 2-й звук - в, 3-й звук - а.

    1-й звук - д, 2-й звук - о, 3-й звук - м.

    ЗВУК ДЬ

    I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

    1. Произнести звук дь.

    2. Уточнить артикуляцию звука.

    3. Охарактеризовать звук.

    II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    1. Поднять руку, услышав в слоге звук дь.

    Дя, бя, ги, ди, би, . ..

    Дю, тю, ти, ди, тя, де, дё, ...

    2. Поднять руку, услышав в слове звук дь.
    Девочка, гиря, льдина, ведёрко, котёнок, кабина, . ..

    III . АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА ДЬ

    Звук дь в слогах

    1. Произнести ряды слогов.

    ди-ди-ди де-де-де дё-дё-дё дя-дя-дя

    ди-ди-де ди-де-де де-ди-ди де-де-ди

    дя-дя-де дя-дё-дя дю-дю-дя дю-дя-ди

    2. Повторить ряды слогов.

    Ди-ди-де, ди-ди-де, ...

    Зди-вди-льди, зди-вди-льди, ...

    3. Произнести ряды слогов. Сколько слогов в каждом ряду? Который
    из них ударный?

    Ди-ди-дй, ди-ди-ди, ди-ди-ди. Звук дь в словах

    1. Назвать слова со звуком дь по картинкам или отраженно (см. словарь
    на с. 79).

    2. Назвать картинки. Определить в словах место звука дь.

    Льдина, диван, один, люди, лебеди, дельфин.

    3. Выучить имена со звуком дь.
    Дима, Дина, Вадик, Федя, Надя.

    4. Игра «Кто больше запомнит?»

    5. Прослушать предложения. Произнести слова со звуком дь.

    Дина и Катя ходили по лесу. Котик спит на диване. Надя и Костя увидели в море дельфина.

    Звук дь в предложениях

    1. Повторить за учителем предложение. Назвать слова со звуком дь. На маленького Федю надели синюю панаму. Дима и Вадик сидели на

    скамейке. Вадик и Дима ходили в лес за малиной. Весной мы видели собаку на льдине.

    2. Игра «Кто больше запомнит?». (Наращивание предложений.)

    Надя и Федя - соседи. Надя, Федя и Вадик - соседи. Надя, Федя, Вадик и Дима - соседи.

    3. Ответить на вопросы учителя полным предложением, используя картинки, в названиях которых есть звук дь.

    Учитель. Вы были в мебельном магазине. Что вы видели?

    Учащиеся. Мы видели диван.

    Так же. Вы были в деревне. Вы были в лесу. Вы были на пруду.

    Лексический материал: диван, лебедь, медведь, индюк.

    Звук дь в текстах

    1. Выучить потешки.

    Вадик, Вадик, посиди! Вадик, Вадик, не ходи! Диму с Диной не буди! Вадик с Димой, Вова с Диной В лес ходили за малиной.

    2. Прослушать текст. Ответить на вопросы к тексту. Повторить каждое
    предложение за учителем.

    Дельфины

    Мы с Димой ходили в кино. В кино мы видели дельфинов. Дельфины умные и сильные. Они находились в воде. Дельфины совсем не боялись людей.

    Куда ходили мы с Димой? Кого мы видели в кино? Какие дельфины?

    IV . РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

    1. Прослушать предложения и назвать слова со звуком дь.
    Мы сидим на уроке. Мы видим красивые рисунки.

    Произвести анализ слов сидим, видим. Составить их схемы. В каком из этих слов звук дь находится в ударном слоге?

    2. Произвести анализ слова Дина. Составить схему этого слова. Добавить
    звук ль в начало слова. Какое слово получится? Составить схему слова
    льдина. Сравнить схемы слов Дина и льдина. Почему в каждом из этих слов
    по два слога?

    звуки д-дь

    I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

    1. Произнести звуки д и дь.

    2. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.

    3. Познакомить с терминами «твердый согласный звук» и «мягкий соглас­
    ный звук».

    4. Охарактеризовать звуки.

    II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    1. Поднять руку, услышав в слоге звук д, а потом - звук дь.
    Да-до-ди-де-ду-дя-ди-ды-дё-дю и т. д.

    2. Поднять руку, услышав в слове звук д, а потом - звук дь.

    Душ, день, дерево, ведёрко, дорога, друзья, ягода, погода, одеяло, садик.

    III . ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Д - ДЬ

    Звуки д и дь в слогах

    1. Произнести ряды слогов.

    ду-дю до-дё ду-дю-дю вды-вде-вда

    да-дя ды-ди да-дя-дя зды-зди-зде

    2. Повторить ряды слогов (каждый слог 3-5 раз).

    Ди-ды-ды, ди-ды-ды, ... и т. д. Ды-ди-ди, ды-ди-ди, ... и т. д.

    Звуки д ч дь в словах

    1. Назвать слова со звуками д и дь по картинкам или отраженно (см. словарь на с. 79).

    2. Назвать картинки. Выбрать из них те, в названиях которых есть звук
    д, а потом - звук дь. Расставить картинки в два ряда: со звуком д и со звуком
    дь.

    Льдина, диван, доски, дельфин, дыни, дым, лебеди, один, вода, два, люди, дом.

    3. Запомнить и произнести ряд слов, расставить картинки в той же
    последовательности.

    Люди, дома, дыни, медведи. Лебеди, индюки, дубы, доски.

    Звуки д и дь в словосочетаниях и в предложениях

    1. Кратко ответить на вопросы учителя с опорой на предметные картинки.

    Человек живёт (где?) ... (в доме). Рыба плавает (где?) ... (в воде). Белка живёт (где?) ... (в дупле).

    2. На наборном полотне - картинка с изображением одного или двух
    однородных предметов. Учитель спрашивает: «Угадайте, какое слово я
    задумал (а). Один...?» (одна...? два.. .? две. ..? ...?).

    Образец. Один дуб, одна доска и т. д. Лексический материал: дуб, доска, диван, льдина.

    3. Повторить за учителем вопросы к картинкам и ответить на них полным
    предложением.

    Куда ходили Вадик и Лида? (В кино.)

    Куда Вадик и Лида водили Диму? (В бассейн.) Куда Вадик и Лида налили воду? (В бидон.) Где сидели Вадик и Лида? (На диване.)

    Звуки д и дь в текстах

    1. Выучить поговорку.

    Двое не один - в обиду не дадим.

    2. Прослушать текст и повторить его за учителем. Ответить на вопросы
    к картинкам.

    На воде домики для лебедей. Два лебедя в воде. А два маленьких лебедя на досках у домика. Федя и Дима кидали лебедям крошки.

    Где домики для лебедей? Где два маленьких лебедя?

    3. Прослушать текст. Ответить на вопросы и выучить текст. Назвать
    слова из текста со звуком д, а потом - со звуком дь.

    У нас в садике скамейка. Мы её сбили из двух пеньков и одной доски. Посидим на ней и пойдём из садика домой.

    Где скамейка? Из чего сбили скамейку?

    IV . РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

    1. Назвать картинки: бидон, два, диван. Произвести анализ слов. Выбрать
    из них слова, подходящие к схеме.

    2. Прослушать предложение Дима был дома. Произнести слова со звуками
    д и дь. Назвать ударный слог в этих словах. Какое слово получится из слогов
    до и ма, ди и ма ? Какие слоги в этих словах разные?

    ЗВУКИ Т, ТЬ - Д, ДЬ

    I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

    1. Произнести звуки т, ть и д, дь.

    2. Охарактеризовать звуки.

    II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    1. Поднять руку, услышав в слоге звуки д, дь, а потом-звуки т, т«
    Та, тя, дя, да, ду, дю, ты, ти, те, то, ды, ди, ту, тю, ...

    2. Поднять руку, услышав в слове звуки д, дь, а потом - звуки т, ть

    Делаю, дую, топаю, дёргаю, тяну, дышу, даю, держу, теряю, толкаю догоняю, трогаю.

    III . ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Т, ТЬ - Д, ДЬ
    Звуки т, ть и д, дь в слогах

    1. Повторить ряды слогов.

    де - те-де

    ти - ди-ти

    2. Повторить ряды слогов.

Поделиться