Что было главной территориальной единицей государства франков. Общественный и государственный строй Франкского государства. Реформы Карла Мартелла. Каролинги и папская область

раннесредневековое государство, возникшее в конце 5 в. на части территории бывшей Западной Римской империи при завоевании франками во главе с Хлодвигом Галлии. Включило в результате завоеваний Карла Великого почти всю Западную и часть Центральной Европы. Во Франкском государстве правили короли из династий Меровингов и (с 751 г.) Каролингов (с 800 г. - императоры). По Верденскому договору 843 г. территория Франкского государства подверглась разделу между внуками Карла Великого.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО

лат. Regnum Francorum) - политич. образование эпохи генезиса феодализма в Зап. Европе; существовало в кон. 5 - сер. 9 вв. В период наибольшего расширения охватывало почти всю Зап. Европу и часть Центральной; названо по имени франков, составлявших его первоначальное ядро. В истории Ф. г. выделяют: этап складывания раннефеод. отношений - кон. 5 - нач. 8 вв. ("период Меровингов"); этап становления зрелого феодализма - 8 - сер. 9 вв. ("период Каролингов"). Ф. г. возникло после падения Зап.-Рим. империи, в результате завоевания в 486 салическими франками во гл. с Хлодвигом I (481-511) из рода Меровингов владений рим. наместника Сиагрия в Галлии. При Хлодвиге же Ф. г. было расширено благодаря подчинению алеманнов, живших по среднему и верхнему Рейну (496), и завоеванию владений вестготов в Аквитании (507) и вост. франков в низовьях Рейна. При сыновьях Хлодвига были подчинены королевство бургундов (534), Прованс (536), приальпийские владения алеманнов, земли тюрингов между Везером и Эльбой (30-е гг. 6 в.) и баваров на Дунае (50-е гг. 6 в.); власть франков признали в известной мере и саксы. Франки вместе со всеми другими герм. племенами составляли по приблизит. оценкам не более 10-15% всего населения Галлии. Тем не менее социально-политич. обстоятельства благоприятствовали воен. успехам салических франков: относительно слабая (по сравнению с бургундами и вестготами) развитость социальных противоречий позволила франкским королям предпринимать завоевания, опираясь не только на своих дружинников, но и на широкое народное ополчение; принятие Хлодвигом христианства в католич. форме и установление союза с католич. епископатом обеспечило благожелательное отношение к франкам католич. галло-римского населения. Политич. и этнич. разобщенность завоевывавшихся франками народов также облегчала их победы. Обществ. развитие разных обл. Ф. г. шло в 6-7 вв. не вполне одинаково. В зарейнских обл., где франкское господство выражалось лишь во взимании с населения дани и размещении редких франкских гарнизонов, в 6-7 вв. продолжали преобладать общинные отношения, их разложение шло здесь очень медленно. На крайнем С. Галлии (сев. Австразия), где франки были наиболее многочисленны, возникло большое число новых чисто франкских поселений. Расселяясь, как правило, поодаль от уцелевших галло-римских поместий, франки долго сохраняли здесь самобытность своего социального устройства. Взаимодействие франкских общинных и галло-римских позднеантичных отношений развивалось в 6-7 вв. медленно, приводя к вызреванию лишь отдельных протофеодальных элементов. Напротив, в междуречье Соммы и Сены (сев. Нейстрия), где франкские деревни располагались среди численно преобладавшего галло-рим. населения, синтез франкских общинных институтов с позднеантичными был особенно активным. Уже к кон. 6 в. у франков здесь оформился полный аллод; в 7 в. стал оформляться феод. уклад, что выразилось в начале формирования крупного частно- сеньориального землевладения и феод. классов. Южнее Сены и особенно южнее Луары существовали лишь изолированные франкские поселения, в большинстве мест сохранились позднерим. поместья, где продолжалась эксплуатация рабов и колонов; в большей мере, чем на С. Галлии, сохранились также поселения гор. типа, ремесло и торговля; герм. население состояло гл. обр. из бургундов и вестготов, быстро ассимилировавшихся в галло-римской среде; преобладающим типом социальных отношений в 5-7 вв. оставались позднеантичные. Особенности социально-экономич. развития разных частей Ф. г. отразились на своеобразии их политич. орг-ции. На юге Ф. г. в структуре гос. учреждений особенно заметно сказывалось рим. влияние. Осн. адм.-территориальной единицей оставался гор. округ (civitas); долго сохранялись позднеримские муниципальные курии, а также рим. налоговая, таможенная и монетная системы. Севернее Луары рим. система местного управления удерживалась (до 6 в.) преимущественно в городах; в остальных местах адм. устройство развивалось под заметным воздействием франкских институтов воен. демократии. Гл. терр. единицей был здесь округ (pagus), включавший неск. сотен; в округах и сотнях продолжали действовать собрания свободных, решавшие нек-рые суд., а иногда и адм. вопросы. Однако уже в 6 в. и особенно в 7 в. стали расширяться права назначавшихся королями графов (которым были переданы судопроизводство, фискальные функции, командование местным ополчением), а прерогативы окружных и сотенных собраний сократились; стала сходить на нет политич. роль ежегодных общефранкских воен. смотров ("мартовские поля"). Высшая законодат., воен. и исполнит. власть во Ф. г. постепенно сосредоточивалась в руках наследств. королей, правивших при помощи королев. двора (palatium). После смерти Хлодвига в Австразии, Нейстрии, Бургундии утвердились разные ветви династии Меровингов. Король каждой из этих областей имел свой двор и дружину, периодически созывался королев. совет, включавший служилую знать и епископов. Социально-экономич. и социально-политич. особенности отдельных частей Ф. г. наложили отпечаток и на их этнич. и культ. развитие. В Аквитании и Бургундии в 6-7 вв. преобладала латынь, сохранились элементы светской образованности. В Австразии, а также в областях восточнее Рейна господствовали герм. языки. В Нейстрии происходило интенсивное слияние франкского и галло-рим. населения; на базе латыни здесь формировались романские диалекты. Христианство наиболее широко было распространено на Ю., а на С. - лишь в городах. Крестьянство сев. областей Ф. г. христианизировалось в 7-8 вв., а восточных - в 8-9 вв. Франкские короли сохранили привилегии католич. церкви, к-рыми она пользовалась с позднерим. времени (освобождение от налогов, признание церк. юрисдикции над клириками и др.), и предоставили новые. Благодаря королев. пожалованиям быстро росло церк. землевладение. В процессе расширения Ф. г. заметно усилилась франкская знать, в руки к-рой перешли галло-рим. поместья вместе с обслуживавшими их рабами и колонами, а также судебно-адм. права над свободным населением. Обширные зем. владения и социально-политич. привилегии обеспечили знати экономич. и политич. независимость от королев. власти и создавали базу для междоусобиц. Борьба во Ф. г. особенно обострилась с кон. 6 в., когда во главе враждующих группировок находились внуки Хлодвига короли Сигеберт и Хильперик и их жены Брунгильда и Фредегонда. При правнуке Хлодвига Хлотаре II (613-629) знать добилась узаконения ряда своих привилегий и, в частности, контроля над местным управлением. После смерти сына Хлотаря II Дагоберта (629-639), ненадолго приостановившего усиление знати, ей удалось поставить под свой контроль всю деятельность королей благодаря праву влиять на назначение майордомов, в руках к-рых сосредоточилась к этому времени вся гос. власть. Сепаратизм знати приводил к тому, что Австразия, Нейстрия, Бургундия и Аквитания все более обособлялись друг от друга. Правившие в них в 7 в. т. н. "ленивые короли" не обладали ни авторитетом, ни материальными ресурсами. В 1-й пол. 8 в. политич. могущество Ф. г. было восстановлено. В ходе междоусобиц кон. 7 - нач. 8 вв. господствующего положения во Ф. г. добилась австразийская знать во гл. с Пипином Геристальским, заставившим признать себя майордомом не только в Австразии, но и в Нейстрии и Бургундии. Сын Пипина Геристальского Карл Мартелл (715-741) сохранил права майордома в 3 осн. частях Ф. г. и, кроме того, вновь подчинил Тюрингию, Алеманнию и Баварию (к-рые освободились в 40-х гг. 7 в. от франкской зависимости), восстановил власть франков над Аквитанией и Провансом. Его победа над арабами в битве при Пуатье в 732 остановила араб. наступление в Зап. Европе. Общепризнанность власти Карла Мартелла позволила ему в 737-741 править во Ф. г., даже формально не возводя на королев. престол наследников Меровингов. Причины возвышения майордомов Австразии: поддержка их вновь сложившимся в Австразии (в ходе социального расслоения свободных аллодистов) слоем служилых людей, заинтересованных в расширении своих привилегий; ослабление соперников Австразии - Нейстрии, Бургундии и Аквитании, в к-рых более быстрое развитие социальной дифференциации привело к особому усилению сепаратизма знати; использование Карлом Мартеллом для вознаграждения своих приближенных зем. фонда, секуляризованного у церкви, и системы условных пожалований на срок службы (см. Бенефиций). Факторы, обеспечивавшие возвышение в 1-й пол. 8 в. австразийских майордомов, во многом объясняют и успехи их ближайших преемников - первых представителей династии Каролингов (Пипинидов) - Пипина Короткого (король 751-768) и Карла Великого (768-814). Их усилению способствовал также тесный союз с папством. Сын Карла Мартелла Пипин Короткий при поддержке папы провозгласил себя королем Ф. г. (751). Вторгшись в Италию, он разбил лангобардов (754 и 756), после чего передал города Равеннского экзархата и Римскую область во власть папам (см. Папская область). При Пипине были подавлены восстания в Алеманнии и Баварии, отвоевана у арабов Септимания (759) и вновь подчинена Аквитания, знать к-рой предпринимала попытки к отделению (760-768). Наивысшей силы Ф. г. достигло при Карле Великом, когда были завоеваны лангобардская Италия (773-774), Саксония (772-804) и терр. к Ю. от Пиренеев (кон. 8 - нач. 9 вв.). Политич. гегемония Ф. г. в Зап. Европе нашла отражение в короновании в 800 Карла Великого имп. (что представляло попытку возрождения Зап. Рим. империи). За время почти непрерывных войн, к-рые вело Ф. г. в 8 - нач. 9 вв., произошли глубокие изменения в его обществ. строе. В областях между Рейном и Луарой совершился "переворот в аграрных отношениях" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 19, с. 495): большинство свободных аллодистов и их земель перешло под власть знати, что ускорило складывание феод. зем. собственности; получила распространение крупная вотчина с домениальным х-вом, основывавшимся преим. на использовании барщинного труда зависимых крестьян- держателей - колонов, литов, сервов; в среде господств. класса возникла система вассалитета; феод. уклад стал ведущим. В областях к Ю. от Луары феод. уклад в 9 в. еще не победил, хотя и значительно усилился: неоднократные походы с целью восстановления власти франков во многом разрушили прежнюю систему землевладения, сохранившуюся с позднерим. времен, и подорвали позиции старой южно-галльской аристократии, место которой стала занимать франкская знать; усилилось втягивание в феод. зависимость крестьянства (как герм., так и галло-рим.). В зарейнских областях Ф. г. в 8 - нач. 9 вв. генезис феодализма также ускорился, хотя и не зашел дальше становления раннефеод. отношений, сосуществовавших с общинным укладом. В ходе феодализации исчезли пережитки институтов воен. демократии в политич. устройстве Ф. г. Высшей властью был признан король, превратившийся в выразителя интересов феод. знати. Общефранкские воен. сборы были окончательно заменены ежегодными смотрами конного войска, в к-ром значит. часть составляли вассалы светских и церк. магнатов ("Майские поля"). Совещаясь лишь со своими придворными, короли издавали капитулярии, определявшие основы правоотношений всех слоев населения. Гл. роль в управлении на местах играли графы и маркграфы, являвшиеся гос. должностными лицами и обладавшие всей полнотой суд., адм. и воен. власти в своих графствах (в одной только Галлии их было ок. 300). Из подчинения графов изымались, однако (в той или иной мере), территории, сеньоры к-рых пользовались иммунитетом. Общие суд. собрания в округах и сотнях были заменены суд. коллегиями присяжных (скабинов, шеффенов), назначавшихся по указу королев. чиновников. В результате б. ч. крестьян была лишена возможности влиять на судопроизводство. Одновременно было ограничено их участие в войске, поскольку со времени Карла Великого к непосредственному несению воен. службы привлекались, помимо бенефициариев, лишь те, кто имел не менее 3-4 зем. наделов (мансов). На рубеже 8-9 вв. экономическое и культурное развитие Ф. г. заметно оживилось. Возобновилась распашка новых земель; происходил рост ремесл. произ-ва; вместе с отвоеванием средиземноморского побережья расширилась внешняя торговля. Возобновились контакты с культурными центрами Средиземноморья, а также Ирландии. Потребность в грамотных администраторах и священнослужителях повлекла воссоздание школ во Ф. г. как на Ю., так и на С. Вместе с возрождением грамотности вновь пробудился интерес к литературе, светским наукам, изобразит. искусству (см. "Каролингское возрождение"). Франкская колонизация Аквитании и Бургундии в 8-9 вв. способствовала складыванию на Ю. будущей южнофранцузской (провансальской) народности и соответствующих диалектов. Заметное усиление этнич. консолидации населения происходило и между Рейном и Луарой, где также побеждали романские диалекты, отличавшиеся, однако, от провансальских. Герм. языки сохранились лишь в низовьях Рейна и в его правобережье. По мере углубления феод. отношений и экономич. и политич. усиления феод. знати в 9 в. устанавливается фактич. наследственность зем. пожалований и должностей. Авторитет и сила королев. власти слабеют, вновь обостряется междоусобная борьба. Сын Карла Великого Людовик Благочестивый безуспешно пытался сохранить целостность империи. Уже при внуках Карла Великого Лотаре, Карле Лысом и Людовике Немецком его держава была разделена по Верденскому договору 843 на три части, предвосхищавшие своими границами Францию, Германию и Италию (последняя была вначале соединена с землями по Роне и Рейну, сев. часть к-рых выделилась в дальнейшем в качестве Лотарингии). История Ф. г., оказавшегося колыбелью ряда ведущих гос-в совр. Европы, явилась базой для разработки мн. коренных вопросов развития Зап. Европы в раннее средневековье. Благодаря сравнительно многочисленным источникам исследователи интенсивно изучают на мат-лах Ф. г. закономерности перехода от античности к средневековью, социальную природу варварских обществ. осн. варианты взаимодействия римских позднеантичных и герм. общинных отношении, конституирующие признаки феод. социально-экономич. формации и т. д. В дискуссиях по этим проблемам в зап.-европ. медиевистике сложились историографич. направления германистов и романистов. а также сторонников вотчинной теории и общинной теории, возникли науч. школы А. Пиренна, А. Допша, М. Блока, Т. Майера и др.; по мн. проблемам истории Ф. г. дискуссии среди совр. зап.-европ. медиевистов продолжаются (см. Барг М. Б., "Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики", М., 1973). История Ф. г. как классич. вариант становления и начального этапа развития феод. отношений привлекала спец. внимание основоположников марксизма (особенно Ф. Энгельса), послужив конкретно-историч. базой для исследования ими на материалистич. основе мн. коренных проблем социального и политич. развития раннего средневековья. Социально-экономич. история Ф. г. широко освещена в работах сов. медиевистов Н. П. Грацианского, А. И. Неусыхина и их учеников. Королей и императоров Ф. г. см. в ст. Меровинги, Каролинги. Источн.: Салическая Правда, пер. Н. П. Грацианского, под ред. В. Ф. Семенова, М., 1950; MGH, Legum sectio 5. Formulae Merovingici et Karolini aevi, Hannoverae, 1886; Diplomata Karolinorum, t. 1-8, Toulouse - P., 1936-46; MGH, Legum sectio 2. Capitularia regum francorum, t. 1-2, ed. A. Boretius et V. Krause, Hannoverae, 1881-97; MGH, Scriptores rerum merovingicarum, t. 1-7, Hannoverae, 1885-1920; Polyptyque de l´Abbaye de Saint-Germain des Pr?s, publ. par A. Longnon, t. 1-2, P., 1886-95. Важнейшие повествовательные источн. - соч. Григория Турского, Псевдо-Фредегара и его продолжателей (см. в ст. Фредегар), Эйнгарда, Нитарда, Королевские анналы, Фульдские анналы, Сен-Бертенские анналы и др. Лит.: Энгельс Ф., Франкский период, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21 (особ, с. 25-85, 130-78); Петрушевский Д. М., Очерки из истории средневекового общества и государства, 5 изд., М., 1922; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Зап. Европе VI - VIII вв., М., 1956; Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX - начала XX в., М., 1958; Грацианский Н. П., Из социально- экономической истории западноевропейского средневековья. Сб. ст., М., 1960; Корсунский А. Р., Образование раннефеодального государства в Зап. Европе, М., 1963; Левандовский А. П., К вопр. о возникновении и распаде ср.-век. народностей (франкская народность), "ВИ", 1968, No 11; История Франции, т. 1, М., 1972, с. 32-68; (Более полный перечень работ сов. историков до 1966 см. в кн.: Вайнштейн О. Л., История сов. медиевистики, 1917-1966, М., 1968, с. 111-13, 252-53); Salin Е., La civilisation m?rovingienne..., t. 1-4, P., 1950-59; Bosl K., Franken um 800. Strukturanalyse einer fr?nkischen K?nigsprovinz, M?nch., 1959; M?ller-Mertens E., Karl der Grosse, Ludwig der Fromme und die Freien, В., 1963; Tessier G., La bapt?me de Clovis, P., 1964; Karl der Grosse. Lebenswerk und Nachleben, hrsg. von W. Brauntels, Bd 1-4, D?sseldorf, 1965-67; Geschichte der Franken bis zur Mitte des sechsten Jahrhunderts. Auf der Grundlage des Werkes von L. Schmidt unter Mitwirkung von J. Werner neu bearb. von E. Z?llner, M?nch., 1970; Epperlein S., Herrschaft und Volk im karolingischen Imperium, В., 1969; Doehaerd R., Le Haut Moyen ?ge occidental..., P., 1971; Duby G., Guerriers et paysans, VII-XII-e si?cle..., P., 1973. Ю. Л. Бессмертный. Москва. -***-***-***- Франкское государство

На границе страны были созданы более крупные территориальные объединения — герцогства, состоявшие из нескольких округов. Герцоги, возглавлявшие управление ими, были прежде всего командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ. В остальном они имели те же правомочия, что и графы. В исконно германских землях (восточные области Франкского государства) герцогская власть носила несколько иной характер. Она уходила своими корнями в прошлое, во времена племенных вождей, потомки которых стали герцогами франкских королей.

Возникновение государства у франков

Современник рассказывает, как усилилась власть Хлодвига во время завоевания Галлии. Однажды после жестокого боя франки среди другой военной добычи захватили драгоценную чашу. По древнему обычаю, вся военная добыча делилась по жребию между воинами. Но Хлодвиг попросил отдать ему эту чашу сверх его доли. «Делай всё, что тебе угодно,- ответили дружинники. — Никто не может противиться твоей власти!» Но один из воинов выступил вперёд и, разрубив чашу боевым топором, заявил: «Ничего ты не получишь, кроме того, что тебе достанется по жребию!» Хлодвиг смолчал, но решил отомстить воину. Через год на военном смотре он обвинил непокорного воина в том, что его оружие содержится в беспорядке, и разрубил ему голову боевым топором. «Так и ты поступил с чашей!» — воскликнул он при этом. После смотра воины в страхе разошлись. Так, опираясь на преданную ему дружину, Хлодвиг силой принуждал франков к подчинению.

Государство и право франков

Частная собственность на землю возникала в результате дарений, покупок у римлян, захватов не занятой никем земли. Позднее эти земли получили название аллода. Наряду с ними существовали земли, переданные собственниками в пользование и владение за определенные услуги и плату натурой, так называемый прекарий. В смутное время, когда знать вела войны за обладание землей, многие владельцы аллодов сознательно передавали его могущественным магнатам под условием покровительства, т.е. защиты от нападений других магнатов.

Государство и право франков

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

Общая характеристика государства Франков

Еще при первом требовании кредитор получал от тунгина право на протест в присутствии свидетелей против всякого платежа кому-либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор шел к графу, который вместе с ним и семью рахинбургами отправлялся в дом должника, арестовывал его имущество и передавал кредитору имущество, соразмерное сумме долга. Третья часть штрафа шла в пользу графа в качестве фредуса (штрафа за нарушение мира).

ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

Высшая судебная власть находились в руках монарха. Большинство дел рассматривали основные суды — «суды сотни». Постепенно судебная власть стала переходить в руки феодалов. Граф, центенарий или викарий созывали мольберг — собрание свободных людей сотни. Они из своей среды выбирали судей — рахинбургов. Суд происходил под руководством выборного председателя — тунгина. На заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители сотни. Королевские уполномоченные следили только за правильностью судопроизводства.

Тема 4: Краткий конспект лекции по теме: «Государство и право франков»

Центром управления империи был императорский двор с его чиновниками - дворцовым графом, соединявшим в своих руках вместе с отправлением правосудия руководство королевской администрацией; канцлером - хранителем государственной печати, отвечающим за составление королевских актов и стоящим во главе канцелярии; пфальцграфом, заведовавшим дворцовым хозяйством; архикапелланом - главой франкского духовенства, духовником короля и его советником по церковным делам, хранителем особой святыни франкских монархов - плаща св. Мартина Тульского. Большинство других должностей, существовавших ранее (маршал, сенешал и т.д.), сохранились и при Каролингах.

Государство франков кратко

Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Особенностью V — VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.

Государство франков кратко

Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления — традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Они были заменены системой назначаемых первоначально из центра должностных лиц - уполномоченных короля. Вся территория страны была разделена на округа - паги. Управление округом вручалось графу. Ему придавался военный отряд.

ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

  1. Карл Мартелл “Молот”, правивший во Франкском государстве в качестве майордома-герцога с 715 по 741 гг., покончил с дарением земель в полную собственность и положил начало раздаче их в виде бенефиция; провел конфискацию земель у непокорных (не подчинившихся) светских и духовных феодалов; осуществил в основном объединение многих частей Франкского государства в единое целое; заложил основу профессионального рыцарского войска.
  2. В 800 г. Карл Великий принимает титул императора. Эволюция государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление собственно королевской власти и ликвидация местного самоуправления.

Бесплатная коллекция рефератов

Родоплеменные отношения как устройство власти не соответствовали возникающим требованиям, и они начинают уступать место новой организации, в которой власть военачальника превращается в королевскую власть. Это была особая «публичная власть», которая уже не совпадала непосредственно с населением. Утверждение публичной власти было неразрывно связано с введением территориального разделения населения. Территории, заселенные франками, были разделены на округа - пачи, которые состояли из более мелких единиц - сотен. Управление населением на этих территориальных делениях вручалось специальным должностным лицам.

Государство франков

Упадок императорской власти, все возрастающая непопуляр­ность римского правления создавали благоприятные условия коро­лям-союзникам Рима для расширения полномочий, для удовле­творения их политических претензий. Они часто со ссылкой на императорское поручение присваивали всю полноту власти, взи­мали налоги с местного населения и пр.

Франкская империя (Франкское государство)

В 481 году Меровингов возглавил Хлодвиг, сын умершего короля Хильдерика. Хлодвиг был жаден до власти, корыстен и стремился во чтобы то ни стало расширить границы королевства путём завоеваний. С 486 года Хлодвиг стал подчинять себе окраинные римские города, население которых добровольно переходило под власть франкского правителя. В результате, он получил возможность даровать своим приближенным имущество и землю. Так началось формирование франкской знати, которая признавала себя вассалами короля.

Реферат: Государство франков

Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязани­ях. Однако церковь в это время не была еще политическим образо­ванием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впо­следствии звание папы римского.

Возникновение Франкского королевства

Франки были мужественными и бесстрашными воинами. Современники говорили про них, что если франк не может победить в бою, то он скорее погибнет, чем покажет врагу спину. Вождь франков Хлодвиг (486—511) сумел объединить эти воинственные племена и стал их королем. В 486 году он покорил земли бывшей римской провинции Галлии и основал здесь свое королевство.

ЛЕКЦИЯ № 24

В конце V века, в одну из провинций Рима Галлию стали вторгаться германские племена и на руинах Римской империи начали создаваться новые государства: вестготов, бургундов, франков, алеманов, остготов и вандалов. Название «германцы» данное им Цезарем объединяла их под общим названием.

Наиболее сильными их них были салические франки (хамавы, бруктеры, усибиты, телктеры, сугамбры, и др.). Салическими их называли от кельтского «sal» - море, так как они жили по морю. В 486 году Хлодвиг I (466-511 гг.) из рода Меровингов разбил войска Римского наместника Сиагрия, что явилось исходным этапом в образовании Франкского государства. Принятие в 496 году христианства, укрепило власть Хлодвига I, обеспечив ему поддержку духовенства и галло-римского населения. Своей резиденцией он сделал Париж, а власть наследственной. При нем была написана Салическая правда.

В развитии феодализма и государства у франков прослеживается две фазы:

1) Монархия Меровингов (VI-VII вв.). Меровинги - первая королевская династия франков, ведущая свое название от имени короля салических франков - Меровея (сер.V в.). Смерть Хлодвига повлекла за собой столетнюю борьбу за власть. Меровинги утвердили частную собственность на землю (аллод). Земля стала наследственной и свободно отчуждаемой, что привело к классовому размежеванию общины. Появились безземельные крестьяне, потерявшие личную свободу. Их закабаление происходило посредством договора прекария (от лат. - «просьба»}, когда крестьянин получает землю на условиях выполнения определенных повинностей.

Позднее возникла система патроната («покровительства»), где крестьяне искали защиты у влиятельных лиц. Отдача себя под «покровительство» (коммендация) стала распространенным явлением и через несколько поколений многие крестьяне были уже крепостными (сервами).

Эксплуатация крестьянства обострила классовую борьбу. Для сохранения власти Меровинги стали раздавать знати все больше земель. Росло могущество знатных фамилий в руки, которых перешли важные государственные должности, в том числе и должность майордома. Первоначально майордом (старший по дому) управлял королевским дворцом, а в VII-VIII вв. она превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода давшего начало династии Каролингов. Майордом стал фактически главой франкского государства.

2) Монархия Каролингов (VIII-IX вв.). Каролинги - королевская династия, сменившая Меровингов в 751 году. Название Каролинги происходит от имени Карла Великого. В 687 году один из видных представителей этого рода - австрийский майордом Пипин Гиристасльский стал правителем франкского королевства. Власть Каролингов упрочилась в правлении сына Пипина Гиристальского - майордома Карла Мартелла и внука Пипина Короткого.



Главной чертой развития франкского общества являлось возникновение и развитие феодализма. Франки вступали в эпоху феодализма в процессе первобытнообщинного строя, а галло-римляне в ходе распада рабовладельческого общества.

Реформа Карла Мартелла. В первой половине VIII века во франкском государстве стали происходить социально-политические изменения связанные с реформой Карла Мартелла.

Суть реформы Карла Мартелла была такова. Он отменил прежний порядок дарения земли, конфисковал у непокорных феодалов и монастырей их земли вместе с крестьянами, и передавал их на пожизненное держание - бенефиций (от лат. - «благодеяние»}. Хозяин


бенефиция был обязан нести военную службу в качестве рыцаря на свои средства до определенного возраста. Отказ от службы лишал права на бенефиций. Между бенефициарием и лицом, вручившим землю, установились договорные отношения, их стали именовать соответственно вассалом и сеньором. Реформа Карла Мартелла способствовала временному усилению центральной власти.

Своего наивысшего расцвета государство франков достигает при Карле Великом осуществившим ряд успешных походов, в результате чего в состав государства вошли территории, ныне составляющие Западную Германию и Северную Испанию. Карл Великий был провозглашен императором, но абсолютной власти у него небыло, так как он ее делил со знатью без согласия, с которой он не принимал, ни одно важное решение. Ежегодно созывался съезд знати, именуемый Великим полем.

Усиление центральной власти повлекло за собой формирование органов управления государства. Стало возрастать значение высших должностных лиц - министериалов: майордома, пфальцграфа - возглавлявшего дворцовый суд; тезаурария - хранителя сокровищ и казначея государства; маршала - начальника конного войска; архикапеллана - духовника короля.

Территория страны была разделена на округа - паги которыми управляли графы. Паги делились на сотни. Сотнями руководили выборные лица, а при Меровингах эти должности замещались лицами, назначенными из центра - уполномоченными короля. На севере их называли центенариями на юге викариями. Они подчинялись графу и дублировали его власть в пределах сотни.

На границах страны были созданы - герцогства, состоявшие из нескольких округов во главе с герцогами - командирами местного ополчения. Должности герцог и граф стали наследственным титулом.

Высшая судебная власть находились в руках монарха. Большинство дел рассматривали основные суды - «суды сотни». Постепенно судебная власть стала переходить в руки феодалов. Граф, центенарий или викарий созывали мольберг - собрание свободных людей сотни. Они из своей среды выбирали судей - рахинбургов. Суд происходил под руководством выборного председателя - тунгина. На заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители сотни. Королевские уполномоченные следили только за правильностью судопроизводства.

Позднее председательствовать в суде стали люди короля миссии - получившие право назначать членов суда скабинов, после чего обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена.

Несмотря на свое величие, Франкское государство, занимавшее почти всю территорию современной Западной Европы из-за слабости хозяйственных связей между отдельными районами, натурального характера экономики пришло в упадок. Кроме этого франкские феодалы не были заинтересованы в единстве государства, что привело, в конечном счете, к расколу государства.

В 843 году этот раскол был юридически закреплен в договоре в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи стали три королевства: Западнофранкское, Восточнофранкское и Срединное (будущие Франция, Германия и Италия).

Из фамилии Меровингов, заняло всю Галлию. Под властью королей этой династии находились, с одной стороны, галло‑римляне, с другой, кроме франков (салических и рипуарских), и другие германские племена, покоренный франками при Хлодвиге и его преемниках (аллеманы, бургунды, бавары и тюринги). После смерти Хлодвига (511) у него осталось четыре сына, которые разделили наследство своего отца на четыре удела, так как в это время у франков еще не выработалось настоящего понимания того, что такое государство в отличие от частного имения. Хотя младшему из сыновей Хлодвига (Хлотарю I) и удалось снова соединить все королевство под своею властью, но после него оно опять распалось. Уже при сыновьях Хлодвига между отдельными Меровингами происходили ссоры и междоусобия, отличавшиеся крайнею разнузданностью и жестокостью нравов . Отдельные части королевства тоже не ладили между собою. Северо-восточную часть монархии (Австразию) населяли рипуарские франки и другие германские племена, которые лишь очень слабо подчинялись римским началам, тогда как северо-запад (Нейстрия), юго-запад (Аквитания) и юго-восток Бургундия) были, наоборот, сильно романизированы.

Рост Франкского государства 481-814 гг.

Меровингские короли стремились подчинить своей власти франков наравне с галло‑римлянами, уже привыкшими к абсолютной власти императора, но франки не особенно дружелюбно смотрели на усиление королевской власти. В большей части государства, однако, франкские начала быта приходили в упадок. Народное вече, имевшее главное значение в быту германцев на их родине, уже сделалось невозможным после того, как франки расселились по всей Галлии. Место вечевых собраний заняли при Меровингах так называемые мартовские поля, на которые короли ежегодно созывали свое войско, состоявшее из франков и галло‑римлян; но это были скорее военные смотры, хотя на них происходило также утверждение новых законов или разных королевских распоряжений. Во главе отдельных областей стояли графы (comites), назначавшиеся королем и пользовавшиеся большою властью, но рядом с ними для более важных дел продолжали существовать местные веча. Таким образом, короли управляли государством по‑римски – чрез назначавшихся ими чиновников; однако, эта система оказалась неосуществимой по тогдашнему состоянию общества.

Государственное хозяйство империи при франках пришло в Галлии в расстройство. Общество не хотело платить налогов, правительство не умело их взыскивать. Не имея в распоряжении государственных доходов, франкские короли начали вознаграждать своих слуг, которых поручали те или другие должности, пожалованиями из своих имений. В Галлии в эпоху империи было много поместий, принадлежавших императорскому фиску (казне); эти поместья достались франкским королям, которые стали смотреть на них, как на частную свою собственность, и начали щедро их раздавать за службу, не делая притом большого различия между чисто придворными и государственными должностями. Пока таких земель оставалось много, у Меровингов было чем награждать своих слуг, но потом они обеднели и с этим потеряли свое прежнее значение. Зато в обществе большую силу забрала знать. Она составилась из крупных землевладельцев еще римской эпохи и из приближенных или слуг короля, обогатившихся от королевских пожалований. Из этой знати особенно выдвинулись так называемые майордомы (major domus) или палатные меры (major palatii), стоявшие во главе всего дворцового управления; они заведовали королевскими поместьями и их раздачею и были вместе с тем начальниками королевской дружины. Ослабление государственной власти повлекло за собою усиление знати. Богатые и могущественные люди начали притеснять простой народ: сильные отнимали у слабых земли, а их самих подчиняли своей власти, причем многие бедняки и сами закрепощались, дабы найти себе защиту и покровительство у какого‑либо знатного и богатого человека.

Королевство франков. Видеоурок

33. Австразийские майордомы

В VII. в. главное значение в франкском королевстве получила Австразия, где сильнее были старые франкские порядки и обычаи. В этой части государства франков возвысился майордом Пипин Геристальский , обладавший очень многими поместьями и отличившийся в борьбе с саксами. Должность майордома сделалась наследственною в его фамилии, и сам он даже стал называться герцогом австразийских франков. Сын его Карл, прозванный Молотом (Мартелл) , победил и нейстрийских франков и заставил их подчиниться своей власти; он нанес также удар аллеманам, баварам и тюрингам, которые хотели возвратить себе самостоятельность. Таким образом Карл Мартелл собрал воедино снова все королевство. Меровингские короли при австразийских майордомах были королями лишь по имени; престолом распоряжались майордомы. Кроме войн с соседями Австразии. Карлу Mapтелу пришлось еще отразить нашествие на Галлию арабов, незадолго перед тем завоевавших Испанию и вторгшихся в Аквитанию, и эта победа тоже подняла его авторитет. Между тем материальных средств у него было слишком мало, потому что королевские имения почти все были розданы. Тогда решительный майордом стал пользоваться для удовлетворения государственных потребностей теми имуществами, которые принадлежали духовенству и монастырям, что, конечно, вызвало неудовольствие представителей церкви. Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий , уже не захотел оставаться майордомом и возложил на свою голову королевскую корону (752), основав тем самым новую династию Каролингов .

На огромной территории Римской империи было рас­сеяно множество варварских племен: готы, франки, бургунды, аламанны, англосаксы и пр.

Римляне все чаще использовали германцев в качестве наемных солдат и поселяли их на своих границах. В V в. высшие звания римских магистратов стали носить вожди варварских племен, возглавлявшие союзные Риму армии, которые заключили соглашение о переходе под власть Рима.

Упадок императорской власти, все возрастающая не­популярность римского правления создавали благоприят­ные условия королям - союзникам Рима для расширения полномочий, для удовлетворения их политических претен­зий. Они часто со ссылкой на императорское поручение присваивали всю полноту власти, взимали налоги с мест­ного населения и пр.

Вестготы, например, поселенные Римом в качестве своих федератов в 412 году в Аквитании (Южная Фран­ция), впоследствии расширили территорию своего Тулузского королевства за счет территориальных завоеваний, признанных в 475 году римским императором. В 507 году это королевство было покорено франками. В 476 году власть в Западной Римской империи была захвачена одним из вар­варских военачальников Одоакром. Он был убит в 493 году основателем королевства остготов Теодорихом I, установив­шим свое единоличное правление во всей Италии. Это ко­ролевство пало в 555 году. Возникали и поглощались в ре­зультате кровавых войн, междуусобиц и другие "племен­ные государства" варваров.

Но особую роль в Западной Европе суждено было сыг­рать салическим (приморским) франкам, входившим в союз германских племен, сложившийся в III в. на северо-восточ­ной границе Галлии, провинции Римской империи.

Салические франки, во главе со своим вождем Хлодвигом (481-511 гг.), в результате победоносных войн в Гал­лии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же, ут­вердившись как представитель римского императора, ста­новится властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он приобре­тает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и пр.

Галлия, однако, еще долго сохранялась под сенью Восточной Римской империи (Византии). Только в VIII в. титул римского императора был присвоен франкскому ко­ролю Карлу Великому. Благодаря влиянию Рима и римской христианской церкви Галлия вопреки географической раз­дробленности сохраняла на протяжении веков своеобраз­ное единство, превратившись в ходе длительного эволю­ционного процесса в ту Франконию, которая стала праро­дительницей будущей Франции и Германии, а также тер­риториальной первоосновой развития западной христианской цивилизации.

Формирование феодального общества и государства франков. Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефе-одальной монархией. Оно возникло в переходном от об­щинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество ха­рактеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладель­ческих, родоплеменных, общинных, феодальных отноше­ний), незавершенностью процесса создания основных клас­сов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток ста­рой общинной организации, учреждений племенной демок­ратии.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризует­ся не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической пере­стройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в фор­ме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основ­ных классов феодального общества: замкнутого, иерархи­чески соподчиненного, связанного вассально-ленными уза­ми класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства - с другой. На смену относи­тельной централизации раннефеодального государства при­ходит феодальная раздробленность.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих фран­ков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхуш­ку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в. ран­неклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, од­нако, не получил широкого распространения. Раб в отли­чие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, сво­бодные франки (общинники) и полусвободные литы. Раз­личия между ними были не столько экономическими, сколь­ко социально-правовыми. Они были связаны главным обра­зом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия фран­ков, стала принадлежность к королевской службе, коро­левской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в сис­теме денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц - полусвободные литы, жизнь которых оценивалась полови­ной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находя­щегося в личной и материальной зависимости от своего гос­подина. Литы могли вступать в договорные отношения, от­ стаивать свои интересы в суде, участвовать в военных по­ходах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полага­лось, как правило, то же наказание, что и рабу, напри­мер смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков свидетельствует и о начавшемся иму­щественном расслоении франкского общества. В Саличес-кой правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяй­ство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных пра­вах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наслед­ству по мужской линии. Дальнейшее углубление социаль­но-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод - от­чуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков - сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе воз­никновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой - земельного держания зависимых от них крестьян.

Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, коро­левских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель, ско­та, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.

Столкновение общинных порядков франков и поздне-римских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых феодальных отношений. Уже в середине VII в. в северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Расслоение "рядовых свободных" в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.

Процессы феодализации в VI-VII вв. на юге Галлии н получили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкской колонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал широко использоваться труд рабов n. колонов, но глубокие социальные перемены происходили и здесь, главным образом за счет повсеместного роста крупного церковного землевладения.

V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом братстве, помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.

Население Галлии под духовным воздействием священнослужителей, возглавляемых епископами, стало воспринимать все больше христианские догматы, идею искупления, полагаясь на заступничество святых отцов ради обретения прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений, повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного сознания внимание людей естественно концентрировалось на таких вопросах, как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед чистилищем и адом церковь стала использовать в своих корыстных интересах, собирая и на- капливая за счет и правителей, и простых людей многочисленные пожертвования, в том числе и земельные. Рост церковного землевладения начался с земельных отказов церкви Хлодвигом.

Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это.время не была и еще политическим образованием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество лю­дей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впослед­ствии звание папы римского.

В деятельность церкви в качестве "христовых намест­ников" на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укрепления своей крайне нестабильной власти на­значали епископов из своих приближенных, созывали цер­ковные соборы, председательствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанском церковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть. введен в церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанского церковного собора в 549 году было окончательно закреплено право королей контролировать назначение епископов.

Это было время все более тесного переплетения свет­ской и религиозной власти, когда епископы и другие рели­гиозные деятели заседали в правительственных органах, а гражданская администрация на местах осуществлялась епар­хиальными управлениями.

При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных функций стало неотъемленной частью пути к почету, пройдя который приближенные короля становились местными пра­вителями - графами и епископами одновременно; нередки были случаи, когда епископы управляли городами и окру­жающими их сельскими поселениями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащих налогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.

Сами же епископы, владея большими церковными хо­зяйствами, стали занимать все более высокое место в скла­дывающейся феодальной иерархии, чему способствовали и незапрещенные браки священников с мирянами, предста­вителями феодальной верхушки.

Бурным ростом феодальных отношений характеризу­ются VII-IX вв. В это время во франкском обществе про­исходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственнос­ти, к утрате общинником земли и свободы, к росту част­ной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI - VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновения местной знати или сопротивления населения взиманию налогов. К тому же к концу VII в. франки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой и Рейном.

Одной из попыток решить проблему укрепления государственного единства в условиях повсеместного неповиновения центральным властям стал церковный собор "прелатов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году. Эдикт, принятый собором, призвал к "пресечению наису- ровейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленников", грозил наказанием за "хищения и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах", но одновременно ограничивал и право граж­данских судей и сборщиков налогов на церковных землях, закладывая таким образом законодательную основу их им­мунитета. Епископы к тому же по решению собора должны были впредь избираться "духовенством и народом" при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.

К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на ос­нове новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассаль­ных связей могло произойти в это время усиление коро­левской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.

Реформа Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл (715-741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церков­ных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет создан- ного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное ус­ловное держание - бенефиции годеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, ко­торые несли в его пользу барщину или платили оброк. Ис­пользование такой же формы пожалований другими круп­ными землевладельцами привело к складыванию отноше­ний сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелки­ми феодалами.

Расширению феодального землевладения в VIII в. спо­собствовали новые захватнические войны, сопровождав­шая их новая волна франкской колонизации. Причем если во франкской колонизации VI-VII вв. принимала участие в основном верхушка франкского общества, то к колони­зации VII-IX вв., происходившей в значительно больших размерах, были привлечены зажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарством класс феодалов.

С середины VIII в. начинается период, предшествую­щий завершению процесса расслоения франкского обще­ства на класс феодальных землевладельцев и класс зависи­мых от них крестьян, широкое распространение получают отношения покровительства, господства и подчинения, воз­никающие на основе особых договоров коммендации, пре-кария, самозакабаления. На развитие отношений покрови­тельства большое влияние оказал римский институт - клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и пат­роната у франков были вызваны к жизни крушением ста­рых родовых связей, невозможностью экономической са­мостоятельности мелкокрестьянского хозяйства, разоряемого войнами, грабежами феодалов. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные уча­стки, получая их обратно на условиях выполнения опреде­ленных повинностей, уплаты оброка и пр.

В процессах установления власти крупных землевла­дельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным зе­мельным собственником. Оплотом господствующего поло­жения церкви были монастыри, а светской знати - укреп­ленные замки, которые становились вотчинными центра­ми, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.

Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монас­тырями. Они не всегда были непосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный учас­ток командируемого, как это имело место в случае дого- вора самозакабаления. Но раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными.

Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавался переходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существовали три формы прекария: "прекарий данный" - своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал уча­сток земли во временное пользование. По договору "прекарий возмещенный" прекарист пер­воначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария воз­никал, как правило, вследствие залога земли в обеспече­ние долга. По договору "прекарий подарен­ный" прекарист (чаще всего под прямым нажимом земле­владельца), уже попавший в экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания.

Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем., в любую минуту. По мере того как число подвластных магнату людей (прекаристов, коммендируемых) росло, он приобретал над ними все большую власть.

Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 года, например, запрещалось кому-либо принимать под покровительство людей, оста­вивших сеньора без его разрешения. Постепенно вассаль­ные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом.

Поздние "варварские правды" свидетельствуют и о других изменениях в социальной структуре варварских обществ, происходящих в связи с развитием новых фео­дальных отношений. В Аламаннской и Баварской правдах (VIII в.) все чаще упоминается фигура колона. Колон или раб, посаженный на землю, был известен и римскому пра­ву, которое лишало его хозяйственной самостоятельности, права заключать договоры, подписывать документы и пр.

Вестготы в V-VI вв. восприняли из Рима эти запреты. Но остготы начали отходить от них. По ст. 121 Остготской правды, например, "если кто давал в долг деньги колону или рабу, без ведома господина, то он мог вернуть долг из пекулия", то есть из имущества, которым он владел.

Возникла новая феодальная форма колоната, отлича­ющаяся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестья­нин. Согласно Аламаннской правде (22, 3)" колон ведет са­мостоятельно хозяйство, но должен платить подати нату­рой церкви или отрабатывать барщину 3 дня в неделю.

Происходят изменения и в правовом статусе рабов. Ослаблялись, например, строгие запреты на браки рабов со свободными. Если по римскому праву свободная женщи­на за связь с рабом обращалась в рабство, а по Салической правде ее можно было безнаказанно убить, то Аламаннс-кая правда давала такой женщине право возражать про­тив "рабской работы служанки" (18,2).

И, наконец, в IX в. крупные бенефициарии добивают­ся права передавать бенефиции по наследству. На смену бенефицию приходит феод. Крупные феодалы.превраща­ются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях.

Государственный строй. В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выя­вить три главных направления. Первое направление, осо­бенно характерное для начального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе - определялось развити­ем органов вотчинного управления, третье - было связа­но с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньо­ров с формированием сеньориальной монархии, что выя­вилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).

Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных об­ластей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским коро­лем, утвердившим свое исключительное положение еди­ноличного правителя. Из простого военачальника он пре­вращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением со­родичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепивших позиции фран­кского государства за счет поддержки галло-римского кли­ра, было принятие христианства.

С принятием христианства Хлодвигом церковь стано­вится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оп­равдание захватническим войнам, как ссылка на "истин­ную веру", объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

Постепенный переход галльской элиты в христианскую веру становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развития особой региональной фео­дально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.

Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы склады­вания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины оконча­тельно приходит община территориальная (марка), а вмес­те с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские ^ ^"Поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания (“малюс"), выполняющие судебные функции под предсе-дательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были представителями общины.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали

вергельд.

Король выступал прежде всего как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказаниe для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и приме-нить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в олределенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание явипось больше трех сацебаронов.

Королевские предписания, согласно Салической правде, касаются незначительного круга государственных дел - призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обви-няемоro в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

Власть франкских королей стала передаваться по наследству. В VI -VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Пока^^Н зательно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.

Однако король в это время - прежде всего военный предводитель, военачальник, главной заботой которого является "порядок" в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной администрации, казначейстства, самостоятельных королевских судов, обладающих апелляционными функциями. .

Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются дворцовый граф референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет главным образом судебные функции, руководит судебными поединками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

В VI-VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный-мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями "из седла". |^Н

Формирование местных органов власти происходит b это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского воен­ного отряда свободных франков дружина, а следователь­но, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отлича­лись своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придвор­ный королевский штат. Все они были заинтересованы в уси­лении королевской власти, в разрушении старого племен­ного сепаратизма, в укреплении новых порядков, сулив­ших им обогащение и социальный престиж.

Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода "де­мократия знати", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

Расширение участия феодализирующейся знати в уп­равлении государством, "сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той от­носительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значитель­ные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни од­ного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все боль­ше независимости, административных и судебных функ­ций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, став­шие крупными землевладельцами. Они начинают присваи­вать налоги, пошлины, судебные штрафы.

Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктом (ст. 12) зап­рещалось назначение должностного лица - веро­ятно, герцога или графа, как и подчиненного ему челове­ка", если они не были местными землевладельцами. В 673 году светская знать добилась подтверждения Хильпериком II этой статьи эдикта. Функции управления, таким образом, зак­реплялись за крупными местными феодалами.

В поздних правдах местным правителям - герцогам и графам - уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыпол­нение требований герцога или графа, за "пренебрежение к их повестке с печатью". Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, "которых народ поставил или их избрал"; он свидетельствует о широте тех дел, "кото­рые их касаются". Здесь предусмотрено наказание в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за "небрежность" при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполне­ния приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, "поступившего против закона" (2, 2).

Более того, по Аламаннской правде должность герцо­га наследуется его сыном, которому, однако, грозит "из­гнание и лишение наследства" за попытку "завладеть ею грабительски" (25, 1-2), правда, король мог "простить сына... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.

Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассаль­ной зависимостью от короля как сеньора.

С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правле­ния в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, зе­мельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского госу­дарства, переживавшего длительный период политической дестабилизации, расчленения. Сын и преемник Карла Мар-телла, не желая даже формально признавать короля, про­извел государственный переворот, заточил последнего цар­ствующего Меровинга в монастырь и занял его престол.

Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейше­му развитию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территоррия, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров-вотчинников.

Поделиться