Шаги к пониманию культуры презентация. Презентация на тему " Что такое культура" презентация к уроку по обществознанию (9 класс) на тему. Понятие культуры общества




















1 из 19

Презентация на тему: Культура

№ слайда 1

Описание слайда:

К У Л Ь Т У Р А Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура - это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности. Культура - возделывание души человека (Цицерон). КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохиЧеловек не может жить вне культурымассовая, элитарная культура, субкультура

№ слайда 2

Описание слайда:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ«КУЛЬТУРА» Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" . Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

№ слайда 3

Описание слайда:

Чтобы получить представление о многозначности понятия "культура", обратим внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и США: комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор); "каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс); "социальное наследование" (Б. Малиновский); "культурный аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения" (П.. Сорокин);

№ слайда 4

Описание слайда:

КУЛЬТУРА "организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт); "то, что отличает человека от животного" (В. Оствалъд); "процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса" (Э, Кассирер); "совокупность интеллектуальные элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).

№ слайда 5

Описание слайда:

В отечественной культурологии основными являются следующие определения: культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский); культура "ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей"; "способ человеческой деятельности" (Э. Маркарян); "знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);

№ слайда 6

Описание слайда:

КУЛЬТУРА "воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе); "состояние духовной жизни общества" (М. Ким); "культура в современном понимании есть совокупности материальных и духовных предметов человеческой деятельности" (Э. Соколов); "система регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов); "культура как система духовного производства охватывает сознание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентацией - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б. Ерасов).

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Основные культурологические школы а) символическая школа Главным, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.

№ слайда 9

Описание слайда:

Основные культурологические школы б) натуралистическая школаПредставители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.

№ слайда 10

Описание слайда:

Основные культурологические школы в) психологическая школаС точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.

№ слайда 11

Описание слайда:

Основные культурологические школы г) социологическая школаОбъединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.

№ слайда 12

Описание слайда:

Основные культурологические школы г) аксиологическая школаЭто направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Функции культуры 3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. 4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

№ слайда 15

Описание слайда:

Функции культуры 5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом. 6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

№ слайда 16

Описание слайда:

Функции культуры 7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

2 круга исследованияпонятия «культура» Мысль об иссякании, конечности культуры нашего времени, в которой традиционность мешает возрождению «механизированного человека» (Н. А. Бердяев, Ф. Майор, К. Ясперс).При всей несводимости 1 и 2 концепций – общий центр: человек субъект культуры, ее центр.

Данная презентация рассматривает понятие культуры как широкую составляющую духовной жизни общества. В работе определяются подходы к определению культуры, функции культуры и её формы, где выявляются особенности и характерные черты массовой, народной и элитарной с использованием иллюстративного материала. Презентация формирует у старших школьников интерес к культорологическим проблемам и осознание себя в в современном мире.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Духовная жизнь общества Культура и духовная жизнь Формы и разновидности культуры

Народная культура - это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства.

В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

Традиционность - важное качество Н.к. во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.

СУБКУЛЬТУРЫ ПРОТИВОСТОЯЩИЕ: Субкультура преступного мира; молодежная культура, которая бросает вызов морали общества, принятым нормам поведения. ПОЗИТИВНЫЕ: возрастные профессиональные поселенческие территориальные классовые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 10 классе "Культура и духовная жизнь общества", расчитана для работы на 2 уроках при использовании учебника под редакцией БоголюбоваЛ.Н., Лабезниковой А.Ю....

Культура и духовная жизнь общества

Презентация предназначена для обучающихся 10-11 классов, кроме теоретического и иллюстративноо материала презентация содержит различные типы заданий для организации самостоятельной работы с учебником,...

Cлайд 1

Вопросы для повторения Правомерное и противоправное поведение; Правонарушение, его признаки; Виды правонарушений; Соучастие в преступлении.

Cлайд 2

Домашнее задание §17 читать; Ответь на вопросы и задания после §17; Решить проблему, выполнить практикум; Новые слова выучить; Рабочая тетрадь, задания к §17.

Cлайд 3

Cлайд 4

План урока Что такое культура?; Узкий и широкий смысл понятия «культура»; 3. Материальная и духовная культура; 4. Функции культуры.

Cлайд 5

1. Что такое культура? Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок Культура - совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества Культура - осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность Культура - практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей Понимание слова «культура» было различным в разные времена развития человечества

Cлайд 6

1. Что такое культура? Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura - уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование В XVIII - начале XIX в. понятие «культура» обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация» А что Вы вкладываете в понимание слова «культура?»

Cлайд 7

2. Узкий и широкий смысл понятия «культура» Понятие « культура » противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура - это то, что создал человек, а природа - то, что существует независимо от него.

Cлайд 8

2. Узкий и широкий смысл понятия «культура» КУЛЬТУРА Широкий смысл Узкий смысл Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности В связи с существованием двух типов деятельности - материальной и духовной - можно выделить две основные сферы существования и развития культуры

Презентация может быть использована при проведении урока " Что такое культура?" в 9 классе к учебнику А.Кравченко. Содержит 11 слайдов, предложены разные подходы к понятию "культура", дается представление о видах культуры,культурных универсалиях и культурном наследии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что такое культура?

Основные подходы к понятию « культура» Культура (лат. cultura, от colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. Марк Порций Катон (2-1 вв. до н.э.) первым ввел понятие « культура» в научном трактате о земледелии.

Основные подходы к понятию « культура» под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, «продукт играющего человека!» Й. Хёйзинг «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» Ю. Лотман набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении

Основные подходы к понятию « культура» В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души». Марк Порций Катон (2-1 вв. до н.э.) первым ввел понятие « культура» в научном трактате о земледелии. в латинском языке слово имеет несколько значений: возделывание, обрабатывание, уход; разведение; земледелие, сельское хозяйство воспитание, образование, развитие поклонение, почитание В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

Основные подходы к понятию « культура» Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения понятия « культура»: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность». Расширил и углубил толкование слова «культура» русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель - Николай Константинович Рерих.

Современное понимание культуры. Культура- комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. Культура народа- это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования и язык.

Виды культуры. Материальная (артефакты) Нематериальная (духовная)

Единство материальной и нематериальной культуры. Культурный комплекс - совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности, футбол. С ним связаны стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты. Культурным комплексом могут являться частные собрания картин и антикварных предметов, галереи и музеи, художественные стили и направления, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и т. д.

Этикет. Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. Этикет можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно.

Культурное наследие. Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Объект культурного наследия - место, сооружение, комплекс, созданные человеком, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность; Достопримечательность - объект культурного наследия, который занесен в Государственный реестр достопримечательностей России; Историческое населенное место - населенное место, которое сохранило полностью или частично исторический ареал и отнесено к списку исторических населенных мест.

Культурные универсалии. Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем куль турам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих всем культурам элементов: спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, образование и т. д.

Домашнее задание. п 17 (41) 1 ряд -зад. 4 в рт. 2 ряд –зад. 5 в рт. 3 ряд- зад. 3 в рт. Инд.задания- сообщение на тему: « Правила этикета в разных странах»


1 слайд

2 слайд

Культура Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура. В повседневной бытовой практике под культурой понимается: -возделывание, обработка, улучшение, совершенствование - «культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» и т. д.; -воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета - «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.; -искусство, творчество - «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д. Культура - это искусственная среда, под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, что создано человеком.

3 слайд

Функции и сферы культуры Выделяют основные функции культуры: -регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения); -образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта); -интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества); -ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения). Культура условно делиться на следующие сферы: Мировоззренческо-познавательную (религия, философия, наука); Художественно–эстетическая (все виды искусства, эстетические представления людей); Социо-нормативная (право, политология, мораль, поведение в обществе).

4 слайд

Материальная культура - это производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Духовная культура - содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.). Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

5 слайд

Формы культуры Массовая культура или поп-культура, - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), СМИ, и т. п. Народная культура или фольклор - это народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах. Элитарная культура (высокая) - это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства.

6 слайд

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры. Интернационализация культуры - усиление взаимовлияния национальных культур друг на друга и развитие на этой основе как национальных культур, так и всей мировой культуры. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур. Интернационализация культуры

7 слайд

Культурное наследие - это совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, переходящая из поколений в поколения. Древние Цивилизационные и культурные достижения тяготели не к новаторским действиям, а к самосохранению. Был выработан механизм сохранения цивилизации и культуры, действующий и сегодня. И этот механизм назвали традицией. Традиция, применительно к культуре, – это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Культурное наследие

8 слайд

Субкультура Субкультура в социологии и культурологи - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Входя в протест с основной культурой субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения называют контркультурой. Определённый имидж; Вырабатывается свой язык (сленг); Символика субкультур; Традиции и ритуалы.

Поделиться