Статье приведены результаты исследовательских работ. «обсуждение результатов. Методы теоретического исследования

Разделы: Внеклассная работа

Особенности учебной проектно-исследовательской деятельности.

Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Что такое исследовательская деятельность школьников?

Это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, по принятым в науке традициям:

  1. постановка проблемы;
  2. изучение теории, посвященной данной проблематике;
  3. подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  4. сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  5. научный комментарий;
  6. собственные выводы.

Любое исследование, неважно в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой его проведения.

Как можно классифицировать работы учащихся, выполненные в результате проектной деятельности.

Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников; информации, полученной у людей в результате бесед; данных разных источников, предполагающих сопоставление.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке, и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер.

Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Какие способы деятельности станут, доступны детям.

В процессе совместной работы детей и взрослых создаются условия для формирования следующих элементов проектной деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагания и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулирование предположения, обоснованный выбор способа или метода, траектории деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
  • коммуникативные: умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
  • поисковые: нахождение информации по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление и интерпретация полученных результатов.

Что является учебным результатом проектной деятельности:

  1. опыт проектирования учащимися деятельности для решения выявленных исследованиями экологических проблем;
  2. опыт организации своей деятельности и деятельности населения, направленной на решение местных экологических проблем;
  3. разработка стратегии по предотвращению ухудшений и улучшению состояния окружающей среды.

В проекте на каждом этапе предлагаются задания, связанные с реализацией конкретной практической деятельности, с предоставлением населению полученной в ходе исследований информации, с организацией активных действий для улучшения состояния водных объектов.

Чем является учебный проект для учащегося.

Это возможность максимального развития своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить знания, принести пользу, публично представить достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение актуальной и интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде задачи, когда результат носит практический характер и имеет важное прикладное значение.

Презентация результатов исследовательской деятельности.

Презентация результатов – очень ответственная часть проекта. Можно блестяще подать не очень весомые сведения, а можно свести на нет итог работы, не представив должным образом интересные данные, сделав плохой доклад.

Подготовка к защите результатов проектной деятельности включает в себя:

  1. оформление стендов, так называемая стендовая презентация (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);
  2. подготовка устной презентации проекта (изложение проблемы, сути ее решения, применяя наглядные средства – слайды, видеофильмы и другие технические средства);
  3. создание специальной папки документов («портфолио»), в которой максимально полно и доказательно представлены ход и логика работы над проектом.

Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участников проекта, вызвать их любопытство, интерес, творчество.

При защите результатов собственной деятельности учащиеся демонстрируют:

  1. знание содержание проблемы;
  2. умение компетентно представить разработанный вариант ее решения;
  3. умение представить результаты проделанной практической деятельности, показать изменения в состоянии окружающей среды и сознании населения;
  4. аргументировано и четко, отвечать на вопросы, отстаивая разработанную позицию, и принимать критику, которая должна стать фактором дальнейшего развития проекта.

Особенности оформления результатов исследовательской деятельности.

При подготовке своих материалов к презентации любого вида (выступление на конференции, публикация статьи, оформление материалов для участия в конкурсе и т.д.) следует руководствоваться некоторыми правилами. Вот некоторые из них.

Построение текста требует последовательного отражения таких этапов работы, как выявление и оценка существующей проблемной ситуации, целеполагания, постановка задач исследования, выбор методов и методик, необходимых для реализации исследования, представление полученных результатов в виде обработанной первичной информации (таблицы, графики, схемы и т. д.), анализ и обобщение этих результатов, выводы.

При большом объеме полученной информации бывает трудно оформить экспериментальные данные сжато, на 3-5 страницах текста, как это часто требуется для презентации. В этом случае нужно постараться сгруппировать все результаты по логическим блокам, свести в таблицы или графики, выделить самые важные результаты, обозначить закономерности, а остальные представить в обобщенном виде или оформить в виде приложений.

Вряд ли ваше исследование может быть быстро завершено. Как правило, процесс работы над проектом порождает новые идеи, реализация которых может потребовать значительных ресурсов и времени. Это естественный процесс, так и должно быть. Ваша задача – не откладывать в связи с новыми обстоятельствами оформление отчета, а сделать небольшую остановку, «чтобы отдышаться» и «оглядеться». Ограничьтесь теми результатами, которые уже получены по наиболее продвинувшемуся направлению работы, обобщите их. Можете оставить незавершенный этап для дальнейшей работы как задел. Будет даже хорошо, если в конце вашего отчета по проекту будет план дальнейшего развития проекта.

Критерии оценивания результатов.

Критериями при оценке выступлений ребят по результатам исследовательской работы являются:

  1. научность (корректность применения терминов, использование методик, обеспечивающих достоверные результаты и т. д.);
  2. неординарность (реализация оригинальных идей и т. д.);
  3. самостоятельность (учитель является только консультантом, «ведущим мастером»);
  4. культура представления (язык, манеры, доходчивость изложения, наглядность, качество оформления);
  5. аргументированность выводов;
  6. ссылки на литературные источники.

Что подлежит оцениванию?

Положительной оценке достоин любой уровень достигнутых результатов. Оцениванию подлежит:

  1. значимость проблемы, на решение которой направлен проект;
  2. комплексность, полнота и объем проведенных исследований;
  3. соответствие проекта заявленной теме, глубина проработки проблемы;
  4. степень творческого участия школьников в проведении исследований;
  5. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  6. практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений, навыков;
  7. количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  8. степень осмысления использованной информации;
  9. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  10. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  11. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  12. уровень организации и проведения презентации;
  13. владение рефлексией;
  14. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  15. социальное и прикладное значение полученных результатов.

Приветствуются работы, в которых сопоставлены результаты собственных исследований, и данные, полученные другими коллективами школьников, студентов, ученых, проведено сравнительное изучение методов, используемых в разных исследовательских группах.

Основное содержание выступления должно отражать суть, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.

Учащийся – исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были поняты широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.

2. Примерный план публичного выступления

Пункты

Варианты

1. Приветствие

«Добрый день!»

«Уважаемый председатель (ведущий) конференции!

Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

2. Представление (Ф.И., класс, и т.д.)

«Меня зовут...Я учащийся (-щаяся)...класса, школы (гимназии, лицея...) №..., города....»

3. Цель выступления

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мною исследования в области...»

4. Название темы

«Название темы»

5.Актуальность

«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»

6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения

«Цель моего исследования – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»

7. Кратко о новых результатах исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые результаты:

  1. получены новые знания следующего характера:...,
  2. выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,
  3. определены новые проблемы (задачи)»

8. Выводы по результатам исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1..., 2..., 3...»

9. Кратко о дальнейших шагах по этой теме

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: 1..., 2...»

10. Благодарность за внимание

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

11. Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос...

А) Мой ответ...

Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго»

3. О форме публичного выступления

Успех учащегося – исследователя на конференции во многом зависит от формы. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конференции предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража (в лучшем понимании этого слова), как правило, создает положительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.

4. Факторы, влияющие на успех выступления

До, во время и после выступления на конференции докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе дискуссии.

Внешний вид докладчика

  • Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами.
  • Прическа – аккуратная.
  • Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
  • Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.
  • Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.

Речь

  • Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
  • Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
  • Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.
  • Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

Демонстрационный материал

  • Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы.

Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть место для размещения наглядных предметов.

При демонстрации работы предметов или проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.

Как пример, описание методики проведения одной из работ выполняемой учениками нашей школы.

Исследование экологической структуры водного биоценоза и морфофизиологических особенностей гидробионтов в связи с условиями их обитания.

Цель работы: познакомиться с видовым составом водной фауны: выявить черты приспособленности животных к водному образу жизни и особенности строения разных экологических групп.

Материалы и оборудование: А) для полевых исследований: гидробиологический сачок, планктонная сетка, лодка и дночерпатель (если таковые отсутствуют, возможно, собирать донных животных гидробиологическим сачком), пинцеты, большие фотографические кюветы (2-3 шт.), 2-3-литровые банки с марлевыми крышками (4-5 шт.), веревка (10 м), ведро, полевые определители водных животных. Б) для камеральных исследований: микроскоп, предметные и покровные стекла, препоравальные иглы, пинцеты.

Гидробионтов – обитателей водной среды – принято подразделять как минимум на три экологические группы: планктонные организмы – одноклеточные и многоклеточные животные и растения мелких размеров (водоросли, простейшие, некоторые мелкие черви, личинки некоторых гидробионтов и др.), свободно плавающие в толще воды и не способные к активному передвижению (совершают лишь вертикальные миграции и не могут противостоять даже слабым течениям, волнам и т.д.); нектонные организмы – обитатели толщи воды, способные к активному передвижению (рыбы, водные млекопитающие, некоторые беспозвоночные); бентосные организмы – обитатели дна (личинки амфибиотических насекомых, ракообразные, некоторые позвоночные животные). Все эти экологические группы имеют характерные черты приспособленности к своей среде обитания.

Ход работы

Полевые исследования:

  1. Выбрать участок водоема, записать исходные данные в дневнике.
  2. Используя гидробиологический сачок, плавно проводя им под водой вблизи водной растительности, собрать водных нектонных животных. Улов выложить в фотокювету и рассмотреть, помещая некоторых животных в банку с водой.
  3. Используя тот же сачок или лодку и дночерпатель, добыть животных – обитателей дна (бентос). Дночерпатель опускают на тросе (веревке) с лодки, измеряя при этом глубину. Если используют сачок, то им водят по поверхности дна, собирая вместе с илом бентосных организмов. Улов помешают в фотокювету и тщательно разбирают. Некоторых животных помещают в банку с водой.
  4. Процедив через планктонную сетку 10 ведер воды, собрать планктон, который поместить с частью воды в отдельную банку.
  5. Рассматривая внешнее строение каждой экологической группы, выявить черты приспособленности к среде их обитания.
  6. Зарисовать в рабочих тетрадях представителей каждой экологической группы.
  7. Провести наблюдения за передвижением, дыханием и питанием гидробионтов. Результаты наблюдений занести в полевой дневник.

Камеральные исследования:

  1. Рассмотреть и определить планктонные организмы под микроскопом, приготовив микропрепараты. Зарисовать типичных представителей.
  2. Составить несколько цепей питания водного биоценоза.
  3. Определить процентное соотношение зоопланктона и фитопланктона в пробе.
  4. Сделать общий вывод.

Приложения к работе:

1) Экологический марафон «Чистая вода – для всех!» (Приложение 1);

2) Ресурсный психотренинг «Дом моей души» (Приложение 2);

3) Ролевая игра «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни» (

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

ТРУДНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Трифилова Екатерина Анатольевна
ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
аспирантка кафедры риторики и речеведения учитель русского языка и литературы ЧУОО Школа «Выбор»


Аннотация
В статье анализируются результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке и выполнении учебно-исследовательской работы в школе, а также предлагаются ключевые направления деятельности, обеспечивающие высокий уровень результатов данного аспекта обучения школьников.

DIFFICULTIES IN ORGANIZING AND CONDUCTING RESEARCH WORK OF STUDENTS (RESULTS OF AN EXPERIMENT)

Trifilova Ekaterina Anatolyevna
Moscow State Pedagogical University
graduate teacher of russian language and literature, School «Vybor»


Abstract
The article analyzes the results of ascertaining experiment aimed at identifying the difficulties faced by students when preparing and performing educational research work in the school as well as proposes key activities, providing high level results of this aspect of student learning.

Библиографическая ссылка на статью:
Трифилова Е.А. Трудности в организации и проведении исследовательской работы школьников (результаты констатирующего эксперимента) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС от 15.05.2012 года) устанавливает единые требования к освоению основного общего образования, опираясь на предметные, личностные и метапредметные результаты освоения учебной программы , что включает в себя «самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории». В условиях системно-деятельностного подхода в образовании важнейшим этапом обучения становится «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» .

В связи с вышесказанным исследовательская деятельность в школе становится неотъемлемой частью обучения. Если ранее в основном отдельные учащиеся представляли лучшие работы на тематических конференция, то сейчас перед всеми старшеклассниками стоит задача создания исследовательской работы и публичной защиты полученных результатов. Важно определить направление работы школьников и педагогов-наставников, организовать систематическую подготовку учащихся в условиях общего среднего образования.

Таким образом, чтобы повысить качество исследований школьников, упростить задачу педагогов по подготовке учащихся к проведению самостоятельного исследования, мы провели опрос с целью выявления основных трудностей, испытываемых в процессе реализации, а также для определения ключевых направлений деятельности, на которые следует обратить внимание руководителям проектов старшеклассников.

В опросе приняли участие 56 старшеклассников, участников Учебной исследовательской конференции в ГБОУ Школа №1347. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Тема проекта была выбрана самостоятельно или совместно с руководителем?
  2. Что вызвало наибольшие затруднения в подготовке исследовательской работы? С какими трудностями пришлось столкнуться?
  3. На какую помощь руководителя ты рассчитывал? В чем она должна заключаться?
  4. Все ли задуманное получилось? На что ты обратишь особое внимание, когда будешь готовить новый проект?

Выбор темы исследования у школьников часто вызывает сложности. Отметим, что большинство учащихся выбрали исследовательские работы по истории и информатике, при этом 29 учащихся ответили, что тема была выбрана ими самостоятельно в соответствии с предметными интересами, 27 человек прибегли к помощи руководителя при определении темы исследования.

На вопрос,«Что вызвало наибольшие затруднения в подготовке исследования? С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе работы?»большинство школьников ответили, что испытывали трудности с поиском и анализом информации (16 человек), а также с оформлением работы (16 человек). Причем под источником информации учащиеся понимают в первую очередь интернет, о чем говорят некоторые комментарии в ответах «в интернете не было достаточного количества информации», «не смог найти в интернете» и т.д. Работу с печатными источниками не назвал ни один из опрошенных. Сложности в оформлении научного аппарата назвали всего 5 человек, при этом по оценке членов жюри большинство школьников не справились с формулировкой целей, задач исследования, а выводы зачастую не соответствовали теме работы.

В целом, определяя трудности исследовательской работы, учащиеся назвали следующие из них:

  • Поиск и анализ информации – 16
  • Оформление работы – 16
  • Оформление научного аппарата – 5
  • Создание оформленного текста (реферата) – 6
  • Лень, нехватка времени – 5

В ответах также были отмечены сложности в работе над практической частью, связанные со спецификой предмета: «большое количество мнений на данную тему» – история; «трудности в ходе опроса респондентов» – информатика; «не получилось измерить давление» – биология, «построение модели» – физика и др. Отдельные учащиеся отметили, что им неизвестны критерии оценивания их деятельности, что говорит о недостаточной проработке системы оценки подобного вида работ и предварительном знакомстве с ней учащихся. О трудности выявления проблемы (как важнейшего этапа исследования) сказал лишь один человек из общего числа опрошенных, а 7 человек отметили, что никаких сложностей в ходе работы не было, что говорит о недостаточном уровне понимания специфики данного вида творческих учебных исследований.

Обратим внимание на результаты опроса среди учителей , в ходе которого мы выяснили, что ключевые моменты в подготовке учебного исследования действительно отметили лишь 5-6 человек из общего числа опрошенных, многие руководители проектов не придают значения важным этапам исследовательской деятельности школьников, не представляют систему подготовки к ней учащихся, что является причиной затруднений школьников при работе над ключевыми этапами исследования. Свою роль в подготовке учащихся к исследовательской работе педагоги связывают с помощью в выборе темы исследования, в сборе материала и оформлении результатов работы (около 20% опрошенных руководителей проектов), про остальные важнейшие этапы работы (составление плана, обсуждение содержания работы, ознакомление с научным аппаратом исследования, поиск проблемы и др.) упомянули менее 10% из общего числа опрошенных учителей. Таким образом, трудности, которые испытывают школьники в проведении исследовательской работы, обусловлены прежде всего недостаточной методической подготовкой педагога.

В связи с этим мы задали учащимся вопрос «На какую помощь руководителя ты рассчитывал? В чем, по твоему мнению, она должна заключаться?»Наибольшее количество респондентов ответили,что руководитель должен оценивать правильность написания и оформления проектной работы, корректировать текст – 16. При этом 11 человек отметили, что за помощью к учителю не обращались, все делали самостоятельно, а 7 человек хотели бы, чтобы им предоставили необходимую информацию по теме работы и оказали помощь в раскрытии темы (4 человека), трое участников хотели только моральной поддержки от наставника и его «адекватной оценки». Таким образом, отсутствие систематической подготовки к исследовательской работе и контроля над выполнением ведет к тому, что важные этапы работы не осваиваются школьниками, в результате их качество значительно снижается. Роль руководителя проекта сводится в основном к корректировке итогового текста и помощи в подборе информации по теме исследования.

На вопрос «Все ли задуманное получилось? На что ты обратишь особое внимание, когда будешь готовить новый проект?»Около 35 человек ответили, что довольны результатом работы («все получилось»). Однако многие школьники отметили недостаточно высокий уровень как практической, так и теоретической части своей работы. Заслуживают отдельного внимания ответы, связанные со временем подготовки исследования: около 10% опрошенных сказали, что при подготовке следующей работы планируют начать подготовку заранее. Действительно, по оценке членов жюри, многие представленные проекты были сделаны наспех и представляли собой реферативный обзор, даже не всегда соответствующий заявленной теме. Отметим, что только 3 человека хотели бы сделать работу более интересной для слушателей («обращу внимание на то, что надо заинтересовать», «хочу сделать работу более интересно»). И лишь один человек сказал о более качественной подготовке публичного выступления в целом.

Таким образом, в процессе осуществления учебной научной деятельности школьников при подготовке и организации учебно-исследовательской работы в школе необходимо обратить внимание на формирование общеучебных умений, обеспечивающих высокий уровень результатов этого аспекта обучения школьников. Назовем наиболее значимые из них:

  • умение самостоятельно и с помощью учителя определять тему исследования с учетом личностных целей, интересов и актуальности исследования в целом;
  • умение отбирать и анализировать информацию по теме исследования;
  • умение пользоваться различными методами исследования, которые используются в определенных сферах научной деятельности;
  • умение оформить работу в соответствие с требованиями, которые сформулированы и реализуются в научном общении;
  • умение выступать публично с докладом (сообщением) по результатам проведенного исследования;
  • 2269/файл/572/12/05/15-ФГОС.pdf (дата обращения: 14.02.2016). Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по
1

В настоящей работе представлен анализ результатов исследования, посвященного изучению влияния исследовательской деятельности учащихся на повышение учебной мотивации при изучении химии. Актуальность исследования несомненна и находит свое подтверждение в общеизвестном факте: высокая учебная мотивация – важнейшее условие качества образования. Перед современной школой стоят важные задачи, решение которых связано с новым подходом к организации воздействия на личность ученика. Необходимо не просто прививать учащимся некоторую сумму знаний, а параллельно формировать у них познавательную и учебную мотивацию, способы усвоения учебного материала, развивая познавательные способности учащихся и их творческий потенциал. Во многом это определяется особенностями учебно-воспитательного процесса в школе и использованием инновационных педагогических технологий, а также качеством работы педагогического коллектива школы. Итак, в статье приведены результаты эмпирического исследования, в котором было установлено, что использование исследовательской деятельности в учебном процессе способствует повышению школьной мотивации, развивая познавательные мотивы и мотивы самореализации. Таким образом, мы констатируем, что высокий уровень мотивации необходим для достижения успеха в учебе и общей успешности деятельности школьника.

мотивация учебной деятельности; школьная мотивация; учебно-исследовательская деятельность школьников; научно-исследовательская деятельность

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. – М.: АСТ-Пресс, 2002.-460с.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2002. – С. 41–42.

3. Вайсман Р.С. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов Текст. // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1974. – № 2. – С. 39–41.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2005.

5. Коблева А.Л. Роль свойств субъекта в формировании и становлении структур интегральной индивидуальности студентов с различной мотивацией выбора высшего профессионального образования // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. –2013. – № 1. – С. 195–203.

6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.

7. Маркова С.Н. Изучение учебной мотивации. – М.: Наука, 2004. – 395 с.

8. Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с.

Актуальность исследования обусловлена модернизацией современного образования, ориентированного на создание условий для развития успешной личности ученика в образовательном процессе. Полагаем, что одним из основных принципов такого подхода к образованию является ориентация образовательного процесса на развитие мотивации учащихся. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Так, в работах А.А. Реан выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей .

Все вышеизложенное привело нас к четкому осознанию необходимости включения старшеклассников в исследовательскую деятельность, что дает им возможность проявить свои способности, способствует активности ученика и его положительной установке на образовательный процесс.

Рассмотрение процесса формирования учебной мотивации старшеклассника посредством включения его в исследовательскую деятельность является педагогической проблемой, что определяет необходимость ее анализа с позиции педагогической науки.

Проблема школьной мотивации - одна из самых сложных в современном образовании. Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) общего образования задает формирование познавательного интереса учебной деятельности и готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Большое внимание уделяется активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также построению учебной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностях учащихся.

Несмотря на большое число исследований проблемы мотивации обучения, широко представленных в работах Л.И. Божович (1969), А.М. Василькова и С.С. Иванова (1997), М.В. Вовчик-Блакитной (1983), О.С. Гребенюк (1983), Е.П. Ильина (2003), М.В. Матюхиной (1984), В.Э. Мильман (1987), А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова (1990), Ф.М. Рахматуллиной (1981), А.А. Реана (1990) и много их других, мы полагаем, что очень мало изучена связь успеваемости с мотивами учебной деятельности.

Вопросы мотивации учебной деятельности были затронуты еще в работе Р.С. Вайсмана в 1971 году, где была изучена связь успеваемости и научных интересов студентов с мотивами учебной деятельности .

Очевидно, на сегодняшний день эта проблема остается такой же актуальной. В отечественной психологии вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Мотивы учебной деятельности у старшеклассников существенно отличаются от таковых у учащихся подросткового возраста в связи с предстоящим выбором профессиональной деятельности. Если подростки выбирают профессию соответственно любимому предмету, то в период ранней юности старшие школьники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им необходимы для поступления в ВУЗ. Как показывает практика, основным мотивом учебной деятельности выпускника является необходимость углубленного изучения именно тех предметов, которые определяют дальнейшую успешность в выбранной профессии. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Отметка становится критерием знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу, учебная активность определяется стремлением к знаниям .

Все вышеизложенное обусловило тему нашего исследования, которое проводилось на базе МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя среди учащихся 9 классов.

В процессе изучения проблемы мотивации учебной деятельности и развития научно-познавательных интересов школьников мы предложили развивать навыки научно-исследовательской деятельности в школе. Учебно-исследовательская деятельность обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным, национально значимым и научным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта второго поколения.

Среди учащихся девятых классов нами были отобраны школьники, которые считают, что в современной школе учащиеся должны заниматься исследовательской деятельностью, хотели бы заниматься, им необходима помощь в обучении исследовательскими методами и считают необходимость введения факультативов по овладению учащимися навыками научно-исследовательской деятельности. Из них были составлены две группы - экспериментальная и контрольная таким образом, чтобы на начало формирующего эксперимента эти группы были эквивалентны по сравниваемым показателям (мотивации, успеваемости).

Далее со школьниками экспериментальной группы была реализована разработанная нами программа «Развитие навыков научно-исследовательской деятельности по химии», по окончании которой мы вновь продиагностировали участников по всем исследуемым показателям.

Статистический анализ различий в распределении по уровням успеваемости старшеклассников экспериментальной и контрольной группы показал значимость полученных различий на уровне достоверности 0,01. Значит, по мнению старшеклассников, они стали учиться лучше - уменьшилось число ответов «на хорошо и удовлетворительно» (с 45,5 до 31,8 % опрошенных).

Изменилось отношение к химии. Снизилось количество выборов, говорящих о внешней привлекательности предмета и увеличилось число выборов, свидетельствующих о более глубоком интересе к предмету, возросла доля самостоятельности.

Возросло также знание научных методов исследования и владение ими: эксперимент освоили 81,8 % испытуемых (22,7 % - 1 срез), а наблюдение - 90,9 % (при первом опросе - 18,2 %).

Следует отметить, что после реализации формирующего эксперимента не все испытуемые экспериментальной группы хотели бы и в дальнейшем заниматься исследовательской деятельностью в школе (9,1 % ответили отрицательно), однако в том, что такая возможность школьникам должна быть предоставлена, уверены все.

Интересен также и тот факт, что у старшеклассников экспериментальной группы возрос интерес к занятиям исследовательской деятельностью не только по химии, но и по другим школьным предметам, таким как биология, физика, история, литература, английский язык и даже обществознание. Более того, учащиеся экспериментальной группы стали более осмысленно воспринимать происходящее на уроках, то есть на вопрос о том, используют ли учителя элементы исследовательской деятельности на уроках, отсутствуют отрицательные ответы.

Сократилось почти вчетверо число школьников, кому необходима помощь в обу-чении исследовательским методам - с 86,4 до 22,7 % опрошенных. Но даже те старшеклассники, которые ответили утвердительно на вопрос о помощи, поясняли, что им нужны советы, консультации, возможность с кем-то компетентным обсудить планы, ход исследования и результаты, то есть не столько помощь сколько руководство.

Изменилось также мнение участников формирующего эксперимента и по поводу необходимости введения факультативов по овладению навыками исследовательской деятельности: 86,4 % ответили «да» (1 срез 62,8 %), не осталось ни одного сомневающегося, те же 13,6 % опрошенных, кто ответил «нет», поясняли, что специальных факультативов не надо - достаточно того, чтобы у школьников был выбор, вести ли им такую работу по химии, физике, биологии или другому предмету. Например, был такой ответ «была бы возможность в отведенное дополнительное время работать в творческих группах по любимому предмету».

Рассмотрим, каким образом использование исследовательской деятельности повлияло на успеваемость в целом и на успеваемость по химии в частности.

В экспериментальной группе после проведения экспериментальной работы снизилось количество старшеклассников, имеющих тройки. Однако данные различия, как показал статистический анализ с помощью c2-критерия на уровне достоверности 0,05 (эмпирическое значение критерия «хи-квадрат» в обоих случаях не превосходит критическое, равное 5,99), не являются значимыми.

Несколько иная ситуация с успеваемостью по химии. Число старшеклассников, имеющих оценки «удовлетворительно» по химии, сократилось вдвое. Данные различия являются статистически значимыми (эмпирическое значение критерия «хи-квадрат» в обоих случаях превосходит критическое, равное 5,99).

Полученные результаты говорят о том, что разработанная и апробированная нами программа по развитию навыков развития исследовательской деятельности старшеклассников действительно способствует повышению успеваемости и повышает интерес к данному предмету.

Для изучения школьной мотивации использовалась адаптированная методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников .

Цель данной методики - выявить уровень мотивации учащегося. Школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, выявляется преобладающий тип мотивации учащегося - то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника: престижность учебы в классе и семье; познавательные интересы; мотивация достижения; мотив социального одобрения (одноклассниками, педагогами, родителями); боязнь наказания со стороны школы и семьи; осознание социальной необходимости; мотив общения; внеучебная школьная мотивация; мотив самореализации, влияние одноклассников, семьи, школы. Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата по группам. Исходя из типа мотивации, преобладающего у детей, можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые, активные механизмы. Результаты данного исследования представлены на рисунке.

Анализируя мотивационные профили контрольной и экспериментальной группы в первичном и повторном тестировании, можно заметить, что по семи мотивационным показателям произошло увеличение, по одному - снижение. Однако статистический анализ с помощью t-критерия Стьюдента показал значимость различий только по двум показателям: по познавательной мотивации и мотивации самореализации. Таким образом, использование исследовательской деятельности в учебном процессе способствует повышению школьной мотивации, развивая познавательные мотивы и мотивы самореализации.

Высокий уровень мотивации учебно-исследовательской деятельности необходим для достижения успеха в учебе и в общей успешности деятельности школьника. Это подтверждает, что школьники, занимающиеся исследовательской деятельностью, принимают активное участие в различных научно-практических конференциях на различных уровнях. Учащиеся становятся дипломантами и победителями: фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева, Балтийского научно-инженерного конкурса, межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи-будущее науки», соревнования молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, Ставропольской краевой научно-практической конференции школьников, краевой научно-практической конференции «В науку первые шаги». В условиях современного образовательного процесса учебно-исследовательская деятельность учащихся является одним из актуальных направлений его развития и совершенствования. Мотивация данного вида деятельности становится одной из самых важных профессионально-педагогических задач.

Мотивационные профили старшеклассников контрольной и экспериментальной группы

Рецензенты:

Шумакова А.В., д.п.н., заведующая кафедрой общей педагогики, дошкольного и начального, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь;

Лобейко Ю.А., д.п.н., профессор, декан факультета последипломного образования, Педагогический институт СКФУ, г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 22.04.2013.

Библиографическая ссылка

Кравцова Е.Ю. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-3. – С. 740-743;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31585 (дата обращения: 02.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«ОБСУЖДЕНИЕ результатов»

Следующим после «Результатов исследования» структурным разделом научной статьи, который только ей и присущ, является «Обсуждение результатов». Оно входит в размер статьи, что может привести к его превышению, поэтому «Обсуждение результатов» должны быть, как можно короче. Основное его содержание, обычно, посвящено тематической интерпретации представленных результатов исследования. Причем, такой, которая убедительно доказывает (логически объясняет) факт устранения актуальной проблемы, в виде устранения ее причин и негативных последствий. Неадекватная интерпретация экспериментального материала, в принципе, не позволит логически обосновать это доказательство, а значит читатель статьи так и не поймет, была ли достигнута поставленная научная цель и удалось ли устранить актуальную проблему вместе с ее причинами и последствиями.

Перед тем, как приступить к написанию этого теоретического раздела статьи, целесообразно внимательно ознакомиться с его содержанием в других статьях журнала, где вы предполагаете опубликоваться. Таким способом можно повысить информационное качество соответствующих сведений, что будет способствовать их опубликованию. Наличие или отсутствие, для этого раздела, отдельного заглавия определяется требованиями редакции.

В рамках редакторского ограничения объема статьи, раздел «Обсуждение результатов» может быть наибольшим, а по своему содержанию самым интересным. Это объясняется тем, что в нем представлена авторская интерпретация полученных результатов, а также их сравнительный анализ и логическая взаимосвязь с работами других ученых, которые занимались похожей проблемой. Используя эти сведения автор статьи приводит аргументацию, подтверждающую решение поставленных задач, достижение научной цели и устранения актуальной проблемы, представленных во «Введении». Такая аргументация предполагает, прежде всего, объяснение, каким образом приведенные результаты устраняют причины (негативные последствия) актуальной проблемы, путем решения соответствующих научных задач. В «Обсуждении результатов» излагается авторский взгляд на свой экспериментальный материал и анализируется его научная значимость, по отношению к рассмотренной проблеме. Благодаря такому анализу, доказывается адекватность примененного научного подхода и достоверность полученных результатов. Автор объясняет логичность выявленных взаимосвязей между изучаемыми показателями и обосновывает, таким способом, успешность устранения существующих актуальных причин и негативных последствий рассматриваемой проблемы. При этом, обсуждается соответствие полученных данных и их интерпретации научным материалам других ученых (прежде всего, известных), которые занимались похожей тематикой. Такое обсуждение направлено на объяснение расхождений или совпадения во взглядах на адекватность поставленных научных задач, на эффективность методов их решения, на успешность достижения научной цели и устранения актуальной проблемы, как таковой. Но наиболее познавательно-значащим в «Обсуждении результатов» является или оригинальный методологический подход к изучаемой проблеме, или новая гипотеза, или теория, объясняющая ее особенности и позволяющая их прогнозировать. Авторские рассуждения по этому поводу могут стать информационным основанием для дальнейшего развития существующих или для создания новых научных направлений, как по рассмотренной тематике, так и по сопутствующим или, даже, абсолютно новым, а также для экспериментальной проверки сделанных теоретических выводов.

  • 1. на основании формулировок задач, представленных во «Введении», постройте логическую цепочку между их последовательным решением и устранением соответствующих причин и негативных последствий актуальной проблемы;
  • 2. проинтерпретируйте только те тематические показатели, которые свидетельствуют об успешном решении конкретных научных задач и объясните, каким образом они это обеспечивают;
  • 3. опираясь на это объяснение, логически обоснуйте факт достижения поставленной научной цели и устранение рассмотренной актуальной проблемы, как таковой. Сделанный вывод может быть положен в основу формулировки главного вывода в разделе статьи «Выводы»;
  • 4. приведите результаты исследований других ученых, на основании которых это обоснование можно проинтерпретировано, в рамках вашего авторского подхода к устранению проблемы;
  • 5. сформулируйте этот подход, с использованием проведенной интерпретации, создав, таким образом, модель (гипотезу или теории) изученной проблемы (явления). Сделанный вывод может быть положен в основу формулировки одного из промежуточных выводов в разделе статьи «Выводы»;
  • 6. на основании этой модели спрогнозируйте новые результаты и, если возможно, то подтвердите их (прямо или косвенно) экспериментальными данными других ученых;
  • 7. обобщите приведенный научный материал (собственный и из первоисточников) для обоснования адекватности реализованного подхода для устранения рассмотренной актуальной проблемы и других, аналогичных ей, наметив перспективы продолжения исследований по изучаемой тематике. Сделанный вывод может быть положен в основу формулировки заключительного вывода в разделе статьи «Выводы».

В «Обсуждении результатов», соответствующие сведения должны предоставляться в той же последовательности, что и экспериментальные результаты в разделе «Результаты исследования». Причем, их, обязательно, нужно рассматривать, в первую очередь, с точки зрения решения поставленных научных задач по устранению соответствующих причин и негативных последствий, ранее сформулированных во «Введении». Такое рассмотрение должно продемонстрировать факт достижения научной цели и устранения актуальной проблемы. Для этого, сначала, каждый экспериментально полученный результат, связанный с решением конкретной научной задачи, интерпретируется, в рамках примененного терминологического базиса, с учетом целенаправленного тематического анализа существующих литературных первоисточников. Затем, с использованием той же терминологии, приводится логическое решение каждой научной задачи, в виде устранения конкретной причины и/или ее последствий. После чего, с помощью той же терминологии объясняется, каким образом была достигнута научная цель и устранена проблема и, какая от этого польза.

Типовое обсуждение результатов, обязательно, включает в себя целенаправленный краткий обзор проработанных первоисточников (приведенных в «Списке литературы» и по своему содержанию не дублированных во «Введении»), связанных с интерпретацией конкретных тематических показателей, представленных в «Результатах исследования». На основе этих библиографических материалов определяется степень соответствия авторской трактовки полученных данных существующим точкам зрения, в рамках разрабатываемой тематики. Это сопровождается адекватными научными комментариями с формулировками новых взглядов и научно-практических подходов, как к рассмотренной, так и к другим подобным проблемам. Авторская интерпретация представленных результатов может быть положена в основу создания новой гипотезы или теории, как в рамках рассмотренной тематике, так и в других тематических направлениях, прямо или косвенно с ней связанных. Их научная суть будет отражать адекватность, логичность и понятность приведенной интерпретации представленного экспериментального материала, с позиций достижения цели проведенного исследования и устранения актуальной проблемы. Эту информационную часть обсуждения читатель может использовать для ознакомления с существующими научными взглядами, как относительно известных, так и новых экспериментальных данных, представленных в статье. При желании, он может проработать приведенные первоисточники для детального изучения представленного в них материала.

В отличие от «Введения», где приводятся только обобщенные тематические сведения из проработанных научных первоисточников, литературно-обзорная часть «Обсуждения результатов» направлена только на работы других ученых, которые прямо или косвенно связаны с конкретными экспериментальными данными, представленными в статье. Причем, они, в авторской интерпретации, имеют непосредственное отношение к решению конкретных научных задач по достижению цели проведенного исследования. Изложение имеющихся литературных первоисточников при обсуждении авторских результатов должно быть логичным, последовательным и четко направленным на объяснение адекватности выбранной интерпретации экспериментальных данных (из «Результатов исследования») для достижения научной цели, сформулированной во «Введении». Если же полученные результаты имеют «экстравагантный» характер, то необходимо заручиться виртуальной поддержкой других ученых (в первую очередь, известных), точка зрения которых или совпадает, или близка, или, хотя бы, не противоречит авторской позиции. Это можно сделать, цитируя соответствующие высказывания, взятые из конкретных публикаций или ограничиться их подробным пересказом. Но цитаты или их пересказ следует приводить только в том случае, когда автор не нашел в первоисточниках никаких экспериментальных данных, подтверждающих адекватность авторских неординарных утверждений, умозаключений и др., примененных им для доказательства факта достижения цели своего исследования. Таким способом он может виртуально заручиться поддержкой научных авторитетов для обоснования правомерности своего научного подхода и интерпретации полученных данных на основе собственного терминологического базиса.

Информационное содержание библиографического обзора в «Обсуждении результатов» должно быть связано с комментариями по пунктам технологического плана изложения соответствующего материала. В этом литературном обзоре приводятся, в первую очередь, те сведения, которые, по мнению автора, подтверждают правильность использованной интерпретации и важны для доказательства факта устранения актуальной проблемы. Кроме того, в нем следует, также, рассмотреть материалы похожих исследований, но объясняющих полученные результаты с других позиций. При этом, надо постараться найти общность подхода к решению аналогичных научных задач, а также обсудить возможные причины существующих различий. В конечном счете, такое обсуждение должно убедить читателя в адекватности и правильности окончательных выводов статьи, в их авторской интерпретации. Представленные доказательства направлены, прежде всего, на объяснение логики достижения научной цели проведенного исследования, путем последовательного решения соответствующих научных задач по устранению причин и последствий актуальной проблемы. Содержания раздела «Обсуждение результатов» должно характеризовать эту логику, основываясь на выбранной интерпретации полученных экспериментальных данных, которая, по мнению автора, свидетельствует об устранении актуальной проблемы. Эта интерпретация должна учитывать научные сведения из литературных первоисточников, в отношении каждого из тематических показателей, фигурирующих в окончательных выводах. В этой связи, прежде всего, необходимо представить сведения из специализированных научных периодических изданий (журналов) за последние годы. При этом, желательно ссылаться на известных ученых, работавших с аналогичной проблематикой, и разделяющих (или, как минимум, не отрицающих) научные взгляды и подходы автора. В отношении тех ученых, прежде всего известных, которые имеют другую точку зрения, то о них целесообразно подробно говорить, только, если у автора и/или у его «единомышленников» (из «Списка литературы») имеются весомые аргументы в пользу своей правоты. В противном случае, лучше ограничиться обобщенным упоминанием об их существовании и вернуться к детальному обсуждению их научных взглядов, после замечаний рецензента статьи (если они будут). Только по его рекомендации, в связи с доработкой статьи, следует рассмотреть этот вопрос более подробно. При этом, для доказательства правомерности научного подхода автора и его интерпретации полученных результатов необходимо будет опираться на тех известных научных авторитетов, которые разделяют (не отрицают) авторскую точку зрения на рассматриваемую проблему.

При изложении «Обсуждения результатов» следует использовать термины и определения из описаний актуальной проблемы, причин и последствий ее существования, научной цели, задач и экспериментальных данных из «Введения», «Методики исследования» и «Результатов исследования». Кроме того, эти же термины и определения должны использоваться в формулировках соответствующих выводов в разделе «Выводы».

«Обсуждение результатов» желательно, чтобы не превышало =2.0 страниц формата «А-4», согласно ранее предложенным параметрам печати (см. подраздел 3.1 «Рекомендации для текстового представления результатов», с абзацами).

Представленные рекомендации для написания раздела научной статьи - «Обсуждение результатов» помогут студенту более эффективно интерпретировать свой экспериментальный материал и доказывать правомерность примененного подхода к достижению научной цели проведенного исследования. Такая интерпретация может быть положена в основу создания новой гипотезы или теории описания изучаемой проблемы Читатель может их использовать для построения свих теоретических подходов для решения аналогичных научных проблем и для проведения соответствующих экспериментальных проверок. Это будет способствовать формированию научного авторитета автора статьи, как теоретика, специализирующегося в конкретной научной тематике. Кроме того, знания особенностей создания информационно качественного «Обсуждения результатов» помогут студенту более эффективно прорабатывать соответствующий материал из других публикаций, адекватнее воспринимая их теоретическую направленность. Адекватное применение представленных рекомендаций повысит качество научной интерпретации результатов исследования и таким образом, увеличит шансы студенческой статьи (работы) быть опубликованной в профессиональном научном журнале. Представленные советы по созданию раздела «Обсуждение результатов» носят рекомендательный характер и могут быть творчески изменены ее автором, но, с учетом требований редакции журнала, где планируется опубликоваться.

Поделиться