Русская Поэзия XIX Века. Поэзия XIX века Поэзия 19 века

В. ЖУКОВСКИЙ (1783-1852)

К НЕЙ
Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою!

Лиры нет для тебя!
Что песни? Отзыв неверный
Поздней молвы об тебе!

Если бы сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Было бы гимном тебе!

Прелесть жизни твоей,
Сей образ чистый, священный, -
В сердце - как тайну ношу.

Я могу лишь любить,
Сказать же, как ты любима,
Может лишь вечность одна!
1810-1811

19 МАРТА 1823
Ты предо мною
Стояла тихо.
Твой взор унылый
Был полон чувства.
Он мне напомнил
О милом прошлом...
Он был последний
На здешнем свете.

Ты удалилась,
Как тихий ангел;
Твоя могила,
Как рай, спокойна!
Там все земные
Воспоминанья,
Там все святые
О небе мысли.
1823

ПРИВИДЕНИЕ
В тени дерев, при звуке струн, в сиянье
Вечерних гаснущих лучей,
Как первыя любви очарованье,
Как прелесть первых юных дней -
Явилася она передо мною
В одежде белой, как туман;
Воздушною лазурной пеленою
Был окружен воздушный стан;
Таинственно она ее свивала
И развивала над собой;
То, сняв ее, открытая стояла
С темнокудрявой головой;
То, вдруг всю ткань чудесно распустивши,
Как призрак, исчезала в ней;
То, перст к устам и голову склонивши,
Огнем задумчивых очей
Задумчивость на сердце наводила.
Вдруг... покрывало подняла...
Трикраты им куда-то поманила...
И скрылася... как не была!
Вотще продлить хотелось упоенье...
Не возвратилася она;
Лишь грустию по милом привиденье
Душа осталася полна.
1823

К. БАТЮШКОВ (1787-1855)

МОЙ ГЕНИЙ
О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной,
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальней.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? Приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.
1815

ВАКХАНКА
Все на праздник Эригоны
Жрицы Вакховы текли;
Ветры с шумом разнесли
Громкий вой их, плеск и стоны.
В чаще дикой и глухой
Нимфа юная отстала;
Я за ней - она бежала
Легче серны молодой.
Эвры волосы взвевали,
Перевитые плющом;
Нагло ризы поднимали
И свивали их клубком.
Стройный стан, кругом обвитый
Хмеля желтого венцом,
И пылающи ланиты
Розы ярким багрецом,
И уста, в которых тает
Пурпуровый виноград -
Все в неистовой прельщает!
В сердце льет огонь и яд!
Я за ней... она бежала
Легче серны молодой;
Я настиг - она упала!
И тимпан над головой!
Жрицы Вакховы промчались
С громким воплем мимо нас;
И по роще раздавались
Эвоэ! И неги глас!
1815

Д, ДАВЫДОВ (1784-1839)

ЭЛЕГИЯ
О, пощади! Зачем волшебство ласк и слов,
Зачем сей взгляд, зачем сей вздох глубокой,
Зачем скользит небережно покров
С плеч белых и с груди высокой?
О, пощади! Я гибну без того,
Я замираю, я немею
При легком шорохе прихода твоего;
Я, звуку слов твоих внимая, цепенею;
Но ты вошла... и дрожь любви,
И смерть, и жизнь, и бешенство желанья
Бегут по вспыхнувшей крови,
И разрывается дыханье!
С тобой летят, летят часы,
Язык безмолвствует... одни мечты и грезы,
И мука сладкая, и восхищенья слезы...
И взор впился в твои красы,
Как жадная пчела в листок весенней розы.
1817

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА
Что она? - Порыв, смятенье,
И холодность, и восторг,
И отпор, и увлеченье,
Смех и слезы, чорт и бог,
Пыл полуденного лета,
Урагана красота,
Исступленного поэта
Беспокойная мечта!
С нею дружба - упоенье...
Но спаси, создатель, с ней
От любовного сношенья
И таинственных связей!
Огненна, славолюбива,
Я ручаюсь, что она
Неотвязчива, ревнива,
Как законная жена!
1816

НЕВЕРНОЙ
Неужто думаете вы,
Что я слезами обливаюсь,
Как бешеный кричу: увы!
И от измены изменяюсь?
Я - тот же атеист в любви,
Как был и буду, уверяю;
И чем рвать волосы свои,
Я ваши - к вам же отсылаю.
А чтоб вспоследствии не быть
Перед наследником в ответе,
Все ваши клятвы век любить -
Ему послал по эстафете.
Простите! Право, виноват!
Но если б знали, как я рад
Моей отставке благодатной!
Теперь спокойно ночи сплю,
Спокойно есм, спокойно пью
И посреди собратьи ратной
Вновь славу и вино пою.
Чем чахнуть от любви унылой,
Ах, что здоровей может быть,
Как подписать отставку милой
Или отставку получить!
1817

ВАЛЬС
Ев. Д. Золотаревой
Кипит поток в дубраве шумной
И мчится скачущей волной,
И катит в ярости безумной
Песок и камень вековой.
Но, покорен красой невольно,
Колышет ласково поток
Слетевший с берега на волны
Весенний розовый листок.
Так бурей вальса не сокрыта,
Так от толпы отличена,
Летит, воздушна и стройна,
Моя Любовь, моя Харита,
Виновница тоски моей,
Моих мечтаний, вдохновений,
И поэтических волнений,
И поэтических страстей!
1834

П. ВЯЗЕМСКИЙ (1792-1878)

ПЕРВЫЙ СНЕГ (ФРАГМЕНТ)

Презрев мороза гнев и тщетные угрозы,
Румяных щек твоих свежей алеют розы,
И лилия свежей белеет на челе.
Как лучшая весна, как лучшей жизни младость,
Ты улыбаешься утешенной земле.
О, пламенный восторг! В душе блеснула радость,
Как искры яркие на снежном хрустале.
Счастлив, кто испытал прогулки зимней сладость!
Кто в тесноте саней с красавицей младой,
Ревнивых не боясь, сидел нога с ногой,
Жал руку, нежную в самом сопротивленье,
И в сердце девственном впервой любви смятенье,
И думу первую, и первый вздох зажег,
В победе сей других побед прияв залог.
1819

О. С. ПУШКИНОЙ
Нас случай свел; но не слепцом меня
К тебе он влек непобедимой силой:
Поэта друг, сестра и гений милый,
По сердцу ты и мне давно родня.

Так в памяти сердечной без заката
Мечта о нем горит теперь живей:
Я полюбил в тебе сначала брата,
Брат по сестре еще мне стал милей.

Удел его - блеск славы вечно льстивой,
Но часто нам сияющий из туч;
И от нее ударит яркий луч
На жребий твой, в беспечности счастливый.

Но для него ты благотворней будь:
Свети ему звездою безмятежной,
И в бурной мгле отрадой, дружбой нежной
Ты услаждай тоскующую грудь.
1825

МОРЕ (ФРАГМЕНТ)

Так! Древности постиг теперь
Я баснословную святыню:
О волны! Красоты богиню
Я признаю за вашу дщерь!
Так, верю: родилась она
Из вашей колыбели зыбкой,
И пробудила мир от сна
Своею свежею улыбкой.

Так, верю: здесь явилась ты,
Очаровательница мира!
В прохладе влажного сафира,
В стихии светлой чистоты.
Нам чистым сердцем внушены
Прекрасных таинств откровенья:
Из лона чистой глубины
Явилась ты, краса творенья.

Над ней, как звезды, светят сны,
Давно померкшие в тумане,
Которые так ясно ране
Горели в небе старины.
Из волн, целующих ее,
Мне веют речи дивной девы;
В них слышно прежнее бытье,
Как лет младенческих напевы.

Они чаруют и целят
Тоску сердечного недуга;
Как мировое слово друга,
Все чувства меж собой мирят.
В невыразимости своей
Сколь выразителен сей лепет:
Он пробудил в душе моей
Восторгов тихих сладкий трепет.
1826

ПРОСТОВОЛОСАЯ ГОЛОВКА
П. Н. Всеволожской
Простоволосая головка,
Улыбчивость лазурных глаз,
И своенравная уловка,
И блажь затейливых проказ -

Все в ней так молодо, так живо,
Так не похоже на других,
Так поэтически игриво,
Как Пушкина веселый стих.

Пусть спесь губернской прозы трезвой,
Чинясь, косится на нее:
Поэзией живой и резвой
Она всегда возьмет свое.

Она пылит, она чудесит,
Играет жизнью, и, шутя,
Она влечет к себе и бесит,
Как своевольное дитя.

Она дитя, резвушка, мальчик,
Но мальчик, всем знакомый нам,
Которого лукавый пальчик
Грозит и смертным и богам.

У них ко всем одни приемы,
В сердца играют заодно:
Кому глаза ее знакомы,
Того уж сглазил он давно.

Ее игрушка - сердцеловка:
Поймает сердце и швырнет;
Простоволосая головка
Всех поголовно заберет!
1828

ЧЕРНЫЕ ОЧИ
Южные звезды! Черные очи!
Неба чужого огни!
Вас ли встречают взоры мои
На небе хладном бледной полночи?

Юга созвездье! Сердца зенит!
Сердце, любуюся вами, -
Южною негой, южными снами
Бьется, томится, кипит.

Тайным восторгом сердце объято,
В вашем сгорая огне;
Звуков Петрарки, песней Торквато
Ищешь в немой глубине.

Тщетны порывы! Глухи напевы!
В сердце нет песней, увы!
Южные очи северной девы,
Нежных и страстных, как вы!
1828

ФЛОРЕНЦИЯ
Ты знаешь край! Там льется Арно,
Лобзая темные сады;
Там солнце вечно лучезарно
И рдеют золотом плоды.
Там лавр и мирт благоуханный
Лелеет вечная весна,
Там город Флоры соимянный
И баснословный, как она.

Край чудный! Он цветет и блещет
Красой природы и искусств,
Там мрамор мыслит и трепещет,
В картине дышит пламень чувств.
Там речь - поэзии напевы,
Я с упоеньем им внимал;
Но ничего там русской девы
Я упоительней не знал.

Она и стройностью красивой,
И яркой белизной лица
Была соперницей счастливой
Созданий хитрого резца.
Канова на свою Психею
При ней с досадой бы смотрел,
И мрамор девственный пред нею,
Стыдясь, завистливо тускнел.

На белом мраморе паросском
Ее чела - венцом из кос
Переливалась черным лоском
Густая прядь густых волос.
И черным пламенем горела
Очей пылающая ночь;
И южным зноем пламенела
Младая северная дочь.
1834

ПЕТЕРБУРГСКАЯ НОЧЬ
Дышит счастьем
Сладострастьем
Упоительная ночь!
Ночь немая,
Голубая,
Неба северного дочь!

После зноя тихо дремлет
Прохлажденная земля;
Не такая ль ночь объемлет
Елисейские поля!
Тени легкие, мелькая,
В светлом сумраве скользят,
Ночи робко доверяя
То, что дню не говорят.

Дышит счастьем,
Сладострастьем
Упоительная ночь!
Ночь немая,
Голубая,
Неба северного дочь!

Блещут свежестью сапфирной
Небо, воздух и Нева,
И, купаясь в влаге мирной,
Зеленеют острова.
Вёсел мерные удары
Раздаются на реке
И созвучьями гитары
Замирают вдалеке.

Дышит счастьем,
Сладострастьем
Упоительная ночь!
Ночь немая,
Голубая,
Неба северного дочь!

Как над ложем новобрачной
Притаившиеся сны,
Так в ночи полупрозрачной
Гаснут звезды с вышины!
Созерцанья и покоя
Благодатные часы!
Мирной ночи с днем без зноя
Чудом слитые красы!

Дышит счастьем,
Сладострастьем
Упоительная ночь!
Ночь немая,
Голубая,
Неба северного дочь!

Чистой неги, сладкой муки
Грудь таинственно полна.
Чу! Волшебной песни звуки
Вылетают из окна.
Пой, красавица певица!
Пой, залетный соловей,
Сладкозвучная царица
Поэтических ночей.

Дышит счастьем,
Сладострастьем
Упоительная ночь!
Ночь немая,
Голубая,
Неба северного дочь.
1840 (?)

А. ДЕЛЬВИГ (1798-1831)

СОНЕТ
Златых кудрей приятная небрежность,
Небесных глаз мечтательный привет,
Звук сладкий уст при слове даже нет
Во мне родят любовь и безнадежность.

На то ли мне послали боги нежность,
Чтоб изнемог я в раннем цвете лет?
Но я готов, я выпью чашу бед:
Мне не страшна грядущего безбрежность!

Не возвратить уже покоя вновь,
Я позабыл свободной жизни сладость,
Душа горит, но смокла в сердце радость,

Во мне кипит и холодеет кровь:
Печаль ли ты, веселье ль ты, любовь?
На смерть иль жизнь тебе я вверил младость?
1822

С. Д. ПОНОМАРЕВОЙ
При посылке книги»Воспоминание об Испании»,
соч. Булгарина
В Испании Амур не чужестранец,
Он там не гость, но родственник и свой,
Под кастаньет с веселой красотой
Поет романс и пляшет, как испанец.

Его огнем в щеках блестит румянец,
Пылает грудь, сверкает взор живой,
Горят уста испанки молодой;
И веет мирт, и дышит померанец.

Но он и к нам, всесильный, не суров,
И к северу мы зрим его вниманье:
Не он ли дал очам твоим блистанье,

Устам - коралл, жемчужный ряд зубов,
И в кудри свил сей мягкий шелк власов,
И всю тебя одел в очарованье!
1823

РОМАНС
Прекрасный день, счастливый день:
И солнце и любовь!
С нагих полей сбежала тень -
Светлеет сердце вновь.
Проснитесь, рощи и поля;
Пусть жизнью всё кипит:
Она моя, она моя!
Мне сердце говорит.

Что вьешься, ласточка, к окну,
Что, вольная, поешь?
Иль ты щебечешь про весну
И с ней любовь зовешь?
Но не ко мне, - и без тебя
В певце любовь горит:
Она моя, она моя!
Мне сердце говорит.
1823

РАЗОЧАРОВАНИЕ
Протекших дней очарованья,
Мне вас душе не возвратить!
В любви узнав одни страданья,
Она утратила желанья
И вновь не просится любить.

К ней сны младые не забродят,
Опять с надеждой не мирят,
В странах волшебных с ней не ходят,
Веселых песен не заводят
И сладких слов не говорят.

Ее один удел печальный:
Года бесчувственно провесть
И в край, для горестных не дальний,
Под глас молитвы погребальной,
Одни молитвы перенесть.
1824

* * *
За что, за что ты отравила
Неисцелимо жизнь мою?
Ты как дитя мне говорила:
«Верь сердцу, я тебя люблю!»

И мне ль не верить? Я так много,
Так долго с пламенной душой
Страдал, гонимый жизнью строгой,
Далекий от семьи родной.

Мне ль хладным быть к любви прекрасной?
О, я давно нуждался в ней!
Уж помнил я, как сон неясный,
И ласки матери моей.

И много ль жертв мне нужно было?
Будь непорочна, я просил,
Чтоб вечно я душой унылой
Тебя без ропота любил.
1829 или 1830

* * *
Смерть, души успокоенье!
Наяву или во сне
С милой жизнью разлученье
Объявить слетишь ко мне?
Днем ли, ночью ли задуешь
Бренный пламенник ты мой
И в обмен его даруешь
Мне твой светоч неземной?

Утром вечного союза
Ты со мной не заключай!
По утрам со мною Муза,
С ней пишу я - не мешай!
И к обеду не зову я:
Что пугать друзей моих,
Их люблю, как есть люблю я,
Иль как свой счастливый стих.

Вечер тоже отдан мною
Музам, Вакху и друзьям;
Но ночною тишиною
Съединиться можно нам:
На одре один в молчанье
О любви тоскую я,
И в напрасном ожиданье
Протекает ночь моя.
1830 или 1831

Е. БАРАТЫНСКИЙ (1800-1844)

РАЗЛУКА
Расстались мы; на миг очарованьем,
На краткий миг была мне жизнь моя;
Словам любви внимать не буду я,
Не буду я дышать любви дыханьем!
Я всё имел, лишился вдруг всего;
Лишь начал сон... исчезло сновиденье!
Одно теперь унылое смущенье
Осталось мне от счастья моего.
1820

РАЗУВЕРЕНИЕ
Элегия
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности моей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
1821

РАЗМОЛВКА
Мне о любви твердила ты шутя
И холодно сознаться можешь в этом.
Я исцелен; нет, нет, я не дитя!
Прости, я сам теперь знаком со светом.
Кого жалеть? Печальней доля чья?
Кто отягчен утратою прямою?
Легко решить: любимым не был я;
Ты, может быть, была любима мною.
1823

ОНА
Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами - с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.

Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечет очарованье
К ее ногам и под защиту к ней.

Когда ты с ней, мечты твоей неясной
Неясною владычицей она:
Не мыслишь ты, - и только лишь прекрасной
Присутствием душа твоя полна.

Бредешь ли ты дорогою возвратной,
С ней разлучась, в пустынный угол твой, -
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской.
1827

К. А. ТИМАШЕВОЙ
Вам всё дано с щедротою пристрастной
Благоволительной судьбой:
Владеете вы лирой сладкогласной
И ей созвучной красотой.
Что ж грусть поет блестящая певица?
Что ж томны взоры красоты?
Печаль, печаль - души ее царица,
Владычица ее мечты.
Вам счастья нет, иль на одно мгновенье
Блеснувши, луч его погас;
Но счастлив тот, кто слышит ваше пенье,
Но счастлив тот, кто видит вас.
1834

* * *
Когда, дитя и страсти и сомненья,
Поэт взглянул глубоко на тебя, -
Решилась ты делить его волненья,
В нем таинство печали полюбя.

Ты, смелая и кроткая, со мною
В мой дикий ад сошла рука с рукою, -
Рай зрела в нем чудесная любовь.

О, сколько раз к тебе, святой и нежной,
Я приникал главой моей мятежной,
С тобой себе и небу веря вновь.
1844

И. КОЗЛОВ (1779-1840)

Кн. З. А. ВОЛКОНСКОЙ
Мне говорят: «Она поет -
И радость тихо в душу льется,
Раздумье томное найдет,
В мечтанье сладком сердце бьется.

И то, что мило на земли,
Когда поет она - милее,
И пламенней огонь любви,
И всё прекрасное святее!»

А я, я слез не проливал,
Волшебным голосом плененный,
Я только помню, что видал
Певицы образ несравненный.

О, помню я, каким огнем
Сияли очи голубые,
Как на челе ее младом
Вилися кудри золотые!

И помню звук ее речей,
Как помнят чувство дорогое:
Он слышится в душе моей, -
В нем было что-то неземное.

Она, она передо мной,
Когда таинственная лира
Звучит о Пери молодой
Долины светлой Кашемира.

Звезда любви над ней горит,
И - стан обхвачен пеленою -
Она, эфирная, летит,
Чуть озаренная луною,

Из лилий с розами внок
Небрежно волосы венчает,
И локоны ее взвевает
Душистой ночи ветерок.
1825

ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унылый надо мной
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
1827 (?)
Петр Киле

Многие из талантливых русских лириков (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Майков) начинали свой путь в конце 1830-х - начале 1840-х гг. Это было время, весьма неблагоприятное для лириков и для поэзии. После смерти Пушкина и Лермонтова, утверждал А.И. Герцен, «русская поэзия онемела». Немота русской поэзии объяснялась разными причинами. Главной из них была та, о которой сказал еще В.Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1843 года»: «После Пушкина и Лермонтова трудно быть не только замечательным, но и каким-нибудь поэтом». Немаловажную роль играло и другое обстоятельство: проза завладевает умами читателей. Читатели ждали повестей и романов, и редакторы журналов, откликаясь на «веяние» эпохи, охотно предоставляли страницы прозе, почти не публикуя лирических стихотворений.

В 1850-е гг. поэты, казалось бы, преодолели равнодушие читателей. Именно в это десятилетие выходит первый сборник Ф.И. Тютчева, привлекший всеобщее внимание: читатели наконец-то узнали гениального поэта, начавшего свой творческий путь еще в 1820-е гг. Два года спустя, в 1856 г. выходит сборник некрасовских стихотворений, почти мгновенно раскупленный. Но интерес к поэтическому слову вскоре угасает, и новые книги А.К. Толстого, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета привлекают внимание разве что критиков и немногочисленных любителей поэзии.

А между тем русская поэзия второй половины XIX века жила весьма напряженной жизнью. Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К. Толстого). Это - «гражданская поэзия», цель которой - «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов), и «чистая поэзия», призванная воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Майкова, А.К. Толстого, Я. Полонского, Ап. Григорьева. Гражданская поэзия была представлена Некрасовым. Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохе. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. Творчество каждого талантливого поэта служило одной высокой цели - утверждению идеала красоты, добра и истины. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Кроме того, творчество каждого истинного поэта, конечно же, не могло уложиться в прокрустово ложе прямолинейных схем. Так, А.К. Толстой, декларировавший свою принадлежность к поэтам «чистого» искусства, в былинах, эпиграммах и сатирических стихотворениях сумел высказаться весьма остро о проблемах современной ему жизни. Н.А. Некрасов - глубоко и тонко отразил «внутренние, таинственные движения души», которые сторонники «чистого» искусства почитали одним из главных предметов поэзии.

Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных - «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского, «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А. Григорьева, «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К. Толстого, «Коробейники» Н.А. Некрасова и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века.

Время, стирая остроту споров о назначении поэта и поэзии, обнаружило, что для следующих поколений оказываются равно значимыми и «чистые» лирики, и «гражданские» поэты. Читая сейчас их произведения, мы понимаем: те образы, что казались современникам «лирической дерзостью», - это постепенное, но явственное зарождение поэтических идей, которые готовят расцвет русской лирики Серебряного века. Одной из таких идей становится мечта о любви «восходящей», любви, преображающей и человека и мир. Но не менее значимой для поэтов Серебряного века стала некрасовская традиция - его «крик», по слову К. Бальмонта, крик о том, что «есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы», что «в эту самую минуту, когда мы с вами дышим, есть люди, которые задыхаются». Острое сознание несовершенства мира, некрасовское «враждебное слово отрицания» органично соединились в лирике В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Блока и А. Белого с тоской по Несказанному, по идеалу, рождая не стремление уйти от несовершенного мира, а преобразить его согласно Идеалу.

Золотой век русской поэзии В начале XIX века в русской поэзии уживаются на равных правах и классицизм, и сентиментализм. Но на волне национально – патриотического подъёма, вызванного Отечественной войной 1812 г, зарождается русский романтизм, а затем и реализм. романтизмреализм


Прекрасное начало. У истоков русского романтизма стоял В.А. Жуковский. Он писал элегииэлегии, послания, песни, баллады.баллады. По словам Белинского, он «обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием». ПушкинПушкин считал себя учеником Жуковского, высоко ценил «его стихов пленительную сладость».






Гражданская страсть. В.К. Кюхельбекер Русский поэт-декабрист, критик, переводчик. Учился в Царскосельском лицее, где начиналась его дружба с А.С.Пушкиным, А.А.Дельвигом. Романтическая поэзия Кюхельбекера воспевала свободу. Поэта волновала судьба Отечества.


К Ф. Рылеев К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – декабрист, писал обличительные декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические и гражданские оды, политические элегии и послания, думы,поэмы. элегии и послания, думы,поэмы. Он видел в поэзии средство борьбы за политическую свободу. Декабристы заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык.




Звёзды плеяды. А.А. Дельвиг Герои его песен простые молодцы и девушки, которые страдают по воле и счастливой любви. Н. М. Языков Выразил протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах. Прославлял богатырский размах сил, наслаждение молодостью, здоровьем.


П.А. Вяземский Способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами. Е.А. Баратынский- крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий он предпочитает спокойное и трезвое размышление. Его стихотворения наполнены философским смыслом.


Высокой думы власть М.Ю.Лермонтов Поэтическая эпоха, выразителем которой стал Лермонтов, по словам Белинского, отличается «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде и избытке чувств». Лирический герой открыто противостоит враждебному внешнему миру.




Дары жизни После Пушкина и Лермонтова в русской поэзии появляются оригинальные дарования – А. Плещеев, Н. Огарёв, Ап. Григорьев, Я Полонский, А. Толстой, И.Тургенев, А Майков, Н. Некрасов. Своей поэзией они совершили переход к реализму. Их стихи проникнуты сочувствием к бедному человеку. Лирическим героем нередко становится человек из дворян или разночинцев, вставший на защиту народа, крестьян.




Жанры романтизма. Элегия – стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутого грустью.Элегия БалладаБаллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, народное предание с напряжённым сюжетом Басня Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, к котором есть аллегория, иносказание.

19-й век в русской поэзии и литературе называют Золотым веком. В этот период произошел грандиозный скачок во всем литературном процессе страны. Тогда осуществилось формирование литературного языка. Героями этого торжества культуры были русские поэты 19 века и особенно великий поэт Пушкин. Он и стоит на верху пьедестала золотого века русской поэтической истории.

Гений на Олимпе

Пушкин начал свое восхождение на поэтический олимп России сказочной поэмой «Руслан и Людмила». Романтические черты остались в его творчества навсегда. В этом же духе написаны «Цыганы». После прочтения поэмы дух захватывает от подъема творческого начала в любом русском человеке. Также поэма «Бахчисарайский фонтан» навечно заняло одно из самых высоких мест в рейтинге популярности художественных тем не только в литературе, но и в музыке, а также и балете.

Другие боги на Олимпе

Конечно, до Пушкина и одновременно с ним были тоже великие русские поэты 19 века: Баратынский, Жуковский, Фет, Тютчев. Считается, что уникальный век заканчивается на Тютчеве. В этом драгоценно-золотом времени поэт почитался в России как посланец бога, как выразитель самого прекрасного и благородного в каждой душе. Традиции Пушкина унаследовал Лермонтов. Поэма «Мцыри» так же прекрасна и романтична, чем «Демон». Стихи Лермонтова пронизаны духом возвышенной романтики. Но романтизм 19-го века с самого начала был связан с общественной жизнью. Однако обе темы звучали в одной тональности, не противоречили друг другу. Этому есть свидетели – оды и стихи Пушкина, посвященные декабристам, а также бессмертное стихотворение Лермонтова «На смерть поэта».

Вопрос на тему сегодняшнего дня

Может быть, романтизм к середине столетия стал угасать. Это наблюдение будет звучать еще убедительнее, если привлечь как доказательство социальную лирику Некрасова. Вопрос его поэмы – Кому на Руси жить хорошо? – превратился в афоризм и очень актуален в наше время.

Тогда начали звучать совсем другие мелодии, уже не золотые. На пороге стоял новый, 20-й, Серебряный век.

Природа

Какие же темы поэзии 19-го века приравняли его к бессмертным творениям русской культуры? Возможно, вечная тема природы явилась тем мостом, который объединил целые столетия. Любой русский человек скажет с гордостью, что он понимает природу не менее глубоко, чем Пушкин. И будет прав. Разве слова: «Унылая пора! Очей очарованье!» принадлежат Пушкину? Нет! Они – это часть души всех русских людей. Лермонтов тоже очень тонко чувствовал природу. Для него природа – стихия воли, романтика свободной души. Поэт рисует своим пером звезды, облака, лунное сияние, горы и равнины.

Соловей как метафора

2 половина 19-го века продолжает традиции предыдущих лет. В этот период творили замечательные поэты 19 века, список которых и здесь очень большой. В стихах поэтических светил этого периода очень популярна тема соловья. У Полонского соловей становится метафорой-символом любви, участником романтического свидания. У Некрасова есть стихотворение о соловье. Оно звучит как аллегория в проблеме свобода-несвобода. Соловей для русского поэта – всегда был символом воли, невозможности существования в условиях угнетения личности.

Блестящий мастер слова Фет

Особенно велик в этой теме Афанасий Фет. Авторский символ соловья необыкновенно прекрасен в его стихах. Вся природа вокруг соловья насыщена блеском, сиянием бриллиантов на траве под луной. И на этом фоне звучит мощный голос великого певца. Фет использует новое сочетание – соловьиное эхо, заменяя им традиционные трели или песни.

Бальмонт, закат и новый восход

Закат золотого периода ознаменовался тем, что на поэтической эстраде появились новые фамилии поэтов 19 века. Прежде всего, это поэт Константин Бальмонт. Его 1-й сборник вышел в свет в то время, когда он был исключен из университета за вольнодумство. Но основное творчество поэта проходило уже в начале 20-го века. Тогда он и стал одним из новаторов нового поэтического направления – символизма.

У поэтов 19-го века уже был Крым. Считается, что это символ поэзии Серебряного века. На самом деле Крым включился в русскую литературу намного раньше. Еще великий Державин посвятил этому поэтическому месту свою оду «На приобретение Крыма». Пушкин открыл Бахчисарай. Он в 1820 году был там и своими глазами видел Бахчисарай, столицу Крымского ханства. Особенно он был в восторге от фонтана слез. Крым – это символ поэзии и логичный переход в будущее.



» » Известные русские поэты 19 века

Девятнадцатый век называют золотым веком русской поэзии. В этот период на смену любимому литераторами классицизму приходит романтизм и сентиментализм. Чуть позже зарождается реализм, постепенно вытесняя идеализацию мира. Именно в девятнадцатом столетии литература достигла своего расцвета, и неоценим вклад, который внесли в это русские поэты 19 века. Список их действительно велик, в нём среди таких знаменитых имён, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, встречаются и малоизвестные, но талантливые Владимир Раевский, Сергей Дуров и многие-многие другие.

Девятнадцатый век в литературе

Девятнадцатый век был далеко не простым периодом для России: прокатилась череда войн за торговые пути, началась военная кампания Наполеона, за которой последовало потом снова войны, Всё это стало огромными потрясениями для страны. На фоне таких событий и развивалась литература. Великие русские поэты 19 века в своём творчестве писали о любви к родине, красоте России, нелёгкой судьбе простого человека и праздности дворянской жизни, много говорили о месте человека в этом мире, о противостоянии личности обществу. Классицизм создавал образ романтизм возвышал его над серостью жизни, сентиментализм окружал лирического героя потрясающими пейзажами - поэзия начала девятнадцатого века стремилась к идеализации мира. Они использовали огромное количество тропов, играли с иноязычными словами, доводили до совершенства рифму - всё для отображения идеала. Позже начал появляться реализм, в рамках которого поэты-классики уже не гнушались просторечными выражениями, экспериментами с формой стихотворения: основной задачей стала демонстрация действительности со всеми её недостатками. Девятнадцатый век - век противоречий, в нем удивительным образом сочетались идеальность и несовершенство мира, в котором жили поэты.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Крылов положил начало басням в русской литературе. Его имя настолько прочно ассоциируется с этим жанром, что стало чем-то вроде как «басни Эзопа». Эту необычную для того времени форму лирики Иван Андреевич выбрал для демонстрации пороков общества, показывая их через образы различных животных. Басни настолько просты и интересны, что некоторые их строки стали крылатыми выражениями, а разнообразие тем позволяет найти поучение на любой случай. Крылова считали примером для подражания многие русские поэты 19 века, список которых был бы далеко не полным без великого баснописца.

Иван Захарович Суриков (1841-1880)

С реализмом и крестьянством чаще всего ассоциируется Некрасов, и мало кто знает о том, что многие другие русские поэты воспевали свой народ и его жизнь. Стихотворения Сурикова отличаются мелодичностью и простотой. Именно это позволило положить некоторые из его произведений на музыку. Кое-где поэт нарочно использует слова, свойственные не лирикам, а крестьянам. Темы его стихотворений близки каждому человеку, они далеко не так возвышенны, как идеализированная поэзия Пушкина, но вместе с тем ничем ей не уступают. Удивительное умение демонстрировать жизнь простых людей, показывать их чувства, рассказывать о каких-то бытовых ситуациях так, что читатель погружается в атмосферу крестьянского быта - вот составляющие лирики Ивана Сурикова.

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

И в знаменитом роде Толстых были русские поэты 19 века. Список именитых родственников пополнил Алексей Толстой, прославившийся своими историческими пьесами, балладами и сатирическими стихотворениями. В его произведениях звучит любовь к родному краю, воспевание его красоты. Отличительная особенность стихов - их простота, придающая лирике искренность. Источником вдохновения поэта был народ, именно поэтому в его творчестве так много отсылок к исторической тематике и фольклору. Но вместе с тем Толстой показывает мир в светлых тонах, восхищается каждым моментом жизни, пытаясь запечатлеть все самые лучшие чувства и эмоции.

Пётр Исаевич Вейнберг (1831-1908)

Многие поэты в девятнадцатом веке занимались переводами стихов с других языков, Вейнберг не стал исключением. Говорят, что если в прозе переводчик - соавтор, то в поэзии он - соперник. Вейнберг перевёл огромное количество стихотворений с немецкого языка. За перевод с немецкого драмы «Мария Стюарт» Шиллера он даже был удостоен престижной премии Академии наук. Кроме того, этот удивительный поэт работал над Гёте, Гейне, Байрона и множества других именитых литераторов. Конечно, назвать Вейнберга самостоятельным поэтом сложно. Но в своем переложении стихов он сохранял все особенности лирики автора оригинала, что позволяет говорить о нём как о действительно поэтически одарённом человеке. Неоценим вклад, который внесли в развитие мировой литературы и переводов русские поэты 19 века. Список их был бы неполным без Вейнберга.

Заключение

Русские поэты всегда были неотъемлемой частью литературы. Но именно девятнадцатый век был особенно богат талантливейшими людьми, имена которых навсегда вошли в историю не только русской, но и мировой поэзии.

Поделиться