Почему идея портфолио в школе провалилась. Портфолио для школы. Что такое портфолио

Разделы: Начальная школа

“Портфолио” - это индивидуальный “портфель” образовательных достижений – результаты школьных, районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?

Учебный “портфолио” в начальной школе для меня и моих детей – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Да, действительно, проблема портфолио наиболее актуальна в средней и основной школе.

Но я уверена, что основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах следующие:

  • Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности;
  • Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

И я могу с полной уверенностью сказать, что эти цели и задачи выполнены. Мы уже с ребятами 4-ый год ведём свои портфолио, и каждый ребёнок в нашем классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть ещё небольшие, но уже достижения. На переменах они снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желаю учиться, трудиться.

А ведь ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.

В каждом портфолио несколько разделов:

Первый раздел “” представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. (Ежов, Стасевская )

Второй раздел “Папка регалии”

Мы стараемся не оставлять без внимания творческих успехи наших учеников, награждая их почётными грамотами, вручая благодарности. Грамоты, дипломы, благодарности, медали занимают достойное место в этой папке.

В этот раздел входят различные таблицы, такие как: Результаты тестирования (таб. ) сведения об участии в творческих работах (методических неделях, по предметам, конкурсах, выставках). (таб. )

Большое внимание я уделяю развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах (Ежов ) интересные сведения о писателях (Стаценко, Геращенко, Иванова ) графики роста скорости чтения (Иванова, Шикунова, Лысанева ) летние дневники чтения (Загуменная, Лысанева )

Творческие работы по чтению:

а) загадки, прибаутки - Стащенко, Терников
б) стихотв. - Ежов
в) сказки - Курилова; Таня, Игорь

Всё это собираем в разделе “Литературное чтение”

Следующий раздел “Русский язык” - здесь творческие работы: лучшие сочинения, контрольные, самостоятельные, результаты тестирования. (Курилова, Лысанева, Красильникова )

Раздел “Окружающий мир” включает в себя больше всего творческих работ: докладов, сообщений, так как на уроках Окружающего мира широко используется метод проектов. Многие задания вовлекают детей в проектную деятельность. Первые работы, которые ребята начали выполнять в 1 классе, помогали оформлять родители, а ребята писали печатными буквами. Эти работы были небольшие. (Таня, Данил. Лиза )

Участие в проектной деятельности помогают ученикам проявить творчество, воспитывает самостоятельность, расширяет кругозор, побуждает к постоянному поиску нового. Ребёнок познаёт окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Доказательством этому то, что свои работы ребята оформляли в виде животных (Никита ), приготовили коллекцию бабочек (Джессика ), делали книжки-малышки (Ваня, Таня, Катя ) тематические, книжки-раскладушки (Таня ) – так выполнялись краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные проекты, групповые и индивидуальные проекты. После защиты проекта, все работы ребята вставляют в нужный раздел (фотографии с уроков (презентац. ), видео Красильн. )

Радует то, что некоторые ребята даже на каникулах самостоятельно подготавливают сообщения, делают творческие работы.

Это значит, на каникулах сами открывали учебники, выбирали интересные для себя темы и готовились: читали дополнительную научную литературу, писали, оформляли. Пусть это пока 4-5 уч-ков, но это пример уже другим, и с этого всё начиналось у них с 1 класса.

Раздел “Наши праздники”

Ученики проводят в школе большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа требует разрядки, для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности. И именно в начальной школе уч-ся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во вне урочной. Им хочется много знать, им всё интересно. Уч-ся желают проявить себя, продемонстрировать свои умения. Поэтому наша внеклассная жизнь насыщена и разнообразна. Значительную часть её составляют праздники и процесс подготовки к ним. Есть в нашем классе свои традиции: “День именинника” проводили каждый сезон, каждый год готовим праздничный концерт мамам ко Дню матери (видео ), проводим спортивные соревнования (видео солдаты, фото с папами ). К подготовке внеклассных мероприятий мы привлекаем родителей, поэтому ребёнок чувствует, что родители неравнодушны к его заботам, что для них важны его школьные дела, его маленькие открытия, он и сам к ним внимательнее относится. Все наши праздники, соревнования, поездки, экскурсии родители снимают на видео (отрывок праздник мам, спорт. сорев. ), а наши фотографы, их у нас трое: Красильникова Настя, Ежов Никита, Стаценко Данил, фотографируют, затем дома сбрасывают на диск и передают его ребятам. А ребята создают себе странички в раздел “Наши праздники” (Никита, Ваня, Настя ). Здесь можно найти фотографии с экскурсией, походов; отзывы о проведённых праздниках (Ежов, Ястребинская ) и многое другое.

Раздел “Дополнительное образование”

В классе 24 ученика из них: 10 человек – танц. Кружок “Лотос”, в худ. школу – 11 чел., в Воскресной школе при церкви занимается 2 чел.. в муз. школе – 2 чел., спортивные секции – 22 человека, занимаются в “Пошке” - 2 чел.

Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках, как в стенах родной школы, так и в учреждениях дополнительного образования, всё это не должно остаться без нашего внимания. Поэтому в этом разделе:

  1. грамоты Гольева – районная “Моя семья” - рис., Ястребинская – г. Москва “Мечты о космосе”
  2. танцы: грамота районная + благодарн. танцорам.

Фотографии Танцы , листы дневников Ежов.

Раздел “Моя семья”

Сочинения про мам, а родители “Каким я вижу будущее моего ребёнка?” / показ + рубрика “Помощь на дому”

Все эти разделы есть в портфолио каждого ученика.

Мы делаем, собираем портфолио уже 4-ый год и можно уже говорить, что интерес к этому делу только возрастает и не только у ребят, но и у родителей. В конце второго класса мы провели презентацию портфолио, на которой жюри определило победителей и лауреатов в различных номинациях: “Самый оригинальный портфолио” (слайд ), “За многогранность таланта” (+), “За творчество” (+), “За лучшее оформление работы” (+), были и др. номинации (веером )

Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений. Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа - плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, - говорит Виктор Болотов. - Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно - из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», - поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», - считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», - объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе - единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», - уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», - советует Александр Пименов.

Портфолио школьника - это папка, в которой собрана жизнь ученика, начиная с первого класса, а иногда с детского сада, все то, о чем не рассказали краткие характеристики и школьные оценки. Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов поясняет: «Сегодня представление об успеваемости ученика дают ЕГЭ и текущие оценки, портфолио же раскрывает всю многосторонность личности ребенка ».

Впервые вопрос о школьном портфолио прозвучал в 2003 году в российском образовательном сообществе. Но до сих пор этот документ вызывает массу вопросов и школы по-разному относятся к нему: в каких-то школах учеников и родителей просто заставляют вести портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

Зачастую ведение портфолио сводится к банальности: краткую биографию (или автобиографию) и похвальные грамоты складывают в нарядную папку.

Некоторые продвинутые учителя и родители скачивают из интернета готовые бланки. А недавно в книжных магазинах появились портфолио для школы. Готовый шаблон портфолио можно приобрести примерно за 100 рублей и в некоторых школах родителям сообщают фамилию автора и название издательства. Таким образом, у всех учеников портфолио одинакового образца.

Специальная группа экспертов в области образования разработала версию портфолио - «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы». Этот документ одобрен Минобрнауки, его легко найти в интернете по соответствующему запросу.

Ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта поясняет: «Мы составляли российский стандарт на основе уже имеющихся зарубежных образцов: эта практика давно и успешно используется в Америке и Европе. Например, рассмотрим портфолио ученика английской начальной школы. В его портфолио лежат успешные работы по математике, запись о том, что лучше всего у него получаются прыжки в высоту, видеозапись, как он прыгает и развлекается. Там же лежит его исследовательский проект о выращивании луковицы на подоконнике и аудиозапись его выступления на защите этого проекта. Ученик сам решает, что он хочет рассказать о себе. Портфолио, в первую очередь, это продукт какой-либо деятельности: учебной, творческой, индивидуальной, социальной».

Многие родители полагают, что портфолио поможет ребенку при поступлении в ВУЗ, в этом их иногда убеждают учителя, чтобы как-то мотивировать к созданию портфолио.

В действительности возможность использовать портфолио заканчивается с окончание школы. А вот в западных странах принят международный вариант, в котором каждый подтвержденный сертификат или документ оцениваются определенным количеством баллов. Сегодня в России не предлагается портфолио абитуриента.

«Идея сбора и накапливания дополнительной информации об ученике абсолютно правильна, дело тут в том, насколько объективной будет эта информация. Например, в портфолио школьника сказано, что он занял в олимпиаде по математике первое место, а какая это школа - сильная или слабая? Или ученику предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно» - считает Виктор Болотов.

Тогда возникает логичный вопрос - для чего вообще нужен этот документ, если и школы не знают, что с ним делать, и ВУЗы не учитывают его при поступлении.

В первую очередь портфолио может пригодиться ребенку при переходе в другую школу , говорят эксперты. Портфолио ученика даст учителям представление об уровне его подготовки, об уклоне образовании и о том, какой уровень изучения предмета ему подойдет.

Этот документ теоретически может быть полезен при подготовке ребенка к поступлению в зарубежный ВУЗ . В некоторых ВУЗах Великобритании и США практикуется «переходный» вариант портфолио из школы в ВУЗ, а во Франции закреплен на национальном уровне «дневник компетенций», который подобен портфолио и является дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

На всю страну есть единицы школ, где портфолио прописано в уставе школы. В большинстве школ это вещь добровольная .

Папка, в которой собран экстракт жизни ученика, начиная нулевого класса или даже с детского сада, все то, о чем не сказали школьные оценки и краткие характеристики, — это и есть портфолио школьника. «На сегодняшний день у нас есть ЕГЭ, есть текущие оценки, которые дают представление об успеваемости, а есть портфолио, которое нужно, чтобы раскрыть ребенка как многостороннюю личность», — поясняет вице-президент Российской академии образования .

Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и школы относятся к нему по-разному: где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты.

Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.

Однако есть версия портфолио, одобренная , которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования — «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети).

«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио — это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», — поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа — плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, — говорит Виктор Болотов. — Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно — из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», — поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», — считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр . В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», — объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе — единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», — уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», — советует Александр Пименов.

Папка, в которой собран экстракт жизни ученика, начиная нулевого класса или даже с детского сада, все то, о чем не сказали школьные оценки и краткие характеристики, – это и есть портфолио школьника. «На сегодняшний день у нас есть ЕГЭ, есть текущие оценки, которые дают представление об успеваемости, а есть портфолио, которое нужно, чтобы раскрыть ребенка как многостороннюю личность», – поясняет вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и школы относятся к нему по-разному: где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты.

Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.

Однако есть версия портфолио, одобренная Минобрнауки, которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования – «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети).

«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа – плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, – говорит Виктор Болотов. – Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», – поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», – считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», – объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе – единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», – уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», – советует Александр Пименов.

Поделиться